Последнее обновление 21.08.2007
По книге А.Азимов
"В начале". Гл.2
Два источника
Книги Бытия
Традиция приписывает авторство книги "Бытие" Моисею, однако
внимательное прочтение показывает - что Книга Бытие не монолитный
материал, а компиляция , базирующегося на двух документах: "J"-документе
(в русской литературе - "Яхвист") и "P"-документе
(в русской литературе - "Жреческий кодекс"). Далее приняты
эти обозначения. Иногда отдельно ставят книгу Второзаконие
(D- "Девторономист"). Дело в том, что многие ранние
книги Библии написаны так, будто законов Моисея не существовало
вовсе. Впервые о законах Моисея упоминается только в книге Иеремии,
написанной в начале VI века. Из IV книги Царств следует, что в
царствование Иосии первосвященник Хелкия нашел в храме книгу Закона
и что эта книга была немедленно принята к руководству в иудейском
религиозном культе. Царь Иосия на основании требований этой книги
централизовал культ Яхве в иерусалимском храме и уничтожил все
святилища на горах, все священные рощи и все жертвенники, находившиеся
не в иерусалимском храме. Но именно книга Второзакония предписывает
такую централизацию культа и такие мероприятия в отношении языческих
культов. Совершенно резонно предположить, что книга Второзакония
и была той книгой Закона, которую первосвященник Хелкия принес
царю Иосии как найденную якобы в храме ( а возможно, что храмовые
служители под руководством первосвященника и сами написали эту
книгу). Оказалось, нетрудно установить и дату обнародования книги
Второзакония - 621 год до н.э. Но давайте вернёмся в начало и
построим краткую последовательность творения <Быт.1.1 - 2.4> :
небо/земля - свет - разделение света и тьмы - твердь небесная
- суша - растения - небесные светила - рыбы/пресмыкающиеся /птицы
- земные звери / домашний скот -человек.
И тут < в Быт. 2.4>, мы натыкаемся на фразу очень напоминающую
суммирующую ремарку :
"Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время,
когда Господь Бог создал землю и небо,"
Но очень многие замечают, что в этом месте искусственное деление
библейских книг на стихи приводит к стилистическому огреху. Стих
вмещает в себя завершение рассказа о сотворении и одновременно
начало другого, причем разделены они только запятой. Конечно,
правомерен вопрос: а откуда нам известно, что на четвертом стихе
главы второй книги Бытие начинается какая-то новая история сотворения
мира, а не уточнение старой? Что -же давайте и здесь построим
последовательность творения <2.4 -2.25 > :
земля/небо/травы и кустарники - человек / мужчина - деревья
- животные и птицы - женщина.
Но это ещё не всё - меняется и стиль изложения если в первых
стихах библии стояло просто "Бог", то начиная со стиха 2.4 используется
другое обращение "Господь бог". А если быть точнее,
в древнееврейском тексте начинает употребляться имя/титул бога
- "тетраграмматон", представленный четырьмя квадратными
еврейскими буквами - jhwh. Наличие имени это не просто
различие в титуловании - это различие в представлении о божестве.
Вчитайтесь в <1.2>
"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух
Божий носился над водою."
Здесь перевод скрадывает суть текста. Дело в том что слово "дух"
- это перевод еврейского слова "руакх", означающего "дыхание".
Казалось бы, между прозаическим "дыханием" и таинственным и трансцендентальным
"духом" - огромная дистанция, но это лишь потому, что мы сами
вложили в слово "дух" таинственность и трансцендентальность, которых
оно, возможно, и не заслуживает, ведь выражение "дух божий" означает
лишь "дыхание бога". В первых строках Библии бог - нечто абсолютно
нематериальное. Его сравнивают его с самой невещественной субстанцией
из всех, что были знакомы древним,- с невидимым, неосязаемым воздухом.
В течение долгого времени исследователи ломали головы над " духом
божим", пока в развалинах финикийского города Угарита (близ
нынешнего Рас-Шамра, в Сирии) не нашли клинописные таблички, представляющие
собой сборник мифологических поэм. В космогоническом мифе ученые
наткнулись на текст, согласно которому бог сидел на воде, как
птица на яйцах, и высидел из хаоса жизнь. Hесомненно, библейский
дух божий, носящийся над водой, является отголоском этого угаритского
мифа.
Но начиная с 2:4 и до пятой главы Книги Бытие Бог - это Личность,
причем конкретная личность с именем, которое мы сегодня произносим
как Яхве . Именно поэтому второй источник назвали по имени Бога
- "Яхвист", а первый, в котором достаточно явно прослеживается
влияние мифологии Месопотамии - "Жреческий Кодекс".
