Библейский справочник - Пророчества Иеремии в историческом контексте
Статья "Пророчества Иеремии"

Последнее обновление 01.08.2007

 

Хронология написания Книги пророка Иеремии

 

Написание данного "пророчества" апологетически относят к 629 - 588 г. до н.э. (626 год до н.э. по Г.Г. Геллею). В действительности же, если исходить из текста пророчеств, эта Книга была написана уже в самом конце вавилонского плена. Об этом свидетельствуют предсказания о покорении Вавилона "мидянами", а то, что Книга ошибочно предрекает физическое разрушение Вавилона ("толстые стены Вавилона до основания будут разрушены, и высокие ворота его будут сожжены огнем"), говорит о том, что этот фрагмент был написан еще до факта захвата Вавилона персами. Неверно предсказана и длительность вавилонского плена в семьдесят лет (Иер. 29:10), отсюда можно предположить приблизительную дату завершения Книги - по всей вероятности за несколько лет до покорения Мидии Киром II.
Талмудическая традиция наделяет Иеремию кроме данного пророчества, Плача Иеремии и Послания Иеремии авторством еще нескольких Книг - Книги 3-й и 4-й Царств.

Благородный пафос произведения Иеремии, как и сочинений других пророков, в том, что он клеймил социальную эксплуатацию, ростовщичество и жестокость власть имущих и богатых слоев общества. В его словах слышится народное чаяние свободы и социального равенства, идеализация родового прошлого страны.

Согласно Иеремии, Бог Яхве узнал о его существовании, когда тот еще находился "в утробе" матери, для осуществления пророчеств. Пророк видит себя изъявителем воли Господа:

И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.
(Иер. 1:9-10)

Иеремия был потомком аристократического жреческого рода ("сын Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой" - на западе от Иерусалима). Вместе с этим он был не лишен и дара политического предвидения. В этой связи необходимо рассмотреть политическую обстановку накануне вавилонского пленения евреев.

 

Исторические предпосылки
для предвидения падения Иудеи

Кочевые орды скифов и киммерийцев нанесли Ассирийской империи с севера роковой удар. Вавилонский царь Набопалассар, договорившись с мидийцами, поднимает мятеж. Ашшур пал в 614, а в 612 г., к неистовому восторгу еврейских пророков, пала Ниневия. Надежды иудейского царя Иосии возлагались на новое распределение сил; и когда в 609 г. до н.э. египтяне во главе с фараоном Нехо, объединившись с ассирийцами, пошли против мятежников, которые задолго до того установили дипломатические отношения с Иудеей, Царь Иудеи Иосия попытался остановить их поход. В битве при Мегиддо он потерпел поражение и был смертельно ранен. Тучи опять сгустились над Иудеей.

Семье Иосии пришлось дорого заплатить за провал его политики дальнего прицела. Народ возвел на престол его второго сына Иехоахаза (разительный пример демократического характера древнееврейской монархии). Через несколько месяцев новый царь, пытавшийся продолжать линию поведения отца, был свергнут Ассиро-Египетским союзом и отправлен в цепях в Египет, где и умер. На его место был поставлен его нещепетильный брат Иехояким (608-598), на которого Ассирия и Египет могли полностью положиться. Однако помощь фараона Нехо не спасла его союзников. В Каркемише при попытке пересечь Евфрат (605 г. до н. э.) египетская военная мощь была сокрушена. Через несколько месяцев пала Ассирия, и Навуходоносор, правитель молодой Вавилонской империи, выдвинулся на первый план как военный колосс, угрожавший всему Ближнему Востоку.

Все это явилось предпосылками политического предвидения Иеремии, которую он облекает в форму божественного откровения:

И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли.
Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских.
И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих
. (Иер. 1:14-16).

