Статья "Законы Моисея"

Последнее обновление 17.08.2007

 

Законодательство государств Междуречья

Расцвет вавилонского царства относится ко времени правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э. - см.прим. 1 ). При нем оно достигло наибольших размеров (Хаммурапи завоевал Шумер и часть Северного Двуречья ). Примечание 1.

Крупнейшим событием в истории всего Двуречья было создание свода законов, изданного от имени вавилонского царя Хаммурапи. В странах Древнего Двуречья эти законы считались образцовыми, их изучали и переписывали на протяжении полутора тысяч лет. В своде законов Хаммурапи подробно рассматриваются отношения между людьми:
устанавливаются правила заключения брака, усыновления, основания для развода, порядок наследования имущества; оговариваются размеры платы за услуги лекарю, портному, кожевнику, плотнику и т. д. По всей видимости эти правила являлись упорядочением нравственных и юридических норм в пределах юридического поля. Среди дошедших до нас культурно-правовых наследий древних горных и равнинных шумеров, несомненно, как сокровищницы правовой мысли это образцы древнешумерского поучения наставления, законы и своды-кодексы законов, материалы законодательной практики; древние мирные международные договоры, действующие на территориях Древней Месопотамии и Армянского нагорья, и другие юридические документы.

Среди перечисленных сокровищ, конечно, особое место принадлежит наставления древнешумерского мудреца Шурупаку, датируемым XXV веком до нашей эры, которые были широко известны в Древнем Шумере и вмещали в себя житейские и практические советы с философско-правовыми поучениями.

В этом памятнике обсуждаются определенные правила и нормы морально-добродетельного и законопослушного поведения, требующие от людей воздержаться от лжи, нетерпеливости, зависти, воровства и убийств. Вот некоторые из них:

  "Сын мой, совет хочу дать, прими совет мой..., не пренебрегай…,
Что скажу я, не переступай.
Всемогущи наставления отцов, будь им послушен...
Не ручайся - да не будешь зависим...
Не кради - себя не губи.
В дом не врывайся, на сыто чужое не зарься,
Вор-то - лев, а схватил его - раб.
Дитя мое, не соверши убийства!..
С молодицей замужнею не болтай, злословье всесильно…
Слово не нарушай, твое слово - основа...
Краденым не прельщайся,
Много прибыли не получишь...
Пути черного не избирай, добро его - злое...
То, что ты силою бросишь, тебя же потом сбросит…
Кто рушит дома, будет домом раздавлен,
Кто на людей подымется, на того и люди подымутся.
Кто быка мощного на шею взвалит,
Тому через реку не переправиться...
Перед геройством ты склонишь голову.
Власть имеющему ты подчинишься.
Дитя мое, тогда и перед злым человеком ты устоишь...
Слов матери твоей и бога-хранителя твоего не оспаривай…
К совету отца да будь внимателен…"
Примечание 2.

Надписи царя Урукагины (XXIVв. до н.э. ) (ранее читали по слогам Uru-ka-gi-na, а затем Uru-inim-gi-na ), потом Уруинимгины были составлены в ходе проведения реформ, во втором году его правления. Эти реформы сводились к упорядочению платы жрецам и поборов с них; сокращению поборов с наиболее значительных членов храмового персонала; исключению земель из собственности семьи правителя и т. д. Были также установлены запреты на дарственные поднесения правителю, которые противоречили обычаям и традициям страны; отменены долговые сделки; были введены Законы, охранявшие частную собственность патриархальной семьи.

В уникальных вышеупомянутых Законах правитель Лагаша гордо сообщает, что он вернул правосудие и свободу многострадальным гражданам, расправился с ненасытными и жестокими чиновниками, положил конец несправедливостям и угнетению в стране. В частности, законодательство Урукагины гласит: "Жителей Лагаша от подушной подати, воровства, убийства, заключения он избавил; "возвращение к матери" (освобождение граждан ) установил, чтобы бедняк (и ) вдова человеку сильному не предавались, с богом Нингирсу Урукагина этот договор заключил..." Примечание 3 .

Следующий из древнейших кодексов-памятников права конца III тысячелетия до н. э. - это Законы Шульги (XXIв. до н.э. ), которыми пользовались в Шумеро-Аккадском царстве при III династии Ура; основателем династии был отец Шульги Ур-Намму (прежнее название Законов - Законы Ур-Намму ).

Текст Законов на позднешумерском языке был обнаружен при раскопках в 1889-1900гг., расшифрован и опубликован лишь в начале пятидесятых годов XX в. Из текстов уцелели лишь введение и более 3-х десятков статей.

