Библейский справочник - Документальная теория: Жреческий Кодекс и Второзаконие

Вопросы хронологии Жреческого кодекса и Второзакония

Составитель - Юрий Клименковский

Консультант - Вадим Журавлев

Введение в различия кодексов

В настоящее время установлено, что Тора (т.н. "Моисеево Пятикнижие") - первые пять книг Ветхого Завета, является компилятивным произведением, составленным из нескольких разных источников - Яхвист (J), Элогист (E), Девтерономист (т.е. Второзаконие, само состоящее из основного"допленного" ядра Dtn и добавления Dtr, подразделяющихся на "допленный" Dtr1 и послепленную девтерономическую коррекцию Dtr2) и Жреческий кодекс (P) - и подвергавшееся многим этапам редактирования. Подробнее см. Р.Фридман. "Кто написал Библию".

Теория четырех источников недавно получила подтверждение и методами математического анализа.

Два упомянутых кодекса существенно отличаются друг от друга в следующих положениях.

Разное отношение к централизации культа

 

"Яхвист", "Элогист"

 

Кодекс Девтерономист (Dtn)

 

Жреческий кодекс

 

 

Исход гл. 20

Допускается множественность жертвенников

 

Второзаконие гл 12

Утверждается, что до перехода Иордана (до вступления в Ханаан) централизации не существовало, но требуется в дальнейшем

 

Левит гл. 17

Централизация существует уже в пустнынных странствиях

 

 

 

 

 

 

24 сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя;

 

 

5 но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, 6 и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, [и мирные жертвы ваши,] и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего;<...>

8 Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным; 9 ибо вы ныне еще не вступили в место покоя и в удел, который Господь, Бог твой, дает тебе.

10 Но когда перейдете Иордан и поселитесь на земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел, и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших, окружающих вас, и будете жить безопасно, 11 тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите всё, что я заповедую вам [сегодня]: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу [Богу вашему];

 

 

 

 

4 если кто из дома Израилева заколет тельца или овцу или козу в стане, или если кто заколет вне стана, и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы представить в жертву Господу пред жилищем Господним, то человеку тому вменена будет кровь: он пролил кровь, и истребится человек тот из народа своего"

 

Т.е. еще на границе Ханаана, перед Иорданом, Второзаконие словами Моисея утверждает, что до этих пор отправление культа делалось каждым так, как ему казалось правильным (требования централизованного культа Бог Яхве не выдвигает)..

Согласно Жреческому Кодексу в древнем Израиле убой скота был неотделим от жертвоприношения. Первое означало и второе, а второе - первое. Просто так, для еды, животное зарезать было нельзя, обязательно это действие было связано с жертвой богу. Жреческий Кодекс не разделяет убой скота для еды и жертвоприношение.

Во Второзаконии же (кодекс Девтерономист) животное можно было зарезать прямо на месте, и действие это уже не воспринималось как жертва. Второзаконие явным образом разрешает резать животных вне Храма.

Разница в отношении к "скинии собрания"

 

Кодекс «Девтерономист»

 

Жреческий Кодекс

 

 

Во Второзаконии "скиния собрания" не является центром отправления культа

 

Скиния собрания – центральный объект повествования, все основные события происходят перед ней.

 

 

Разное отношение к субботе

Сравним это на примере "Десяти заповедей" (Декалоге). Как известно, Декалог приводится в книге Исход и во Второзаконии, но они отличаются друг от друга в одном - последнем - пункте:

 

Кодекс «Девтерономист»

 

Жреческий Кодекс

 

 

Второзаконие (стихи 5:12 -15)

 

Исход (стихи 20: 8-11)

 

 

"Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой;

 

Помни день субботний, чтобы святить его;

 

 

шесть дней работай и делай всякие дела твои,

 

шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои,

 

 

а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя [и осел твой,] как и ты;

 

а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

 

 

и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его] ."