Итак легенда о сотворении мира в "Яхвисте"
и "Жреческом Кодексе" имеет следующие различия :
1. Различен порядок творения
2. Различны "титулы" Бога
3. Различны версии времени сотворения мужчины м женщины. Если
в Жреческом Кодексе <1.1 - 2.4 и глава 5> они были сотворены одновременно<
1.27> , причем "человеком" (в оригинале "адам") назван
не только мужчина, но и женщина - то Яхвист <2.22 > рассказывает
о том, что женщина была сотворена из ребра мужчины. Согласно "Жреческому
кодексу" <1.29,1.30>
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя,
какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный,
сеющий семя; -- вам сие будет в пищу; 30 а всем зверям земным,
и всем птицам небесным, и всякому <гаду,> пресмыкающемуся по земле,
в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало
так. , человек и все животные были обречены на вегетарианство,
Яхвист об этом молчит. _____________________________________________________________
Информация
к размышлению :
Вообще в Библии используется три ключевых понятия для рода людского
- "адам" -человек, "иш" - муж, "ишша"
- жена - женская форма от "иш" или "мужица" ( хотя
, с точки зрения генетики, именно самка является основной формой
вида ). Интересно, что "адам", созвучен еврейскому слову -
"адама"-"прах". Поэтому становится понятен аллегорический стих
Яхвиста - "И создал Господь Бог человека из праха земного,
и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою."
Заметьте - что прах и глина - это разные слова, так что распространённое
мнение что "адам" был создан из глины ошибочно. То же относится
и к понятию "душа". В сущности, наше представление о душе - бессмертной
составляющей человека - наследие греческой античной философии,
и в этом смысле "душа" - перевод греческого "псюхе", а
не еврейского "нефеш" - находящегося в библии. В сущности
очень трудно сказать, что означает древнееврейский "нефеш".
нефеш - букв. с иврита - "дышащее начало".
Пожалуй, лучшим переводом было бы: "и стал человек живым существом".
_____________________________________________________________
Считается, что "Яхвист" - более миф более древний и обрел
тот вид, в котором дошел до нас, ранее 700 года до нашей эры,
когда Ассирия, располагавшаяся в междуречье Тигра и Евфрата, была
самым могущественным царством Западной Азии. А в окончательном
виде "Жреческий кодекс" был составлен в те времена, когда
народ Иудеи (евреи) находился в вавилонском плену (VI век до нашей
эры). См. "История иудаизма".
В ту пору доминирующими племенами данного региона были халдеи,
столицей им служил Вавилон, таким образом, "Жреческий кодекс"
обобщил халдейские, или вавилонские, воззрения на космическую
историю. За ними, в свою очередь, стояла мысль почти трех тысячелетий,
восходившая к шумерам. Впрочем, в заметности культуры Двуречья
нет ничего удивительного.. В ту пору это была одна из самых развитых
цивилизаций Земли. Оба документа были с почтительностью соединены
в один труд, причем редакторы особенно заботились о том, чтобы
нанести как можно меньший урон обоим источникам. И, вероятно,
первые одиннадцать глав книги Бытие обрели современный вид к тому
времени, когда евреи вернулись в Иерусалим после вавилонского
плена. В целом "костяк", хронологическую основу истории от сотворения
мира до Авраама, даёт "Жреческий кодекс". Однако чтобы
вдохнуть в нее побольше жизни, редакторы, составлявшие окончательный
текст Библии, обратились к другому источнику- "Яхвисту" и выбрали
из него дополнительно следующие фрагменты: Различия между
кодексами "Яхвист" и "Жреческий": Независимое описание
сотворения мира. Историю Адама, Евы и змея. Историю Каина и Авеля,
вместе с потомками Каина. Примеры творившегося на Земле зла в
преддверии потопа. Независимое описание потопа. Историю Ноя и
Хама. Краткое упоминание о Нимроде. Историю строительства Вавилонской
башни. Конечно можно долго рассуждать о сходстве порядка творения
с шумерским мифом и созвучии еврейского слова "техом" (бездна)
<1.2>, с шумерской "Тиамат". Но есть и более явные указания
на вавилонские корни.
