Библейский справочник - Книга пророка Даниила
Статья "Книга Даниила"

 

Краткое изложение
Критические воззрения
Хронология Книги Даниила
...- кто такой Дарий Мидянин?
...- Даниил у пророка Иезекииля
...- Даниил в Книге Маккавеев и кумранских свитках
Эпизод со смертью вавилонского царя Валтасара

Апокалиптика в Книге п. Даниила
Три рога, исторгнутые перед малым...
Источники повествований о пророке Данииле - угаритский эпос о "Даниилу и сыне его Акхате"

Является одной из важнейших пророческих книг для христиан, поскольку в ней они находят пророчества о втором пришествии Христа и его предварительной казни (Дан. 9:26).

Краткое изложение

В первой части говорится о вынужденных жить среди язычников четверых иудейских юношей. Отрок Даниил (которому царь дал второе - вавилонское, имя Валтасар) и его друзья, переселенные в Вавилон после первой сдачи Иерусалима (597 г до н.э.), воспитываются при халдейском дворе. Царь Вавилонии Навуходоносор осыпал их милостями, готовя для царской службы, но они не отступили "от заветов отцов" и не осквернялись "яствами со стола царского". Бог наградил их стойкость и даровал им мудрость, а Даниилу еще и способность толковать сны и видения (гл. 1). Гл. 2 повествует об огромной статуе, которую видел во сне царь. Голова кумира была из золота, грудь и руки - из серебра, бедра - из меди, голени - из железа, а ступни - уже из глины. Оторвавшийся от горы камень сокрушил идола, "сделался великою горою и наполнил всю землю". Даниил истолковал царю этот сон: он означает постепенный упадок земных империй (видимо, вавилонской и мидийской-персидской), на смену которых придет "вечное Царство Бога". Гл. 3-4 рассказывают о повелении царя поклоняться истукану и о том, как трое юношей предпочли смерть в раскаленной печи отступничеству от Бога. Но они не погибли: ангел, "подобный сыну Божию", укротил огонь, а самого царя за гордыню Бог поразил на долгое время безумием. В итоге Навуходоносор раскаялся и прославил "Царя небесного". В гл. 5 вавилонский царь Валтасар, который в Книге назван сыном Навуходоносора (на самом деле Навуходоносор являлся ему дедом Примечание1.), пирует в своем дворце и внезапно видит на стене загадочные слова, начертанные неведомой рукой (Дан. 5:24). Даниил толкует их в том смысле, что царство Валтасара, который оскорблял Бога (он пил вино из священных сосудов Храма Иерусалимского), обречено. В ту же ночь Валтасара убивают и власть переходит к Дарию Мидянину (см. ниже). Дарий также покушается на веру тех, кто предан Господу. Он запрещает в течение 13 дней обращаться с просьбой к кому бы то ни было, кроме царя. Но Даниил не оставляет ежедневной молитвы. В наказание его бросают в ров, где содержались львы. Звери не трогают героя, и Дарий вынужден признать величие "Бога Даниилова".

Вторая часть книги написана в основном от лица самого Даниила. Из морской бездны (символизирующей силы тьмы) выходят четыре чудовища. Вид их противоестественный; они бросают вызов "правде Божьей". Эти чудовища - четыре мировых державы.

 

Критические воззрения

Иудейские и христианские толкователи обычно признавали, что автором книги был сам Даниил и что она была написана в VI веке до Р. Хр., хотя еще неоплатоник III века Порфирий (родившийся в Тире в 233 или 234 году) в своем памфлете "Против христиан" пророчества Даниила ставил под сомнение, считая, что они были написаны уже после их исполнения. Согласно Порфирию, автор этой книги был иудеем, жившим во времена Антиоха Епифана, который и изложил современную ему историю в форме пророчеств (vaticinium ex eventu). Таким образом, получалось, что написанное Даниилом отражает такие события, как угнетение евреев в Иерусалиме, осквернение храма Антиохом Епифаном, его беззакония и национальное восстание маккавеев. Разумеется, ни иудеи, ни христиане того времени не восприняли всерьез утверждения Порфирия, и эти утверждения оказались забытыми. Только в XIX веке старые мысли Порфирия вновь ожили под пером критиков-рационалистов. Согласно мнению большинства религиозных комментаторов, Книга Даниила - это апокриф, составленный через много лет после смерти легендарного Даниила, жившего в VI веке до Р. Хр. Это произведение, написанное около 165 года до Р. Хр., предназначалось для того, чтобы воодушевить движение сопротивления против тирании Антиоха Епифана. Существует много доказательств, не позволяющих сомневаться в том, что эта книга является плодом сильнейшей экзальтации, вызванной среди евреев преследованиями Антиоха. К этим доказательствам относятся: характер двух языков, на которых она написана; употребление греческих слов; ясное, определенное указание, с датами, на события; которые относятся к эпохе Антиоха Епифана; неверное изображение древнего Вавилона, начерченные в этой книге; общий тон красок, нисколько не напоминающий времен пленения и, напротив, во многом соответствующий верованиям, нравам, игре фантазии эпохи Селевкидов; апокалипсическая форма видений; место, занимаемое этой книгой в еврейском каноне, где она не входит в серию пророков; пропуск Даниила в панегириках Екклезиаста в главе XLLX, между тем как, казалось бы, его место именно здесь, и так далее.