 

ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

 

Нигде во Второзаконии суббота не связывается с "шестодневом" (который в нем вообще никак не упомянут), и, напротив, в Исход и Левит - с исходом из Египта. Для Девтерономиста кощунственна сама мысль о том, что Бог нуждается в отдыхе (на седьмой день). Тексты в книге "Исход", ревниво относятся к почитанию субботы и, в отличие от Второзакония, предусматривают строгое наказание к неисполнению одной из важнейших для ЖК заповедей:

Исх. гл. 31:14-17
Быт. 14:22

"и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего;
шесть дней пусть делают дела, а в седьмой -- суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; <...>

и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный;
это -- знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился"
.
(Исх. гл. 31:14-17)

Быт. 14:22

Автор Жреческого Кодекса (Священник) придает субботе принципиально иной смысл: она становится делом в подражание Яхве, знаком памятования о сотворении мира, в то время как по Яхвисту (более древнему источнику) и Девтерономисту суббота является прежде всего днем отдыха. Ю.Велльгаузен отмечает, что если древняя суббота Яхвиста имела характер праздника, то суббота Жреческого кодекса (которую он вместе с самим кодексом по происхождению относит к окончанию вавилонского плена), "субботний покой", "есть дело само по себе, которое выделяет субботу не только из ряда дней недели, но и из числа праздников, и гораздо ближе подходит к аскетическому упражнению, чем к ленивому отдохновению." (Введение в историю Израиля. Гл. 3 - II.3) . см. примечание 1

Упоминание субботы в кодексах (таблица)

Показать сообщение<<Нажмите чтобы открыть/закрыть таблицу 

 

Разное отношение к образу Бога

В Жреческом кодексе божество антропоморфно (Вайнфельд). Оно имеет форму человека, нуждается в доме (скинии), внутри скинии божество сидит на херувимах, и ковчег завета - это его подножие. Священник в соседней комнате должен удовлетворять его непосредственные нужды: обеспечивать его едой и распространять приятный запах, и следить, чтобы не погас свет. Присутствие божества требует соблюдения ритуальной чистоты. Р продолжает традицию, начатую еще в Элогисте, который описывает Бога Израилева (Исход 24:9-11, а также Исход 33:20).

С другой стороны, теологическая концепция Второзакония подразумевает абстрактное божество. Он живет где-то на небе, а в храме живет "имя" - посредник, которой служит для смягчения антропоморфизмов (такую же функцию выполняет "святой дух" в таргуме - он говорит вместо божества).

 

Элогист

 

Жреческий кодекс

 

Девтерономист

 

 

Исход 24:9-11

 

Числа 12:8

 

Второзаконие 4:15

 

 

"взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых,
10 и видели [место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное.

 

 "устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит"

 

"Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня"

 

 

Разное отношение к ритуалам жертвоприношений

Для Второзакония ритуал жертвоприношения предельно прост, в то время как в книге Левит, также относящейся к кодексу "Р", ритуал расписан до малейших подробностей. Ритуалы жертвоприношений, описываемые в Левит, являются продолжением древней ханаанско-угаритской традиции (см. История иудаизма до н.э.). Видимо, именно это вызывало отторжение в девтерономических кругах, к числу которых принадлежал и пророк Иеремия, который по отношению к складывающемуся в его время альтернативному кодексу выражает недовольство в таких словах:

Иер. 7:22-23
Быт. 14:22
" ...отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве ;
но такую заповедь дал им: "слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо"
.
(Иер. 7:22-23)
Быт. 14:22
Иер. 8:8
Быт. 14:22
" Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь. " .(Иер. 8:8) Быт. 14:22

 

Вопросы датирования Жреческого кодекса

глава в стадии разработки.

 

 

Адрес почты: s t o p a n g i n @ r a m b l e r . r u Юрий Клименковский  

Счетчик установлен 17 марта 2008

Используются технологии uCoz