Еще одно указание
на вавилонские корни Библии
Помните поэтичное- "шаббат" ( И был вечер,
и было утро: день ... <Быт. 1:5> Оказывается это не только
красивая метафора. В вавилонской системе летосчисления день рождался
именно на закате, а утро представляло собой финальную часть дня
. Обычай начинать день с вечера дошел до эпохи создания Нового
завета, а оттуда пробрался и в кое-какие традиционные праздники.
"Канун рождества" или "канун Нового года"
- это никоим образом не вечера перед рождеством или Новым годом.
Это начало рождества и Нового года. Мы можем считать это библейской
традицией, а можем объяснить особенностями календаря или общепринятым
обычаем, но евреи до сих пор празднуют свои святые дни, начиная
их на закате "предыдущего дня".
Но давайте вернёмся к Началу Начал. Библия в корне расходится
с современными представлениями о Вселенной, утверждая что Земля
и Вселенная были созданы одновременно (Быт. 1:1 и 2.4 ), а звёзды
и планеты <Быт. 1:14> позднее Земли. Интересна и Дата Творения.
Хотя библия не дает нам прямых дат, используя косвенные данные
Писания можно вычислить эту Дату, хотя различные теологи и расходятся
в этом вопросе.
Так, среди
еврейских толкователей Библии принято считать датой творения 7
октября 3761 года до "рождества Христова". Джеймс Ашшер,
англиканский архиепископ округа Арма в Ирландии, в 1654 году пришел
к выводу, что акт творения имел место в 9 часов утра 23 октября
4004 года до "рождества Христова" ( точка зрения протестантов)
. Иные относят эту дату творения еще дальше - в 5509 год до нашей
эры. Впрочем любая их этих дат весьма далека от современных представлений
о возрасте Вселенной в 15 млрд. лет.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал,
и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.<2.2>
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил
от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Освященный седьмой день - это еврейский "шаббат",
ныне называемый субботой. Иными словами, в первое воскресенье
господь сотворил свет, в понедельник - небеса, во вторник - сушу
и покрывавшую ее растительность; среда ознаменовалась созданием
небесных тел, четверг - животных, морских и воздушных; пятницу
бог посвятил животным суши и человеку. В субботу он решил отдохнуть.
Из текста
"Жреческого кодекса" ясно следует: суббота была
утверждена Всевышним во время сотворения мира, следовательно,
до начала записанной человеческой истории. Однако в прямом противоречии
с этим находятся данные науки, позволяющие предположить, что в
период, предшествовавший вавилонскому плену (времена судей и царей
Израилевых), суббота не пользовалась каким-то особенным вниманием
со стороны верующих Только во времена плена и особенно после него
"шаббат" становится первостепенным днем недели:
о нем особо сказано в десяти заповедях. Какая же связь дня "шаббат"
с вавилонянами?
Более 4000 лет назад народы, населявшие Междуречье разработали
лунный календарь . К появлению новой луны, отмечавшему наступление
нового месяца, был приурочен религиозный праздник, и, естественно,
другие фазы Луны также не прошли незамеченными. Впервые словом
"шаббат" ("саббату" - на языке
древней аккадской цивилизации, распространившей свое влияние на
территорию Междуречья в третьем тысячелетии до новой эры) был
назван день полнолуния. Слово перешло к жителям соседних земель
(по-еврейски "шаббат" значит "прекратить,
остановиться") , и до вавилонского плена в израильском государстве
полная Луна (шаббат) и новолуние отмечались как равнозначные
по важности события. Примечание
1 Так, когда женщина собирается идти к чудотворцу-пророку
Елисею просить об оживлении мертвого сына, муж говорит ей:
|
"...Зачем тебе ехать к нему? сегодня
не новомесячие и не суббота" (4 Цар.
4: 23). |
Обратите внимание на слово "новомесячие" - евреи
того времени приравнивают значения новомесячия и субботы,.
Однако вавилоняне отмечали также и промежуточные фазы Луны: первую
четверть и третью. Эти четыре фазы появляются на небе с интервалом,
приблизительно соответствующим неделе, и само английское слово
week (Woche по-немецки) происходит от старого тевтонского Wechsel
("изменение").. Каждая новая лунная фаза наступает через
7,4 суток, но так уж исторически сложилось что все недели стало
принято считать семидневными ( скорее всего из за того что Вавилоняне
выделяли семь движущихся небесных тел - Солнце, Луну, Меркурий,
Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн.), после чего всякая связь с фазами
Луны была потеряна. Так возникла стабильная неделя, состоявшая
из семи дней.