На арамейском языке написан почти весь 1-й раздел (за исключением 1:1-2:3, написанных на евр.), а также гл. 7. Как отметил Роули, арам. язык книги - поздний (не ранее 3 в. до н.э.). Употребление греч. слов (таких, как "симфония" - см. Дан. 3:5 и др.) также говорит о более поздней эпохе, чем время описываемых в книге событий. Однако филологическое исследование текста показывает, что первоначально вся книга была написана по-арамейски, и лишь впоследствии ее вторая часть была переведена на иврит (см. "Еврейская электронная энциклопедия. Даниэль"). Не касаясь тонкостей лингвистического анализа в обосновании этих выводов, остановимся на других аспектах.

Всю Книгу можно разделить на две части: «Даниэль А» содержит шесть историй, свидетельствующих о всемогуществе Бога Израиля, «Даниэль Б» представляет собой изложение ряда видений, смысл которых тут же истолковывает присутствующий в этих видениях ангел. «Даниэль А» более раннего происхождения и датируется приблизительно 3 в. до н. э.

 

Рассмотрение в историческом контексте
хронология Книги Даниила


Написание части "Даниил А" относится к 3 в до н.э. На это указывает несколько моментов:

1) На Вавилон перенесены черты Персии (упоминание сатрапов; употребление слова раз ( - тайна, от иран. "раз"; что было характерно только для Персии, и др.)

"И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор.
И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана "
(Дан. 3 )

И, собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели (Дан. 3:94 )

Кто такой Дарий Мидянин?

2) Из связи стиха Дан. 6:1 с 30 ст. предшествующей гл. и из 29 ст. настоящей с несомненностью следует, что Дарий, сын Ассуиров, из рода Мидийского (9:1) был преемником Валтасара и предшественником Кира по управлению Вавилонской монархией. По указанию "цилиндра Кира", наместником в Вавилоне по его завоевании был полководец Кира Угбара. В целом в К.п.Д. указывается следующая последовательность царствований: Навуходоносор, Валтасар, Дарий, Кир.

Согласно др. книгам ВЗ и внебиблейским документам, последовательность была иной: Навуходоносор (604-562), Амель-Мардук (562-60), Нериглис-Сар (560-56), Лабаши-Мардук (556), Набонид (555-539) - узурпатор, который женился на вдове Навуходоносора, и завершает халдейскую династию Бел-сар-усур (греч. Валтасар, который, согласно "Колонне Набонида", найденной при раскопках великого храма в Уре в 1854 г, являлся сыном Набонида). В 539 персидский царь Кир II покоряет Вавилон (Набонид пленен, Валтасар убит).

По свидетельству греческих историков Геродота и Ксенофонта, власть над Вавилоном также перешла после смерти Валтасара не к Дарию, которого они не знают, а к Киру, завладевшему вавилонской империей. Равным образом Александр Полигистор и канон Птолемея после рассказа о завоевании Вавилона сразу говорят о царствовании в нем того же самого Кира. Киру наследует Камбиз II (530-523), и лишь затем уже к власти приходит Дарий I (522-486). Не совпадает показание книги Даниила и со свидетельством вавилонских надписей. Эти несоответствия указывают на то, что автор записал предание о событиях, уже значительно отдаленных от его времени.

