Статья "Книга Хроник (Паралипоменон)"

 

ХРОНИК КНИГА (Диврей ха-ямим), последняя книга Библии, завершающая ее третий раздел, Ктувим (см. Писания). Изначально книга Хроник— единая книга; ее деление на две части (I Хр. и II Хр.) впервые встречается в Септуагинте, откуда оно перешло в другие переводы Библии (см. Библия. Издания и переводы. Переводы); начиная с 15 в. это деление принято и в изданиях еврейской Библии. В Септуагинте книга Хроник называется Паралипоменон (по-гречески — `пропущенное`). Очевидно, переводчики Септуагинты рассматривали книгу Хроник как дополнение к остальным библейским книгам. Название Паралипоменон принято и в Вульгате, однако название Хроникон также получило распространение и употребляется в большинстве переводов Библии на новые языки. В Талмуде книга Хроник упоминается как заключающая раздел Ктувим, и это место она занимает в большинстве рукописей и в печатных изданиях Библии. Однако в ряде манускриптов, включая «Алеппский кодекс», книга Хроник открывает раздел Ктувим. Согласно средневековым источникам, различное местоположение книги Хроник отражает различия в обычаях в Эрец-Исраэль («Алеппский кодекс» и «Ленинградский кодекс») и Вавилонии. В Септуагинте книга Хроник помещена среди исторических книг, после книги Царей. Этот порядок был принят Вульгатой, откуда он перешел в некоторые современные переводы Библии. Мишна (Иома 1:6) сообщает, что книга Хроник была среди тех книг, которые читали первосвященнику перед наступлением Иом-Киппур, чтобы тот случайно не заснул и не был за это отстранен от участия в храмовой церемонии.


Книга Хроник излагает историю Израиля со времени царя Давида (10 в. до н. э.) до падения Иудейского царства в правление царя Цидкияху (6 в. до н. э.). Пространное введение, состоящее преимущественно из различных списков, служит фоном исторического повествования книги, которая завершается выдержкой из эдикта Кира, заимствованной из книги Эзры. Книгу Хроник можно подразделить на три основные части: 1) I Хр. 1–9 — введение; 2) I Хр. 10 – II Хр. 9 — история Израиля под властью Давида и Соломона; 3) II Хр. 10–36 — история Иудейского царства со времени его образования в результате распада царства Соломона и вплоть до его падения.


1. Введение делится на три неравные части. Глава 1 представляет собой собрание генеалогических списков, взятых из книги Бытие и по большей части подвергшихся адаптации и сокращению за счет исключения из них повествовательных элементов. Главы 2–8 представляют собой центральную часть введения и содержат генеалогические списки израильских племен. Последовательность перечисления колен Израилевых отлична от последовательности в других библейских списках. Книга Хроник начинает с колена Иехуды, которое составляло основу населения Иудейского царства, а затем Иудеи по возвращении изгнанников из пленения вавилонского. Далее следует колено Шим‘она (греч. Симеон), надел которого с самого начала был включен в состав Иудейского царства. Затем перечислены колена в Заиорданье (с юга на север): Реувен (греч. Рувим), Гад и половина колена Менашше (греч. Манассия). Далее приводятся генеалогии колена Леви (греч. Левий). Затем идут колена Иссахара, Биньямина, Дана и Нафтали. Затем следуют вторая половина колена Менашше, колена Эфраима и Ашера (греч. Ассир). Колено Звулуна в списке отсутствует. Наряду с генеалогической информацией списки содержат сведения о войнах, о поселениях и о перемещениях колен. Материал неоднороден в количественном и качественном отношениях; частью он заимствован из других книг Библии, частью почерпнут из переписей воинов периода Объединенного царства (I Хр. 7:1–11, 35–40), устных традиций и т. п. В 9-й главе содержатся списки жителей Иерусалима, левитских служек и жителей Гив‘она. Список обитателей Иерусалима (I Хр. 9:2–18), названный «первые жители» и параллельный списку в книге Нехемии (греч. Неемии, стихи 11:3–19), по всей видимости, восходит ко времени Нехемии или к последующим годам. К этому списку примыкает подробный список левитских служек (I Хр. 9:19–34), в котором особое внимание уделяется левитам-привратникам. Следующий за этим списком перечень жителей Гив‘она (греч. Гаваона) дословно повторяет список из I Хр. 8:29–38, что, возможно, является результатом ошибки переписчика. Введение служит созданию широкого исторического фона для перехода к повествованию о царстве Давида, и с этой целью автор использовал весь релевантный материал, который был в его распоряжении.