Во введении содержатся слова о защите прав сирот и вдов, слабого против сильного, бедного против богатого; что могучий Ура, царь Шумера и Аккада, установил справедливость в стране, изгнав из нее зло, насилие и раздор; урегулировал систему мер и весов, чтобы торговля шла честно.

Основное содержание Законов Шульги: наказание за прелюбодеяние (ст. 4 ), правила развода (ст. 7-8 ), наказания за ложный донос (ст. 10 ), о нанесении телесных повреждений (ст. 15-19 ); о правовых нормах, касающихся рабов (ст. 14, 22-23 ); о лжесвидетельствах (ст. 26-27 ). В частности, статьи 28-29 посвящены защите земледельцев от противоправных действий других лиц, а также от недобросовестных арендаторов.

В целом Законы Шульги были гуманными (в частности, Закон "око за око, зуб за зуб", который являлся одним из основных Библейских Законов, уступил место более гуманному праву ), еще не носили отпечаток восточного деспотизма, в основном действовали штрафные санкции, взамен телесных наказаний. Вот содержание некоторых статей: "Если человек оставил свою жену, не бывшую прежде замужем, он должен уплатить одну мину серебра" (ст. 6 ); "Если человек возвел на жену другого человека обвинение в прелюбодеянии, но бог реки очистил [оправдал] ее, обвинитель должен уплатить одну треть мины серебра" (ст. 11 ); "Если человек другому человеку сломал орудием кость, он должен уплатить одну мину серебра" (ст. 16 ) и т.д. Предусматривалось и финансовое возмещение хозяину раба за нанесенные рабу увечья или за его убийство; членовредительство свободного человека также каралось денежным штрафом. Лица, незаконно захватившие или затопившие, или превратившие в пустырь по небрежности чужое поле, также подвергались штрафу или компенсации доходов и штрафу в объеме производственных затрат и т. д.

От начала II тыс. до н. э. до нас дошли в виде копии (VII в. до н. э. ) фрагменты из 7-ми статей Закона Ларсы, или "Шумерские семейные законы", которые действовали на территории царства Ларсы, когда шумерский язык начал выходить из употребления.

Исходя из вышеизложенного, следует заметить, что в своем возникновении правовая мысль древнейших народов Вавилонии восходит к древнешумерским мифологическим истокам. В качестве покровителя справедливости, защитника слабых фигурирует бог солнца и справедливости - Шамаш, жестоко карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое. Преступить "стезю Шамаша" означало совершить преступление, нарушить право (ср. с библейским обращением к "Господу Яхве" ).

Шумерские, а затем шумеро-аккадские правители-законодатели, как мы уже отметили, настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти и своих законов. Эти представления, хотя не очень широко, но все-таки отражены и во всемирно известном древневавилонском правовом памятнике XVIIIв. до н. э. - в Законах царя Хаммурапи, который характеризовал свое законодательство как осуществление справедливой воли богов. Следовательно, законодательство вавилонского царя Хаммурапи возникло на древнем праве Шумера, представляя собой по сути дела компиляцию старошумерских законов и обычаев, в частности, восходящее еще ко временам III династии Ура, к Законам Шульги.
Во введении к Законам Хаммурапи отмечается, что верховные боги Ан и Энлиль навсегда передали власть над миром местному вавилонскому богу Мардуку Примечание 4.. Вавилон объявляется "вечным обиталищем царственности", в отличие от принятого ранее принципа, согласно которому "царственность" могла перемещаться из одного города в другой, провозглашается цель создания законов: "Дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказываема была справедливость..."

"Легендарная история библейских патриархов может служить иллюстрацией к Законам Хаммурапи - писал в свое время всемирно известный проф. Б.А.Тураев, - настолько в ней отражаются нормы, сходные с нормами этих законов" Примечание 5. . Ниже приводится краткая сравнительная таблица, в которой сопоставляются законы царя Хаммурапи с теми законами, которые сформировались у древних евреев под влиянием вавилонской цивилизации или возникшие естественным порядком на основе обычаев и традиций, восходящих к первобытнообщинному строю (пережитки кровной мести и т.п. ).

 

Сравнительная таблица законов Хаммурапи
и законов в Книге Исход

 

Х. (§ 2 ) Если человек бросил на человека [обвинение в] колдовстве
и не доказал это, [то] тот, на которого было брошено [обвинение в]
колдовстве, должен пойти к Реке и в Реку погрузиться;
если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если
[же] Река очистит этого человека и он останется невредим, [тогда]
тот, который бросил на него [обвинение в] колдовстве, должен быть
убит, [а] тот, который погружался в Реку, может забрать дом его
обвинителя.

Исх. 22:18 Ворожеи не оставляй в живых.

