Последнее обновление 17.08.2007
Книга
Иова
ИОВ, герой третьей книги Писаний, трактующей проблему
страдания праведного. Книга Иов — один из древнейших образцов
спекулятивной нравоучительной литературы Ближнего Востока .
Анализ текста книги Иов показывает, что она составлена из прозаической
повествовательной рамки (пролог — главы 1–2; эпилог — 42:7–17)
и поэтических глав, в которых представлены дискуссия Иова с друзьями
и ответ Бога Иову. Прозаические и поэтические главы различны не
только по форме, но и по содержанию:
|
В прозаических главах:
|
В поэтических главах:
|
|
Иов страдает смиренно;
|
Иов восстает;
|
|
личная проблема Иова;
|
универсальная проблема страданий праведника;
|
|
фольклорное решение;
|
спекулятивное решение;
|
|
избавление Иова;
|
пути Господа неисповедимы;
|
|
Имя Бога: Яхве.
|
Имя Бога: Эль, Элоах, Шаддай.
|
|
Иов, житель восточной земли Уц, обладатель несметных стад и многочисленных
слуг (подобно патриархам в книге Бытие), отец семи сыновей и трех
дочерей — угодный Господу праведник: «Нет такого, как он, на
земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся
от зла» (Иов 1:8), — говорит Господь Сатане. Однако Сатана
заявляет, что благочестие Иова небескорыстно: «Но простри руку
Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?»
(1:11). В следующих одно за другим несчастьях Иов в один день
теряет все свое имущество и детей, однако ни одно богохульное
слово не сходит с его уст. Напротив, он заявляет: «Наг я вышел
из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и
взял; да будет имя Господне благословенно!» (1:21). Однако
это испытание не кажется Сатане решающим, и он предлагает испытать
Иова телесными страданиями. С позволения Бога Сатана насылает
на Иова проказу, однако Иов стойко переносит и это несчастье:
«Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем
принимать?» (2:10).
В эпилоге Бог сторицей вознаграждает Иова за стойкость в страданиях
и порицает трех его друзей за то, что те «говорили о Нем не
так верно, как раб Его Иов» (42:7).
В этом прозаическом обрамлении развертывается дискуссия (поэтические
главы книги), в которой Иов предстает не как благочестивый человек,
принимающий с любовью беды, обрушиваемые на него Богом, а как
мятежник, вступающий, вопреки увещеваниям друзей, в спор с Богом.
Иов проклинает день своего рождения (3:3), обвиняет друзей в недостаточном
сочувствии к его страданиям (6:14–30; 16:1–5), утверждает свою
непорочность (23; 27; 31) и требует третейского суда между ним
и Богом (9:29–35; 16:21–22); Иов обвиняет Господа в несправедливости
Его кар (10), сокрушающих надежды праведника (14:18–22), теряет
веру в воздаяние за добродетель (21) и в справедливость установленного
Богом порядка вещей (24). В ответ Бог вопрошает Иова о мере его
знания (38, 39), и устыженный Иов замыкает уста; Бог вопрошает
Иова, не хочет ли он обвинить Его, чтобы оправдать себя (40:8),
и Иов «отрекается и раскаивается в прахе и пепле» (42:6).
Прозаическая часть книги Иова (пролог и эпилог) представляет
собой независимое от поэтической части литературное произведение.
Герой повествования упоминается в книге пророка Иехезкеля: «Если
бы нашлись... сии три мужа: Ной, Даниэль и Иов, то они праведностью
своею спасли бы только свои души... но не спасли бы ни сыновей,
ни дочерей, а они, только они спаслись бы...» (14:14 и 16). Имя
Иова, так же как название его местопребывания — Уц (в Библии также
имя одного из внуков Сима; Быт. 10:23), следует рассматривать
как анахронизмы, а роль, которую играет в рассказе сатана, свидетельствует
о влиянии персидской культуры. О попытке придать повествованию
архаический характер говорят и другие анахронизмы (например, халдеи
упомянуты под их древним названием касдим; 1:17). Действие происходит
в земле «сынов Востока» (Иов 1:3), то есть на исторической родине
патриархов; как и в историях о патриархах, богатство измеряется
числом слуг и количеством скота (Иов 1:3; 42:12; Быт. 24:35; 26:14;
30:43); долголетие Иова напоминает долголетие патриархов (Иов
42:16; Быт. 25:7; 35:28; 47:28); Иов, как и Авраам, называется
«раб Господень» (Иов 1:8; 2:3; 42:8; Быт. 26:24) и, как Авраам
(Быт. 22:1, 12), испытывается Богом и успешно выдерживает испытание
своей веры; наконец, упоминаемая в книге Иова денежная единица
ксита (42:11) встречается только в повествованиях о патриархах
(Быт. 33:19). Новейшие филологические исследования доказывают,
что в дошедшей до нас форме рассказ был зафиксирован после возвращения
изгнанников из пленения вавилонского.