2. Рассказ о поражении и гибели Саула на горе Гилбоа (I Хр. 10) предваряет изложение истории Объединенного царства — от помазания Давида на царство над всем Израилем в Хевроне до смерти Соломона. Основным источником глав, посвященных царствованию Давида, служит Самуила книга, некоторые главы которой почти цитируются. Однако совпадение повествования двух книг лишь частично. С одной стороны, в книге Хроник опущена значительная часть содержащегося в книге Самуила материала о Давиде (например, выпущен весь период от помазания Давида Самуилом до смерти Саула, история правления Давида в Хевроне, его борьба с сыном Саула Эшба‘алом /Иш-Бошетом/, подробности семейной жизни Давида и прочее). С другой стороны, книга Хроник содержит обширную информацию, отсутствующую в книге Самуила, относительно государственно-административного устройства, приготовлений к строительству Храма и его создания (I Хр. 13–16,22–29). Царствование Давида в книге Хроник представлено как довольно спокойный, безмятежный период, существенно отличающийся от описанного в книге Самуила и книге Царей. Книга Хроник умалчивает о событиях, предшествовавших воцарению Давида над всем Израилем (о правлении Эшба‘ала, о тяжелых периодах царствования Давида, например, о восстании его сына Авшалома, о голоде в стране и т. п.), и о личных пороках царя. Из книги Хроник создается впечатление, что Давид стал царем Израиля без проблем, что он был безупречным правителем, а период его царствования был совершенно благополучным.


В целом повествование концентрируется вокруг организации Давидом административной и религиозной сфер жизни царства. Деятельность царя в религиозной сфере включает установление места отправления культа Бога Израиля, перенесение Ковчега завета из Кирьят-Ие‘арима в Иерусалим в специально сооруженную для него скинию, установление порядка службы, приготовление к строительству Храма (перепись ремесленников, подготовка необходимых материалов и даже плана здания) и должностная организация храмового персонала (I Хр. 11:20–47), высших чиновников (I Хр. 18:15–17), «тысяченачальников и стоначальников» и «главных начальников над коленами Израилевыми» (I Хр. 27:1–22), управляющих царским имуществом, высших начальников (27:25–34) и царских писцов, судей и надзирателей (I Хр. 26:29–32). Автор книги Хроник особенно подчеркивает, что Давид был царем всего Израиля, и рассматривает единство Израиля и власть Давида как два взаимосвязанных фактора.


В отличие от I Ц. 1–2, в книге Хроник и переход власти от Давида к Соломону представлен в соответствии с желанием Бога, избравшего Соломона среди всех сыновей Давида; помазание Соломона произошло еще при жизни Давида с согласия царя и народа. Помазание Соломона прямо связывается с приготовлениями к строительству Храма. Повествование о царствовании Соломона обнаруживает еще большую, нежели рассказ о правлении Давида, связь с книгой Царей. Как и раньше, автор книги Хроник опускает часть материала, однако, в отличие от повествования о Давиде, в рассказе о царствовании Соломона объем дополнительного материала невелик, и этот материал по большей части расширяет описания, заимствованные из книги Царей. Как и царствование Давида, правление Соломона представлено как период благополучия; автор книги Хроник умалчивает как о борьбе за престол в начальный период, так и о прегрешениях царя в последний период его правления. В центре повествования — строительство Храма: из девяти глав, посвященных царствованию Соломона, более шести отведены подробностям сооружения Храма и его функциональным распорядкам.