Несмотря на взятый правительственной верхушкой (царем Иосией) политический курс на укрепление культа Яхве, в народе продолжали синкретические традиции, смешивая ханаанские и типично израильские культы. Даже иудейский пророк Исаия, как можно судить по его знаменитому пророчеству (глава 8, стих 3), отправился в Иерусалим в один из ханаанских храмов, чтобы иметь ребенка от жрицы богини Астарты. Еще при царе Соломоне в Иерусалимском храме наряду с Яхве чтили также Ваала и Астарту, которым поставили отдельные жертвенники. Это подтвердил, к собственному удивлению, пророк Иеремия, когда он появился в Иерусалиме, разоренном египтянами и вавилонянами. Иеремия встречал на улицах детей, собиравших "топливо для костров", которые их отцы намеревались разжечь в честь "богини неба", в то время как женщины пекли священные лепешки с выдавленным на них изображением Астарты.

Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима?
18 Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня.
Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?
(Иер. 7:17-19)

В ответ на упреки люди объясняли, что должны приносить жертвы богине, дабы она щедрее наделяла их пищей. Они жаловались, что с тех пор, как Иосия попытался подавить культ Астарты, их преследуют одни несчастья: Иерусалим опустошили халдеи, одну часть жителей увели в Месопотамию, а другая вынуждена искать приюта в Египте. Объяснение Иеремии, что эти катастрофы и несчастья являются наказанием за отступничество от религии Яхве, не нашло ни малейшего отклика у отчаявшихся иудеев.

Перед иудеями уже был пример страшной трагедии северного еврейского государства Израиля, население которого было, в сущности, уничтожено как этнос в 715 г до н.э. Ассирией, и "северные" пророки также видели причиной этой трагедии "измену" десяти северных израильских колен родоплеменному богу Яхве. Аналогичная судьба южного царства Иудеи была также вполне очевидна в создавшейся обстановке. Рискуя жизнью, Иеремия гневно клеймил политических фанатиков, которые, надеясь на помощь Египта, подстрекали Иудею против халдеев (так в Писаниях называли вавилонян). Даже когда Hавуходоносор уже осаждал Иерусалим, Иеремия призывал к капитуляции.

И не слушайте слов пророков, которые говорят вам: "не будете служить царю Вавилонскому"; ибо они пророчествуют вам ложь. (Иер. 27:14)
Не слушайте их, служите царю Вавилонскому и живите; зачем доводить город сей до опустошения?
(Иер. 27:17)

Вскоре события доказали, насколько правильной и разумной была его позиция.

Основную часть в Книге излагаются сетования Господа о том, что иудеи плохо помнят о нем и занимаются "блудодействами" и творят "беззакония" в виде смешения религиозных культов. Бог обещает альтернативу, в случае если народ еврейский перестанет изменять Завету с ним:

В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего <…>
Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш.
(Иер. 3:17-22)

На севере продолжает укрепляться вавилонское царство. Наконец и Ассирийская империя пала под ударами вавилонских войск под руководством царя Набопаласара, бывшего вассала Ассирии, усиливается и беспокойство в Иудее:

Несется слух: вот он идет, и большой шум от страны северной, чтобы города Иудеи сделать пустынею, жилищем шакалов. (Иер. 10:22).

После смерти Набопаласара в 604 году до н.э. к власти пришел царевич Навуходоносор II. Положение окружающих государств в это время было благоприятно для захватов Навуходоносором II новых земель. Сирия, где уже давно не было даже полусамостоятельных царств, по-видимому, сразу подчинилась Навуходоносору. Иудея и Финикия не решались определить свою позицию, очевидно выжидая дальнейшего хода событий. Все это отразилось в следующем предвидении Иеремии:

вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. (Иер. 25:9)

Вероятно, впрочем, эта часть пророчества, уже была написана в конце вавилонского плена, когда появились реальные очертания надежд на освобождение по истечении строго определенного срока:

"И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет." (Иер. 25:11)