В апологетической среде бытует мнение о том, что Дарием Мидянином в К.п.Д. назван военачальник Кира - Губару (греч. Гобрий), которого Кир назначил наместником Вавилона. Однако против этого свидетельствует факт того, что упомянутый Дарий имеет императорские полномочия:

"Итак утверди, царь, это определение и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский и Персидский, и чтобы он не был нарушен." (Дан. 6:8 )

Не согласуется с этим и слова из К. п. Д.:

"Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, а над ними трех князей" (Дан 6:1 - 2)

В небольшом вавилонском царстве, которое могло быть поручено наместнику, не было никакой нужды ставить такое количество сатрапов, да еще и трех супервизоров (князей).
Есть и мнение, что такой фигурой являлся персидский военачальник Кира - Угбару, завоевавший Вавилон. Но по отношению к этомй аргумеинту применимы аналогичные возражения, кроме того, согласно хронике (ANET. Указ. соч. p. 306), Угбару умер через три недели после того, как его войско вступило в Вавилон.

Третья версия, бытующая в апологетике, отождествляет Дария Мидянина с Киаксаром II, сыном Мидийского царя Астиага. Однако на "Киропедию" Ксенофонта в данном случае, как это делают апологеты, опираться нельзя. Ксенофонт слишком вольно распоряжался историческим материалом, это показывают следующие примеры. У Ксенофонта Кир мирным путем овладевает Мидийским царством, тогда как на самом деле это было результатом длительной и упорной борьбы. Кир получает Мидию в качестве приданого за дочерью придуманного им царя Киаксара, в то время как в действительности он вырвал это царство у Астиага. Главный противник мидян и персов упорно именуется в романе Ассирией, или, что здесь одно и то же, Сирией, между тем как на самом деле это было Нововавилонское царство. Упоминается о завоевании Киром Египта, тогда как в действительности эта страна была покорена уже сыном Кира Камбисом. Наконец, Ксенофонт дает возможность своему герою умереть от старости, на своем ложе, в окружении друзей, между тем как исторический Кир сложил свою голову в битве с массагетами.
Плутарх ("Морали") и Цец приводят сведения о Киаксаре тоже из "Киропедии" Ксенофонта. Сына Астиага по имени Киаксар не упоминает ни один другой исторический источник.

Более того, более ранний и критичный автор - Геродот - пишет: "Астиаг уже старик и нет у него мужского потомства" (Геродот. История. Книга I. Клио, 109).

И еще одно соображение против версии Лопухина. А.П.Лопухин пишет, ссылаясь на Ксенофонта, что Кир поставил сына Астиага, Ксеаксара, "временным царем" то ли Вавилонского царства, то ли всей вавилонской империи - неясно (второй вариант гораздо менее вероятен - а что в это время делал Кир?). Но разве может быть такое, учитывая то, что власть у Астиага Кир отнял силой, и мидяне, воспринявшие низложение Астиага как дворцовый переворот, наверняка попытались бы вернуть ее назад, пользуясь военными ресурсами Вавилонии?

Четвертую версию - отождествление с Астиагом - рассматривать уже не следует, поскольку уже было показано, что Кир низложил Астиага военным путем, и никак не мог поставить его своим вассалом, подчинив ему военные силы Вавилонии.

3) Аллегорические изображения борьбы царств в гл. 11 прямо указывают на Селевкидский период, а именно на 2 в. до н.э.

4) До 2 в. ни на Востоке, ни в др. странах не было религиозных гонений, между тем Д.п.К. их явно подразумевает и пишет для людей, которые терпят преследования за веру.

5) Намеки на прекращение жертвоприношений в Храме и на "мерзость запустения" позволяют говорить о периоде репрессий Антиоха (1 Макк 1:54-57). 8 ) Имя Даниила нигде в ВЗ не упоминается.

Даниил у пророка Иезекииля
Апологеты иногда заявляют о упоминании имени Даниила в книге пророка Иезекииля (см. того же Лопухина), но в Иез. 14:12-20 имеется в виду не пророк, а древний финикийский царь Данэл). Имя его пишется не так, как имя пророка Даниила (не хватает одной согласной, что не влияет на произношение - см. "Библейский словарь" В. П. Вихлянцев и др.). Место в Иез 28:3, где обращаются к начальствующему в Тире, также ясно дает понять, что подразумевается некая особа, известная и в финикийской традиции (см. "Библейский словарь Брокгауза, Даниил"). В Кн.Иисуса, сына Сирахова, (ок.190 г до н.э.) при перечислении пророков не называется Даниил, что было бы невозможно, если бы К.п.Д. уже существовала.