3. В повествовании о царях Иудеи автор книги Хроник почти полностью использовал соответствующие главы книги Царей, а также ввел обширный дополнительный материал. В отличие от описания царствования Давида и Соломона, в повествовании об иудейских царях отсутствует тенденция к их идеализации, и в большинстве случаев оценка царей совпадает с таковой в книге Царей. Дополнительная информация большей частью относится к военной, политической и экономической сферам, в частности, книга Хроник приводит список построенных Рехав‘амом (греч. Ровоам) укрепленных городов (II Хр. 11:5–12); список городов, захваченных иудейским царем Авией у царя Израиля Иоров‘ама (греч. Иеровоам, II Хр. 11:13–19); сообщается о войнах Асы (II Хр. 14:8–14) и его сына Иехошафата (греч. Иосафат, II Хр. 20:1–2), о военной, административной и религиозно-правовой реформах в царствование последнего (II Хр. 19:5–11); о войнах царя Уззии (греч. Озия), об организации его войска, о его экономической деятельности и расцвете при нем Иудейского царства (II Хр. 26:6–15); повествуется о деяниях его сына, царя Иотама (греч. Иоафам) в военной и экономической сферах (II Хр. 27:3–5); о мерах, которые принял Хизкияху (греч. Езекия) для укрепления Иерусалима и организации его водоснабжения во время осады города Санхеривом (греч. Сеннахирим, ассирийский царь, II Хр. 32:3–6). Дополнительная информация, приводимая в книге Хроник, имеет большое историческое значение и находит подтверждение в нееврейских источниках и в археологических раскопках.


Автор книги Хроник упоминает более 20 книг, служащих источниками его информации, однако, по-видимому, число использованных им источников еще больше. Так, очевидно, что автор книги Хроник черпал информацию из ряда книг Библии, которые он не упомянул (Пятикнижие, книга Иехошуа бин Нуна, пророчества Исайи, Иеремии и Зхарии, Псалмы, книги Эзры и Нехемии). Упомянутые в книге Хроник источники можно подразделить на три группы.


Первая группа источников состоит из шести книг общего характера: «Книга царей Израиля и Иудеи» (II Хр. 27:7 и т. д.), «Книга царей Иудейских и Израильских» (II Хр. 16:11), «Книга царей Израиля» (II Хр. 20:34), «Книга царей Израильских» (II Хр. 33:18) и «Комментарий /мидраш/ книги Царей» (II Хр. 24:27). Различия в названиях незначительны, и весьма возможно, что речь идет об одной и той же книге.


Вторая группа источников включает 12 книг пророков (см. Пророки и пророчество), например, «записи провидца Самуила», «записи пророка Натана», «записи провидца Гада» (I Хр. 29:29) и другие (II Хр. 9:29; 12:15; 13:22; 20:34; 26:22; 32:32; 33:19). За исключением одного, все упоминаемые в книге Хроник пророки известны из книг ранних пророков. Маловероятно, что автор книги Хроник располагал аутентичными пророческими книгами, например, эпохи Давида. Самуил умер до того, как Давид стал царем, и потому деяния Давида вряд ли могли быть частью содержания «записей провидца Самуила». Хотя нельзя полностью отрицать, что автор книги Хроник имел доступ к пророческим сказаниям и легендам, восходившим ко времени Первого храма; представляется более вероятным, что упоминаемые им книги пророков на самом деле представляли не отдельные книги, а пророчества, инкорпорированные в книгу об истории израильских и иудейских царей.


Третья группа источников состоит из различных книг и документов, как, например, «Писания Давида, царя Израилева, и Соломона, сына Давидова» (II Хр. 35:4), «Слова Давида и Асафа-провидца» (II Хр. 29:30), «Плач» (II Хр. 35:25) и других. Представляется вероятным, что речь идет о разнообразных письменных документах, возможно, о царских и храмовых хрониках, которыми располагал автор книги Хроник.


Исследование показало, что отбор материала в книге Хроник в весьма значительной степени определяется идейными установками автора. По всей видимости, цели автора были многообразны. В истории народа Израиля он прежде всего подчеркивает узы, связывающие народ Израиля с его Богом: народ служит своему Богу, а Бог блюдет Свой народ. В соответствии с этим взглядом автор привносит изменения в имеющиеся в его распоряжении источники и превращает историю Израиля в непрерывную цепь Божественного воздаяния: народ и его цари ведут себя определенным образом, а Бог воздает им за их поведение. Наряду со связью между народом Израиля и Богом автор подчеркивает связь между народом Израиля и его страной. Он не упоминает или затушевывает периоды, когда народ Израиля был разлучен со своей страной (например, переселение Иакова и его сыновей в Египет или изгнание евреев из Эрец-Исраэль), так что создается впечатление, что связь народа Израиля со своей страной была постоянной и непрерывной. Автор описывает историю народа и царства Израиля через деяния царей, однако только в Давиде и в доме Давида он видит законных правителей. Северное (Израильское) царство выступает в книге Хроник как противозаконное: оно возникло в результате восстания против Бога и дома Давида, а его история связана с чуждыми формами богопочитания и идолопоклонством. Тем не менее жители Северного царства — это часть народа Божьего и братья живущих в Иудее.