Как и до войны с Навуходоносором, проповеди Иеремии в вавилонском плену также отличаются призывами к пассивному принятию своей участи, поскольку все несчастья евреев имеют искупительный характер Провидения. Это приносит этому пророку благоволение вавилонских властей. Замечательно то, что вопреки трагическим мотивам 137 псалма и Плача Иеремии, реальные условия жизни в плену не обнаруживают никаких трагических аспектов. На древнем Востоке переселение народов было обычной политической акцией и после ее осуществления ассирийские, вавилонские или персидские монархи предоставляли депортированным народам возможность жить и трудиться в мире, согласно обычаям их предков и под властью их традиционных вождей. В этих условиях еврейские пленники - умелые и трудолюбивые земледельцы - быстро освоились на плодородных землях Месопотамии. Это - одна из причин нежелания большей части евреев в дальнейшем покинуть чужие земли через пятьдесят лет и принять участие в великом событии возвращения на родину. Евреи поселились на территории Вавилонской империи двумя большими центрами, которые впоследствии составили основу диаспоры евреев в Вавилонии, где и появился Вавилонский Талмуд. После возвращения евреев из вавилонского плена здесь оставалась община, численно превосходящая общину Эрец-Исраэль периода Второго Храма. Главным занятием евреев Вавилонии всегда было земледелие: помещики, арендаторы, издольщики занимались всеми отраслями сельского хозяйства - финиковыми плантациями, зерновыми культурами, рыболовством и птицеводством. Широко распространены были также ремесла. Еврейская община пользовалась широкой внутренней автономией, главой ее был экзиларх ("рейш галута"). В начале нашей эры некоторые города, в том числе Нехардея, Пумбедита, Сура, Махуза населены почти исключительно евреями.

А в самой Иудее в это время продолжалось сопротивление иноземной власти. Столица была переведена в Мицпу, в 5 милях от Иерусалима, а власть доверена некоему Гедалье, принадлежавшему к знатной консервативной семье Шафана, внуку приближенного Иосии. Некоторое время Гедалья делал все, что было возможно, чтобы вернуть страну в нормальное положение и залечить раны, нанесенные войной. Лишь старые распри и внутриусобица помешала провести в жизнь эту политику. Ишмаэль бен Нетанья, член бывшей царской династии, опираясь на поддержку аммонитян, убил правителя и уничтожил гарнизон, но даже не попытался укрепить свою власть. Оставшаяся в живых знать, опасаясь новой кары вавилонян, бежала в Египет; к ней присоединилось много простолюдинов. Иудея осталась без власти и почти без прежнего населения; лишь кучка спасшихся скрывалась в разрушенных городах и горных пещерах. Не случайно еврейская традиция ежегодным постом отмечает смерть Гедальи как национальное несчастье.
Однако, пророк нисколько не сочувствует национально-освободительному движению евреев:

Так говорит Господь о царе, сидящем на престоле Давидовом, и о всем народе, живущем в городе сем, о братьях ваших, которые не отведены с вами в плен, -
так говорит о них Господь Саваоф: вот, Я пошлю на них меч, голод и моровую язву, и сделаю их такими, как негодные смоквы, которых нельзя есть по негодности их;
и буду преследовать их мечом, голодом и моровою язвою, и предам их на озлобление всем царствам земли, на проклятие и ужас, на посмеяние и поругание между всеми народами, куда Я изгоню их,
за то, что они не слушали слов Моих, говорит Господь, с которыми Я посылал к ним рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, но они не слушали, говорит Господь.

 

Начало конца вавилонского плена

Какова же была политическая обстановка по другую сторону от Вавилона? Вся северная и северо-восточная часть территории бывшей Ассирийской державы была в руках Киаксара, царя Мидии, подчинившего к этому времени также царства Мана, Урарту и Скифское царство, находившееся на территории современного Азербайджана. Лишь в Малой Азии имелось два крупных независимых царства: в западной части Лидия и в юго-восточной Киликия. Мидия не представляла пока опасности для Вавилона: союз, заключённый с нею Набопаласаром и закреплённый браком между Навуходоносором и дочерью мидийского царя, был ещё прочен. Но этот союз ненадежен, и оттуда постоянно исходила угроза имперской конкуренции. Иреремию посещает следующее Откровение:

возвестите и разгласите между народами, и поднимите знамя, объявите, не скрывайте, говорите: "Вавилон взят, Вил посрамлен, Меродах сокрушен, истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены".
Ибо от севера поднялся против него народ, который сделает землю его пустынею, и никто не будет жить там, от человека до скота, все двинутся и уйдут
. (Иер. 50:2-3).