Даниил в Книге Маккавеев и кумранских свитках.
Часто отмечают, что Даниил упомянут в 1 Книге Маккавеев:
"Даниил за свою невинность избавлен от челюстей львов." (1 Макк. 2:60),
а также в кумранских рукописях. Однако этот аргумент несостоятелен, поскольку 1 Книга Маккавеев повествует о борьбе палестинских иудеев под предводительством Маккавеев против Селевкидов, Антиоха IV Епифана и его преемников, в период времени, обнимающий 41 год (175-134 г. до н.э.), т.е. написана не ранее 134 года, в то время как Книга Даниила датируется 165 годом до н.э. - т.е. намного раньше.
То же самое касается кумранских находок - свиток 4Q Dan датируется концом II в. до н. э., около пятидесяти лет отделяют их от времени создания К. п. Д. в ее окончательном виде. Из развалин, в которых нашли кумранские рукописи, сверх того извлечено много монет. Самая старая датируется 125 годом до нашей эры.


Это лишь главные аргументы, наряду с которыми имеется еще много других.

При этом, вероятно, можно говорить, что какая-то фабула К. п. Д. существовала в более раннее время, возможно, возникла даже в вавилонской среде - например, ходила легенда о иудейском мудреце, вылечившем какого-то вавилонского царя (которого можно отождествить с Набонидом - см. Примеч. 1)), возможно, что она в том числе послужила прообразом для фигуры Даниила. Книга Даниила делится на две части, написанные двумя различными авторами в разные периоды времени: на очень популярное сюжетное сказание и на пророчество, выдержанное в стиле апокалипсического откровения. Подобно Книге Иова, К. п. Д. также питалась соками чужой мифологии. В раскопках Угарита обнаружена поэма, датируемая четырнадцатым веком до нашей эры. В ней излагается история некоего Даниила и его сына Ахата. Герой был мудрым и справедливым судьей, заступавшимся за вдов и сирот, и, видимо, еврейские писатели именно из этой поэмы заимствовали идею сказания о Данииле (см. ниже).

 

Эпизод со смертью вавилонского царя Валтасара

Из текста Библии мы видим, что Валтасар устроил великолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим и дорогие сосуды из иерусалимского храма.
Библия внушительно говорит нам о "знамении", произошедшем на этом языческом пиршестве, которое опять-таки смог правильно растолковать только Даниил:

"Вот и значение слов: мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему;
Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким;
Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.
Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве.
В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит,"
(Дан. 5:24-31)

Библейский рассказ избегает сведений о том, что Вавилон в это время осажден превосходящими силами объединенных войск Мидии и Персии. Причина этого, вероятно, в том, чтобы не давать пищу для сомнений в божественном характере пророчеств Даниила.

В клинообразной надписи, хранящейся теперь в Британском музее (см. Валтасар - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона ) содержится летопись о том, как это происходило. Летопись, изложенная в ней, вполне согласуется с изложением Геродота о последних днях правления халдейской династии и ее падении. Победоносный Кир, разбив вавилонское войско в открытом поле, "без битвы спустился в Вавилон" в шестой день месяца таммуза (т.е. июля) - хотя это выражение можно понимать и в том смысле, что Кир без битвы подступил к Вавилону. В той же летописи, далее, рассказывается, хотя и довольно неясно, что со стороны Вавилона была самозащита, выразившаяся в отпоре каких-то "мятежников гути", которые пред победителем заперли ворота Бит-Саггату, т.е. огромного укрепления, в котором находился царский дворец. Несмотря на то, что у них был крайний недостаток в оружии, они продержались там в течение четырех месяцев, так что "Кир вошел в Вавилон в третий день месяца арахсамну", т.е. в октябре или ноябре.

При сравнении реальных обстоятельств и того, что нам рисует Библия, трудно не увидеть, это "пророчество" не имеет предсказательной силы. Библия преподносит его так, словно у Даниила не было никаких объективных предпосылок для своего предвидения падения Валтасара, и что оно может быть только следствием божественного откровения. На деле же иного исхода для Валтасара и быть не могло. Оказывается, что даже отец Валтасара - Набонид - был уже пленен Киром и содержался в почетном плену. Вавилонская армия была давно уже разбита и рассеяна, а внутри Вавилона тлело недовольство и бунт жречества и населения.