Важное место в книге Хроник занимает религиозная жизнь, центром которой служит Иерусалимский храм. Согласно концепции автора, в эпоху Первого храма жизнь народа Израиля концентрировалась вокруг исполнения предписаний Торы и службы Богу в Его Храме. Строительство Храма и организация храмовой службы стоят в центре повествования о царствовании Давида и Соломона. Даже после того, как порядок храмовой службы был окончательно установлен, цари Иудеи были заняты делами Храма: Иоаш (отец Гид‘она) и Иошияху заботились о ремонте Храма, а Хизкияху очистил и заново освятил Храм. Иудейские цари проводили религиозные реформы и стремились к постоянному поддержанию связи народа с Богом. Книга Хроник особо подчеркивает роль левитов в храмовом богослужении, что наводит исследователей на предположение, что автор происходил из левитов. Важное место в книге Хроник уделяется пророкам, которые служат посланцами Бога, и в каждом поколении пророк предстает перед царем и народом, чтобы донести до них слово Бога — упрекнуть за прегрешения, предостеречь о грозящем гневе Бога и призвать к раскаянию и к упованию на Него. Вместе с тем, пророки выступают как летописцы Израиля: в каждом поколении пророк ведет запись современных ему событий.


Талмуд приписывает авторство книги Хроник Эзре и Нехемии: «Эзра написал свою книгу, а также генеалогии книги Хроник вплоть до своего времени... А кто затем завершил [книгу] Нехемии...» (ББ. 15 а). Начиная с исследований Л. Цунца, принято мнение, что книга Хроник и книги Эзры и Нехемии представляют собой единое сочинение, которое получило условное название «Хроническая историография». Доказательством этого служит языковое сходство и идейная и композиционная близость. Однако дальнейшее исследование языка книги Хроник показало, что наряду со сходством между ней и книгами Эзры и Нехемии существуют значительные различия, которые исключают возможность единого авторства. Это же относится и к идейной близости указанных книг. Хотя интересы автора книги Хроник сходны с таковыми у Эзры и Нехемии, его литературный подход и идеологические цели обнаруживают существенные отличия. Так, в частности, дом Давида занимает центральное место в книге Хроник, в то время как у Эзры и Нехемии тема Давидова царства маргинальна; в книге Хроник практически не упоминаются Исход из Египта, скитания евреев по пустыне и завоевание Ханаана, в то время как у Эзры и Нехемии эти темы занимают центральное место; проблема браков с нееврейскими женщинами не упоминается в книге Хроник; существует также глубокое различие во взглядах на роль пророков и пророчества. С литературной точки зрения книга Хроник обнаруживает склонность к схематизму, численным преувеличениям и идеологической тенденциозности, в то время как книги Эзры и Нехемии скорее выглядят как реалистический отчет о событиях.


Стилистический анализ книги Хроник показывает, что она была написана позже книг Эзры и Нехемии. В частности, начало указа декрета Кира, которое приводится в конце книги Хроник, заимствовано из книги Эзры. Стилистика и лексика, а также арамейские языковые влияния сближают книгу Хроник с поздними библейскими книгами (Эздра, Неемия, Эсфирь, Даниил), со свитком Исайи из Кумрана и Самаритянским пятикнижием. С другой стороны, в книге Хроник совершенно отсутствует эллинистическое влияние. На этом основании книгу Хроник следует относить к персидскому периоду, скорее всего к 4 в. до н. э.

По материалам Электронной еврейской энциклопедии (КЕЭ, том 9, кол. 962–967)

Обсудить на форуме

Адрес почты редактора: s t o p a n g i n @ r a m b l e r . r u Юрий Клименковский  

Счетчик установлен 17 марта 2008

Счетчик установлен 17 марта 2008

Используются технологии uCoz