 

_____________________________________

Х(§8 ). Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо
свинью, либо же лодку, [то], если [это] принадлежит богу или
дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если
это принадлежит мушкенуму /см.
Примечание 6./, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит.

Исх. 22:1 Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу.
22:3 <…> Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им;

 

_____________________________________

Х § 116 … Если долг одолел человека и он продал за серебро
его жену, его сына и его дочь или отдал их в кабалу, [то] три года
они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя,
в четвертом году им должна быть предоставлена свобода

Исх. 21:2 если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром;
3 если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;
4 если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один; <…>
7 Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы;

 

____________________________________
Х. (§ 206 ) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес
ему рану <…> /и/ (§ 207 ) если он умер от его побоев, [то виновный] должен по-
клясться, и, если [умерший] - сын человека, [виновный] должен
отвесить 72 мины серебра.
(§ 208 ) Если [умерший]-сын мушкенума, [то виновный]
должен отвесить треть мины серебра.

Исх. 21:12 Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти;

 



____________________________________

Х. (§ 249 ) Если человек нанял вола, и бог его поразил, и он издох,
[то] человек, нанявший вола, может произнести божественную
клятву и он будет свободен.
(§ 250 ) Если бык при своем хождении по улице забодал чело-
века и умертвил его, [то] это дело не имеет [основания для]
иска.
(§ 251 ) Если бык человека [был] бодлив, и его квартал сооб-
щил ему, что тот бодлив, но он не закутал ему рога, быка своего не
спутал, и этот бык забодал и умертвил сына человека, [то] тот дол-
жен заплатить 72 мины серебра.
( § 252 ) Если [это] раб человека, [то] тот должен заплатить
треть мины серебра.

Исх. 21:28 Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват;
29 но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти;
30 если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него.
31 Сына ли забодает, дочь ли забодает, -- по сему же закону поступать с ним.
32 Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.

 

____________________________________________

Х. (§ 196 ) Если человек выколол глаз сыну человека, [то] должны
выколоть ему глаз.
(§ 197 ) Если он переломил кость человеку, [то] должны пере-
ломить ему кость.
(§ 198 ) Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость
мушкенуму, [то] он должен отвесить 1 мину серебра.
(§ 199 ) Если он выколол глаз рабу человека или же переломил
кость рабу человека, [то] он должен отвесить половину его [по-
купной] цены.
(§ 200 ) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, [то]
должны ему выбить зуб.

Исх. 21:23 а если будет вред, то отдай душу за душу,
24 глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,
25 обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.
26 Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз;
27 и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.

 

__________________________________

Х. (§ 209 ) Если человек побил дочь человека и причинил ей вы-
кидыш, [то] он должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод.
(§ 210 ) Если эта женщина умерла, [то] должны убить его дочь.
ул(§ 211 ) Если он побоями причинил выкидыш дочери мушкенума,
[то] он должен отвесить 5 сиклей серебра.

Исх. 21:22 Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;

 



_______________________________________
Х. (§ 206 ) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес
ему рану, [то] этот человек должен поклясться: <Неумышленно
' я ударил>,- и оплачивать лекаря.

Исх. 21:18 Когда ссорятся [двое], и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель,
19 то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший [его] не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его.

 

______________________________________

Х. (§ 157 ) Если человек возлежал на лоне своей матери после
[смерти] отца, [то] их обоих должно сжечь.

Лев. 20:11 Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них. <…>
14 Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами.

 

_______________________________________
Х. (§ 195 ) Если сын ударил своего отца, [то] ему должны отру-
бить руку.

Исх. 21:15 Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.

 

_______________________________________

Х. (§ 125 ) Если человек отдал свою вещь на хранение, а там, куда
он отдал, его вещь пропала вместе с вещами домохозяина, либо
из-за подкопа, либо из-за пролома, [то] домохозяин, который был
небрежен и потерял вещь, которую ему дали, должен [ее] воспол-
нить, а затем возместить хозяину имущества; домохозяин может
разыскивать свои вещи и забрать у своего вора.

Исх. 22:7 Если кто отдаст ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое;
8 а если не найдется вор, пусть хозяин дома придет пред судей [и поклянется], что не простер руки своей на собственность ближнего своего.

 

___________________________________

Х. (§ 249 ) Если человек нанял вола, и бог его поразил, и он издох,
[то] человек, нанявший вола, может произнести божественную
клятву и он будет свободен.

Исх. 22:10 Если кто отдаст ближнему своему осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрет, или будет поврежден, или уведен, так что никто сего не увидит, --
11 клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простер руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить;

 

___________________________

Х. (§ 244 ) Если человек нанял вола [или] осла, и лев убил его
в степи, [то] убыток - только его хозяина.