Многочисленные попытки библеистов установить период составления
поэтических глав книги Иова не привели к однозначным результатам.
В языке диалогов столь заметно влияние арамейского языка, что
некоторые исследователи (например, Н. Х. Тур-Синай) пришли к выводу,
что книга Иова была либо переведена с арамейского, либо составлена
на северной периферии Эрец-Исраэль, подверженной влиянию арамейской
литературы. С другой стороны, имена друзей Иова (Элифаз из Теймана,
Билдад из Шуаха и Цофар из На‘амы) указывают на их связь с Эдомом.
Среди современных библеистов преобладает мнение, что и поэтическая
часть книги Иова приняла окончательную форму после вавилонского
пленения. Во всяком случае, именно в этот период поэтически-философская
дискуссия была включена в теодицею повествовательной рамки. Книга
Иова — вершина библейской поэтической «литературы мудрости», которая
процветала на Ближнем Востоке, но в древней культуре Израиля подверглась
уникальной трансформации и в Библии пронизана глубоким религиозным
чувством.
Страждущий праведник — тема, известная шумеро-вавилонской и древней
египетской литературам (см., напр., Вавилонская теодицея),
но там она не озарена драматической напряженностью книги Иов.
Пафос протеста человека против деяний Бога сравним в некоторой
мере лишь с пафосом древнегреческой классической трагедии. Однако
в последней царит неумолимый рок, неподвластный даже богам. В
книге же Иова герой призывает самого Бога к суду и требует от
него ответа, а Бог отвечает ему и упрекает в неискренности друзей
Иова за то, что они порицали его, исходя из формальной теодицеи,
отрицающей сомнение. Вера в милость Бога, который нисходит до
ответа смертному, свидетельствует о сугубо религиозной сущности
книги Иов, несмотря на наличие в ней элемента скептицизма. Глубокая
религиозность, которой проникнута книга, выходит далеко за рамки
библейского жанра. Иов с его метаниями, сомнениями, вызовом Богу
и, наконец, смирением перед открывшимся ему величием Всевышнего
стал в еврейской и мировой художественной и философской литературе
символом трагической и одновременно жизнеутверждающей героической
конфронтации человека с Богом и созданной Им вселенной.
На протяжении веков смысл книги Иов трактовался различно. В Талмуде
и Мидраше Иов рассматривается то как один из немногих подлинно
богобоязненных персонажей Библии, то как богохульник. В Талмуде
приводится мнение о том, что Иов — вымышленная личность, герой
назидательной притчи (ББ. 15 а-б). В том же контексте, однако,
сказано (ББ. 15б), что по библейской характеристике Иов превосходит
праведностью даже праотца Авраама.
Современные исследователи придерживаются различных точек зрения
на морально-религиозный смысл книги Иов. Бог не дает Иову прямого
ответа; вместо объяснения причины страданий Иова Бог ставит перед
ним ряд на первый взгляд не относящихся к делу иронических вопросов,
которые убеждают его в ничтожности знания и силы человека. Моральный
пафос книги Иов усматривают в утверждении трех истин: традиционная
доктрина причинной связи между страданием и грехом ложна; величие
Божьих дел, превышающее человеческое понимание, служит доказательством
Божьей справедливости; связь фактической судьбы индивида с его
моральными заслугами остается для человека тайной. Более того,
в свете познания Иовом Божественного величия и силы вопросы, обращенные
им к Богу, теряют свою уместность: лишь при условии, что человек
способен понять мудрость и силу Бога, он может понять и пути Божьего
провидения; Иов сознает полную невозможность этого и заключает:
«Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42:6).
(по материалам Еврейской
электронной энциклопедии).
Обсудить
на форуме