Как ниспровержены Богом Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь, так и тут ни один человек не будет жить, и сын человеческий не будет останавливаться.
Вот, идет народ от севера, и народ великий, и многие цари поднимаются от краев земли…

А также:

И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за все то зло, какое они делали на Сионе в глазах ваших, говорит Господь.
Вот, Я - на тебя, гора губительная, говорит Господь, разоряющая всю землю, и простру на тебя руку Мою, и низрину тебя со скал, и сделаю тебя горою обгорелою.
И не возьмут из тебя камня для углов и камня для основания, но вечно будешь запустением, говорит Господь. …
И Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей. …
Так говорит Господь Саваоф: толстые стены Вавилона до основания будут разрушены, и высокие ворота его будут сожжены огнем; итак напрасно трудились народы, и племена мучили себя для огня
. (Иер. 51)

Эти предсказания были осуществлены не совсем так, как виделись пророку. Во-первых, плен длился не семьдесят лет, а только пятьдесят. Захват Иерусалима произошел в 586 году до н.э., а уже к 538 г. светское вавилонское правительство Набонида и его сына Валтасара лишилось всякой поддержки в стране (вавилонская торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев и жречество не видели для себя пользы от царствования вавилонянина Набонида), что облегчило падение Вавилонии. Вавилон был взят практически без сопротивления, и не мидянами, а объединенными силами Мидии и Персии при гегемонии персидского царя Кира II, по происхождению мидянина, но покорившего Мидию под властью Персии. Благодаря Ксенофонту сохранилась легенда об отведении вод реки Евфрат, протекающей через город, в искусственно созданное русло, и вхождение войск захватчиков по осушенному руслу реки. Но согласно археологическим находкам при раскопках Вавилона и других городов Вавилонии, а также согласно Геродоту, когда персидские войска оказались под стенами Вавилона, перед ними ворота были открыты без боя. Сражались только во дворах дворца-цитадели; Набонид был захвачен в плен еще ранее и позже отправлен в почётную ссылку в Карманию, на востоке Ирана; Валтасар был убит. Характерно, что персы взяли под охрану вавилонские святилища, и культ отправлялся все время беспрепятственно (ср. с предсказаниями Иеремии : "истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены" - Иер. 50:2). Когда же через некоторое время Кир лично явился в Вавилон, была составлена надпись-манифест, в котором Кир присвоил себе традиционную титулатуру вавилонских царей и выражал порицание "безбожному" правлению Набонида. Статуи богов, свезённые Набонидом в Вавилон перед осадой, были возвращены на их прежние места. Жречеству Вавилонии персы оказывали всяческое покровительство, нарушая тем самым обещание Господа наказать Вавилон за неверные религиозные верования.


Несколько ошибся пророк и относительно того, кем будет завоеван Вавилон:

Острите стрелы, наполняйте колчаны; Господь возбудил дух царей Мидийских, потому что у Него есть намерение против Вавилона, чтобы истребить его, ибо это есть отмщение Господа, отмщение за храм Его…
Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него народы, созовите на него царства Араратские, Минийские и Аскеназские, поставьте вождя против него, наведите коней, как страшную саранчу.
Вооружите против него народы, царей Мидии, областеначальников ее и всех градоправителей ее, и всю землю, подвластную ей.
Трясется земля и трепещет, ибо исполняются над Вавилоном намерения Господа сделать землю Вавилонскую пустынею, без жителей
(Иер. 51)