Один из
дней был отдан под религиозный праздник, работать в него не полагалось,
а предписано было отправлять религиозные ритуалы. Кроме того,
вполне вероятно, что работа в этот день заведомо считалась обреченной
на неудачу. Находившиеся в вавилонском плену евреи, наблюдая наступление
еженедельных выходных, и редакторы, завершившие создание "Жреческого
кодекса" нашли способ включить выходной в господен график
работ по сотворению мира: шесть дней напряженного труда, затем
день отдыха. Примечание
2 Так вавилонская неделя-семидневка получала
могучее "высшее" обоснование.
Возвратившись из вавилонского плена, евреи установили свой наиважнейший
религиозный праздник - субботу, и этот обычай перешел к христианам.
Однако те постепенно свели на нет традицию праздновать седьмой
по счету день, перенеся выходной на первый (по-еврейски "выходной"
- "йом-ришон" или
"ришон ле-шаббат" , то есть "первый",
"первый от субботы") - на "божий день" (воскресенье),
когда "воскрес" Иисус Христос. Что касается мусульман,
то у них выходной приходится на пятницу...
Неделя ныне входит во все календари мира, хотя деление на недели
абсолютно искусственно и только усложняет календарь. В каждом
обычном году получается 52 недели плюс 1 день; в високосном -
на день больше. Эти добавочные дни сбивают схему счета лет, потому
что каждый новый год наступает на новый день недели (этот день
повторяется только по истечении сложного 28-летнего цикла). Если
добавочные дни считать дополнительными днями отдыха вне всякой
связи с неделями, календарь стал бы и вправду стабильным и каждый
год все повторялось бы без изменений. Можно было даже "организовать"
интервал в три месяца, повторяющий сам себя в точности.
Подведем итоги. Первая случайность: семь наблюдаемых на
небе "планет". Вавилоняне связывают их астрологически
с днями недели. Далее, авторы "Жреческого кодекса"
сохраняют вавилонскую неделю, но очищают ее от всего, по их мнению,
"ненужного" и связывают с преданием о сотворении мира.
Разделение дня на часы появилось после вавилонского плена (Дан
36-4 16.30; 5,5)
До вавилонского плена еврейский народ разделял ночь на три стражи
(Пс.62,7; 89,5); первая продолжалась от захода солнца до полуночи
(Плач.2,19); вторая, или полночная стража, - до пения петухов
(Суд.7,19); третья или утренняя стража, оканчивалась с восходом
солнца (Исх.14,24; 1 Цар.11,11).
Еще по теме: статья Ветхий Завет. Библейская
критика
Примечания
Примечание 1
Каждый вавилонский месяц был посвящен какому-либо божеству, равно
как и каждый день месяца; дни делились на «благоприятные» и «тяжелые»,
были и посты. До нас дошли отрывки такого месяцеслова для двух
месяцев: Элула II и Мархешвана; xaрактер их следующий:
«Второй день (Мархешвана). Посвящен Истар. День благоприятный.
Царь приносит жертву Шамашу, Белит, Сину; совершает возлияния;
воздеяние рук его принимает бог. Третий день. Посвящен Мардуку
и Сарпанит. Благоприятный. Вечером царь приносит жертвы Мардуку
и Истар и совершает возлияние. Воздеяние рук его бог принимает».
В этих месяцесловах уже есть намек на дни, имеющие особенное
значение. Под 7, 14, 21 и 28, а также 19 (7 х 7 предыдущего месяца)
числами читаем:
«Тяжелый. Пастырь многочисленного народа (может быть, царь,
как первосвященник?) не должен есть мяса, испеченного на огне,
и ничего, приготовленного на золе (?); нe должен менять своего
платья и надевать чистого одеяния, не должен приносить жертвы.
Царь не должен восходить на свою колесницу и изрекать приговоров.
Жрец-прорицатель не должен давать ответов. Врач не должен класть
руки на больного. Не следует приводить в исполнение задуманное.
Ночью царь должен я приносить дар великим богам и принести жертву.
Воздеяние рук его бог примет». Вернуться
к тексту
Примечание 2
Посвящение седьмого дня недели обнаруживается уже во Второзаконии
(см. Декалог - Гл.5), основное ядро которого появилось еще до
вавилонского пленения).
Однако там соблюдение субботы связывается с Исходом из
Египта, а Жреческий кодекс (Исх. 20:11) вносит в сущность субботы
космогонический мотив - согласно ему в седьмой день Яхве "почил
от трудов своих". См. подробнее Вопросы датирования Жреческого
кодекса и Второзакония
Вернуться
к тексту
Обсудить
на форуме