"Бесполезно, - пишет Карташев А., - тратить теперь усилия на невозможные доказательства о написании книги прор. Даниила самим Даниилом при его жизни, т.е. в 6 в. Для всех, не держащих волей или неволей свои глаза закрытыми на литературно-историческую очевидность, ясно, что книга написана неизвестным автором в 165 г. до Р.Х. после очищения храма Иерусалимского Иудой Маккавеем от "мерзости запустения", водворенной Антиохом Епифаном еще до смерти последнего зимой 164 г.". Вполне возможно, что неведомый боговдохновенный пророк (может быть, тоже носивший имя Даниила) соединил агадические мидраши о временах Плена с апокалиптич. видениями именно в то самое время, когда ветхозав. Церковь нуждалась в слове утешения и ободрения" (из "Библиологического словаря" о.Александра Меня).

 

Апокалиптика в Книге п. Даниила

Представлена в части Книги, условно названной "Даниил Б" (см. выше) Видения Даниила являются образцом возникшей в эллинистическую эпоху апокалиптической литературы, которая, в отличие от пророческой, видит в человеке лишь пассивного участника заранее определенного хода исторических и космических процессов. Хотя уже у Иезекииля можно отметить некоторые моменты, свойственные апокалиптической литературе, его мистическое мировоззрение в корне отлично от характера предсказаний Даниэля.

Пророчество о седминах (Дан 9). Даниил повествует, как он размышлял над св. книгами о судьбах народа Божия. Согласно Кн. Иеремии, кара Израилю - изгнание - будет длиться 70 лет (Иер 25,9-12). В действительности же Плен длился меньше, а бедствия - дольше. Тогда ангел Гавриил объясняет провидцу, что период бедствий, который продлится до прихода Мессии, увеличен в 7 раз (ср. Лев 26,21). Эта эпоха измеряется семилетиями - седминами, или субботними годами (ср. 2 Пар 36,21; Лев 26,34-35). Не семьдесят лет, а семьдесят семилетий пройдет до конца эпохи испытаний и мессианского Царства.

Оскверенное Святое Святых будет вновь освящено. Под этим разумеется освящение Храма при Иуде Маккавее (1 Макк 4,36-61), а прообразовательно - пришествие Мессии. В конце седьмого семилетия будет помазан «Святой святых» (по-видимому, первосвященник); по прошествии ещё 62 семилетий будет предан смерти очередной помазанник; остающееся семилетие будет временем войны и разрушения, и в Храме будет «мерзость запустения».

В конце пророчества сроки уточнены (9,25-27). Период в 70 седмин (490 лет) разделен на две фазы - испытание (7 седмин) и возрождение (62 седмины). Указанные в книге цифры, как это принято в символических исчислениях Библии, округлены (ср. Мф 1,17).

Относительно 70 седмин существуют два толкования:

1. Отсчет ведется от указа персидского царя Артаксеркса, разрешившего восстановить стены Иерусалима (445 г. до н.э., ср. Неем 2,1), и доводится до конца земного служения Христа.

2. Более распространенный в современной библеистике отсчет ведется, согласно пр. Иеремии, от Плена (ср. Иер 29,10).

Первая фаза - округленно 49 лет (7 седмин), длится от Плена (587 г.) до освобождения (538 г.), согласно Даниилу, "до Христа владыки". "Христос владыка" (евр. Машиах нагид - помазанный вождь) - не Иисус Христос, а первосвященник Иисус (см. Зах. 3) или царь Кир (см. Ис 45:1).

Вторая фаза - округленно 434 года (62 седмины), длится до смерти некоего помазанника (синод. текст "Христа"), под которым разумеется первосвященник Ония III (ум. 171 г. до н.э.). Примечание 2 Разрушение святилища "народом вождя" означает гонение Антиоха. Последняя семидесятая седмина - время бедствий (175-163 гг. до н.э.). Половина седмины (3,5 г., см. Дан 7,25; 8,14; 12,7,11-12) начинается с 167 года до н.э., когда в Храме царит "мерзость запустения" (ср. 1 Макк 1,54; Дан 11,31; 12,11), и длится 1290 дней. Иисус Христос в евангелиях обозначал этим словом поругание святыни язычниками (Мк 13,14). (см. А.Мень. Исагогика)

В Данииловых седминах мы находим, по словам протоиреея А. Князева, "ту же схему истории, что проходит через всю книгу: 4 звериных царства, которые должны сменить друг друга до наступления "Царства Сына Человеческого":


7 первых седмин
Нововавилонская империя
золотая голова истукана (Дан 2)

62 седмины
Персидская империя, Александр и Диадохи
серебряная грудь и чрево из меди

70-ая седмина
Антиох Епифан и его гонения, прообраз Антихриста
ноги истукана из железа и глины

Конец беззакония и явление Царства вечной правды Царство Божие нерукотворный камень, который разбивает истукана и наполняет всю землю (из А.Мень. "Исагогика", § 26. Первые апокалиптики. Благовестие о воскресении)

 

Три рога, исторгнутые перед малым...

Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,
и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
Первый - как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.
И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!"
Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.
После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.
Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно.
Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями;<...>

Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного:
"эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли.
Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков".
Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами,
и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих.
Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их,
доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.
Об этом он сказал: зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее.
А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей,
и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени.
Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца
. (Дан. 7:2-26)

В следующей, 8-й главе приводится еще одно "видение" Даниила, синхронное с описанным в главе 7. Четыре чудовища здесь означают четыре царства. Первое - это Вавилонская империя. Второе царство, которое автор Даниила характеризует как "другое царство, ниже твоего" (т.е. Навуходоносора), скорее всего - Мидийское (поскольку автор упоминает воцарение после Валтасара некоего Дария Мидийского) - см. Дан. 2:39. "Третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею" - Персидская держава, созданная Киром II. Четвертое, которое "будет крепко, как железо" (Дан. 2:40) - греко-македонское. О нем далее говорится, что "будет царство разделенное" - намек на распад завоеванных Александром Македонским земель на четыре отдельных царства после смерти Александра (четыре диадоха) - см. Дан. 8:8. У четвертого зверя вырастает рог с "устами, говорящими высокомерно". Это царь-богохульник и гонитель Антиох Епифан (175-164 гг. до н.э., сирийский царь из династии Селевкидов македонского происхождения, второй сын Антиоха III Великого. В Ветхом Завете, согласно "Толковая Библия" А.П.Лопухина , Антиох изображается противником Господа, Его народа и Завета, в Новом - как прообраз антихриста). Даниил созерцает престол "Ветхого днями" (Бога) и суд Его над четырьмя империями.

Пророчества о последнем царстве из главы 7 часто апологетически соотносят с римским владычеством, однако в действительности видения, излагаемые в главах 8 и 10–12, дополняют пророчество 7-й главы: здесь перечисляются будущие царства (Мидийское, Персидское, Александра Македонского и эллинистические монархии), их сроки и будущие войны. В этой связи следует пояснить, что имелось в виду под "десятью рогами" и "другим, вновь вышедшем, перед которым выпали три", Десять рогов олицетворяют представителей династий, получивших власть в наследство после смерти Александра Македонского. "Другой, вновь вышедший", который "вел брань со святыми и превозмогал их" - Антиох Епифан. "Исторгнутые три" - другие кандидаты на сирийский престол, которых Антиох разными путями устранил. В частности, он хитростью устранил законного наследника престола — сына Селевка Димитрия, бывшего в это время заложником в Риме, и предотвратил происки на тот же престол государственного казначея Илиодора и своей сестры, египетской царицы Клеопатры, в пользу ее малолетнего сына, египетского царя Птоломея Филометора. В пророчестве его называют "иной, отличный от прежних", вероятно, по причине агрессивной внутренней политики по отношению к иудейской вере, отличающейся крайней нетерпимостью к иудаизму (предыдущие Селевкиды, а также вавилонские и персидские цари, в целом проводили умеренную и терпимую политику в этом отношении). Во время второго похода Антиоха IV против Египта в 168 г. до н. э. ложный слух о его смерти привел евреев к восстанию. По возвращении из Египта Антиох штурмом взял Иерусалим, уничтожил тысячи евреев и еще большее число продал в рабство. Вместо них в Иерусалиме были поселены греки. Неспособность евреев свергнуть царя-угнетателя привело к появлению надежд на заступничество Всевышнего, что и отразилось в этих "пророчествах", написанных незадолго до восстания Маккавеев, вызванных беспрецедентными попытками Антиоха под угрозой смерти заставить евреев отречься от веры их отцов и переименовать Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского.