Пророк уверен, что

Посему вот, приходят дни, когда Я посещу идолов Вавилона, и вся земля его будет посрамлена, и все пораженные его падут среди него.
И восторжествуют над Вавилоном небо и земля и все, что на них; ибо от севера придут к нему опустошители, говорит Господь
. (Иер. 51)

Однако, "опустошители" пришли вовсе не с севера (из Мидии), а с востока, а укрепления Персидского царства во время написания пророчества еще никто не предполагал. В 538 г. началось наступление персов и покоренных ими мидян вниз по долине реки Диялы. После сражения под Описом, у впадения этой реки в Тигр, персы без боя миновали Мидийскую стену Навуходоносора и заняли Сиппар. Хотя в пророчестве говорится:

Острите стрелы, наполняйте колчаны; Господь возбудил дух царей Мидийских, потому что у Него есть намерение против Вавилона, чтобы истребить его, ибо это есть отмщение Господа, отмщение за храм Его.

но основной силой, выступавшей против вавилонян, были персы, про усиление которых Иеремия еще не мог знать. В сущности, Иеремия почти дословно повторяет "Пророчество Исайи" (см. Книга пророка Исайи), главы 1 - 39 которого считаются написанными в 706 году до н.э. :

Вот, Я подниму против них Мидян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту.
Луки их сразят юношей и не пощадят плода чрева: глаз их не сжалится над детьми.
И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра,
не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там.
Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там.
Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены - в увеселительных домах
. (Ис. 13:17-22 ).

Как видно, пророк Исайя тоже считал, что Вавилон будет сокрушении мидянами, а не персами, и это вполне объяснимо, так как в то время Мидия была самостоятельным сильным государством региона. Но пророку Исайе Господь Саваоф (в отличие от Иеремии) почти ничего "не сообщает" о долгих годах пленения вавилонянами многих тысяч иудеев и их последующего возвращения. Исключение составляет фраза, видимо, написанная уже накануне пленения ( см. Ис. 39:6), поскольку Исайе, как царедворцу и политику, впрочем, как и другим, была очевидна угроза, которую представяляло собой усилившееся Ново-Вавилонское царство. При этом Исайя не призывает к непротивлению, и в этом эти два пророчества расходятся.

Несмотря на "предсказание" Иеремии

"Внезапно пал Вавилон и разбился; рыдайте о нем, возьмите бальзама для раны его: может быть, он исцелеет.

Так говорит Господь Саваоф: / толстые стены Вавилона до основания будут разрушены, и высокие ворота его будут сожжены огнем; итак напрасно трудились народы, и племена мучили себя для огня"

не только стены Вавилона не были разрушены, но фактически Вавилония благополучно просуществовала ещё некоторое время и после взятия его персами, так как цари персов продолжали одновременно именоваться "царями Вавилона", и лишь со сменой царской персоны на Вавилонию была наложена дань, которая около 500 г. до н. э.- составляла более 30 т серебра в год (даже Египет уплачивал меньше 20 т). В остальном хозяйственная и внутренняя политическая жизнь Вавилонии мало изменилась, но этнический состав населения стал значительно более пёстрым: появились малоазийские, египетские и иранские воины и купцы; много персов осело здесь, войдя в число вавилонских землевладельцев и рабовладельцев. Более того, Вавилон, как развитый экономический и культурный центр Месопотамии, вновь становится столицей - теперь уже персидской империи. В частности, в 4 веке до н.э. Вавилон - резиденция царя Дария III Кодомана, которого лишил впоследствии этой привилегии Александр Македонский. Лишившись статуса столицы, Вавилон угасал еще очень долго, завершив свою историю лишь в VII в н.э. - в эпоху арабского завоевания страны. Такова судьба многих городов древности - история не знает ни одной державы, которая вечно оставалась процветающей метрополией.

 

Обсудить на форуме


Адрес почты автора: stopangin @ rambler.ru  

Счетчик установлен 17 марта 2008

Используются технологии uCoz