Исх. 22:13 если же будет /<вол, осел или овца или какой другой скот, отданный на сбережение>/ зверем растерзан, то пусть в доказательство представит растерзанное: за растерзанное он не платит.

Стеллы Хаммурапи демонстрируют, что и его законы, как и Законы, излагаемые в Книге Левит и Исход, освящаются религиозным авторитетом (существует рисунок на котором изображен сам царь и бог, вручающий ему законы).

Время создания Законов Моисея

См. Критика библейская

 

Левит и Второзаконие

В книге Левит содержатся так же содержатся религиозные нормы и правила мистического характера, но по сравнению с Второзаконием они представляют собой прежде всего юридические законы. В этих предписаниях предельно четко оговаривается наказание за каждое отдельное нарушение этических (повседневно-житейских) норм и преступление. В приведенных ниже цитатах из Левита (из гл. 20) нет и намека на какую-либо религиозность этих правовых норм. Если б мы не знали, что контроль над выполнением предписаний и казни провинившихся производили левиты, то можно было бы предположить, что существовал некий правоохранительный орган, подобный полиции в светском государстве, то есть, люди, выполнявшие полицейские функции, не являлись представителями жреческого сословия.

Во Второзаконии (гл. 20 и 27) появляется новый вид наказания – "проклятье". Нет никаких оснований полагать, что "проклятье" заменило смертную казнь, скорее оно морально ужесточило эту меру наказания (если представить, что подобное возможно).
Юридические нормы не заменяются религиозными, происходит их полное спаивание - "тяжкое" антисоциальное преступление (здесь следует сделать скидку на эпоху) приравнивается к греху, т.е. преступлению против веры, и это, по идее, усугубляет вину нарушителя закона.
Тот факт, что законотворчество стало прерогативой священнослужителей, может свидетельствовать о возросшей роли жреческого сословия и об его участии во всех общественных процессах, а так же о слиянии религиозной и светской власти (если таковая существовала отдельно).

Краткое сопоставление законодательства из Левит и Второзаконие.

  Втор. 16 Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь.
Левит 20:9 Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем

Втор. 20 Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего! И весь народ скажет: аминь.
Левит: 11 Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них.

Втор. 21 Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом! И весь народ скажет: аминь.
Левит: 5 Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте.

Втор. 22 Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей! И весь народ скажет: аминь.
Левит: 17 Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его: это срам, да будут они истреблены пред глазами сынов народа своего; он открыл наготу сестры своей: грех свой понесет он.

Втор 23 Проклят, кто ляжет с тещею своею! И весь народ скажет: аминь. [Проклят, кто ляжет с сестрою жены своей! И весь народ скажет: аминь.]
Левит : 14 Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами.

 

Примечания.

Примечание 1. В настоящее время в историко-правовой науке принято несколько хронологических систем для оценки хронологии III-II тыс. до н. э. Традиционно за отправную точку берут даты начала правления царя Хаммурапи в Вавилоне [А.Гетуе - 1850 г. до н. э.; С.Смит, В.В.Струве - 1792 г. до н. э.; У.Ф.Олбрайт - 1732 г. до н. э. и др.] и даты конца династии Хаммурапи [А.Гетуе - 1653 г. до н. э.; С.Смит, В.В.Струве - 1595 г. до н. э.; У.Ф.Олбрайт - 1535 г. до н. э. и др.]. Вернуться к тексту

Примечание 2 . От начала начал. Антология шумерской поэзии / Вступительная статья, перевод и комментарии В.К.Афанасьевой.- СПб., 1997.-С.301-310, 443-447; Правовая мысль Древней Месопотамии // Антология мировой правовой мысли. Т.1. - М., 1999.-С.43-44 и др. Вернуться к тексту

Примечание 3 Конусы "В" и "С" Урукагины (законодательная Декларация Урукагины ) / Перевод со старошумерского Ю.Б.Гавриловой, по изданию AВWI-S.288-313// Древний Шумер.-СПб.,2003.-С.272-27]. Вернуться к тексту

Примечание 4 . "История Древнего Востока". Т.1.-М.,1935.-С.113 Вернуться к тексту

Примечание 5 Мардук - центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилон. Первые письменные сведения об этом божестве восходят примерно к середине III-го тыс. до н.э., как бог-покровитель Вавилона он упоминается с XXII в. до н.э. Вернуться к тексту

Примечание 6 . Мушкенум - класс бедняков. Авилум - полноправный гражданин.Вернуться к тексту


Обсудить на форуме

Адрес почты редактора: s t o p a n g i n @ r а m b l e r . r u  

Счетчик установлен 17 марта 2008


Используются технологии uCoz