 

Фрагмент сказания о Данииле из 4-й Кумранской пещеры

Слова молитвы, которую произнес Набонид, царь Ассирии и Вавилонии, царь великий, когда был поражен злой проказой по велению Бога небес в Тейме городе:
Злой проказой я был поражен в течение семи лет, и... был подобен я... И грех мой отпустил ясновидец, а он - муж иудейский из сынов вавилонского изгнания, и он поведал и написал, чтобы воздать почесть и великое прославление имени Бога небес. И так он написал: Когда поражен был ты проказой злой по велению Бога небес в Тейме городе, семь лет молился ты богам из золота и серебра, меди и железа, дерева и камня, потому что ты полагал, что боги они...

 

Источники повествований о пророке Данииле -
угаритский эпос о "Даниилу и сыне его Акхате"

В 1929 г. в районе холма Рас аш-Шамра, приблизительно в 10 км севернее Латакии (Сирия), был открыт и с тех пор вплоть до настоящего времени раскапывается крупный торгово-ремесленный и политический центр древней Передней Азии Угарит. Он существовал до конца XIII —начала XII в. до н. э., когда погиб от землетрясения.

Наряду с памятниками материальной культуры в Угарите найдены и многочисленные письменные документы на угаритском, хурритском, аккадском, хеттском и, по всей видимости, ахейском языках (памятники предполагаемого ахейского языка пока не дешифрованы) .

Часть письменных памятников из Угарита составляют сакральные тексты — расписания жертвоприношений, молитвы и записи мифов и эпических повествований. Последние были записаны XIV в. до н. э. по повелению угаритского царя со слов местного верховного жреца, т. е. это запись местной жреческой традиции.

Одно из произведений этого рода, сохранившееся, к сожалению лишь в отрывках,— поэма о Данннилу и сыне его Акхате. Данниилу (Даниил) — фигура, очевидно, популярная в фольклоре Переднеазиатского Средиземноморья. В Библии он упоминается как знаменитый древний мудрец; в первой половине I тысячелетия до н. э. мы видим Данниилу в образе библейского пророка. Сюжет yгаритской поэмы, насколько мы о нем можем судить, сводится к следующему. Даниилу страдает от того; что у него нет сына, который был бы ему опорой в старости и продолжал его род. Снизойдя к его мольбам, бог Илу дарует ему сына — богатыря Акхата; бог-ремесленник Кусар-и-Хасис (Умелый и Мудрый) изготавливает для Акхата чудесный лук. Замечательные качества лука вызывают зависть богини-охотницы Анат; она просит Акхата отдать ей лук обещая за него богатства, свою любовь и, наконец, бессмертие! Акхат с презрением отвергает домогательства Анат. Тогда она насылает на него коршунов, и Акхат гибнет. Данниилу проклинает убийц, оплакивает сына; вероятно, вслед за этим повествуется о том, как он отомстил убийцам с помощью своей дочери.

Эпос о Данниилу и Акхате интересен не только своим сюжетом и богоборческими мотивами, явно ощущаемыми в нем, но и тем, что он возник задолго до появления Угаритского Царства и позволяет судить о том, каким это общество было в III—начале II тысячелетия до н. э., т. е. гораздо раньше того времени, которое характеризуют деловые документы.

Перевод сделан по изданию: Herdner А. Corpus des tablettos en cuneiformes alphanetiques decouvertes a Ras Shamra. — Ugarit de 1929 a 1939. Paris, 1963, N 17—19. Перевод и комментарии Шифмана И. Ш.


Примечание 1 Под именем Навуходоносора в К. п. Д. скрывается последний вавилонский царь Набонид, сыном которого был Валтасар, правивший вместо отца, когда тот, пораженный проказой, удалился в пустыню и вел там отшельническую жизнь. Набонид долгое время волновал воображение народов Ближнего Востока, превратившись в героя многочисленных легенд и историй, часть которых представлена в книге Даниэля.
Вернуться к тексту

Примечание 2 Ония 3-й сын и преемник первосвященника Симона II. Он был человек благочестивый и своими добродетелями приобрел себе великую славу, но он жил в бурные времена и незаслуженно подвергся гонению, ненависти, ссылке и насильственной смерти при Антиохе Епифане. (источник - Архимандрит Никифор Библейская энциклопедия)
Вернуться к тексту

Обсудить на форуме

Адрес почты редактора: s t o p a n g i n @ r а m b l e r . r u  

Счетчик установлен 17 марта 2008

 

Используются технологии uCoz