Библейский справочник - Об исконном почитании и функциях Яхве вне пределов Израиля и Иудеи в составе общесемитского пантеона
Об исконном почитании и функциях Яхве вне пределов Израиля и Иудеи в составе общесемитского пантеона

См. также Р.Хазарзар. Культ Яхве

Константин Петков, Болгария

Еще о подлинной сущности "Сущего" (1.)

(об исконном почитании и функциях Йахве вне пределов Израиля и Иудеи в составе общесемитского пантеона)

Мировоззрение каждого человека в отдельности , людских сообществ и в конечном счете всей нашей цивилизации в целом определяется прежде всего тем, за какими авторитетами они следуют, привержены к ним сознательным выбором, нажимом "общественного мнения" или простым стечением обстоятельств. Для огромного числа наших современников, определяющих себя как верующие, таким непререкаемым авторитетом являются "священные книги" разных религий, из которых они черпают основные постулаты своих верований и поведения. В частности, "священное писание" древних евреев - Библия, источник основ вероучения для трех великих мировых религий- иудаизма, христианства и ислама. Основный принцп, на котором зиждется вся предлагаемая ею конструкция следующий:

Существует только один всемогучий, всезнающий вседобрый и т.д. бог, чье имя - Йахве (“Я есмь Йахве” -Исх. 3: 14; Исх. 6:2-3). На заре истории все люди знали и почитали только его, но в последствии все народы на земле вследствии своей греховности утратили это познание и предались служению лживым божествам. В данный момент этот бог решил открыть снова себя людям. Для этой цели он избрал для своего откровения только один, еврейский народ и только ему и сообщил "возвышенные истины" своего учения. Для последователей же критического мышления эта религия ничем не отличается от других, и все они - продукт человеческой творческой деятельности, появившийся при определенных социальных и природных условиях и отражающий определенную ступень познания мира.

К настоящему времени вполне доказано научной библеистикой, что Йахве не был ни первым, ни единственным богом евреев до очень поздних времен.(2.) Сравнительно точно восстановлен процесс его возвышения среди прочих богов древнееврейского пантеона, их елиминации им и перехождение их функций, атрибутов и имен (в качестве епитетов, прозвищ) к ним. Поэтому в данной статье я не буду касаться этой проблемы в целом. Предмет моего изложения будет только один из наименее знакомых ее аспектах, а именно, почитание Йахве вне еврейской общности другими западносемитскими народами в рамках общей для всех них мифологической системе в соответствие с собственными местными традициями. По-моему, констатация этого факта окончательно снимает предрассудочный нимб "оригинальности" и "уникальности" с библейского йахвизма.

Наиболее авторитетным и важным доказательством в этом деле является открытие в исторических документах соседних стран упоминания имени этого божества как автохтонного и из древности почитаемого, притом без всякого намека о его заимствовании или малейшей связи с Израилем, Иудеи или евреями вообще. Общеизвестно то, что вследствие политического дробления западных семитов у них в отдельных странах (городах) почиталось прежде и выше всех одно- местное божество, к которому впоследствии переходили функции прочих богов . Так, главным богом Угарита (3.) был Ел (4.), Сидона (5.)- Ешмун (6.), Тира (7.)- Баал Мелькарт (melek kart-царь города)(8.), Библа (9.)-Астарта (Ащорет,Астарот) (10.) под имени Баалат Гебал- Владычица Библа, Йерихона (11.)- Йариху (12.), у моавитян и амонитян (13) - Баал Хамон (Хамос, Кемош) (14.). Кстати, такой процесс весъма облегчал бы становление монотеизма, при наличии сильной центральной власти, которая наложила бы единный культ и консервативное тяготение к древнему общему пантеону. Администрация и жречество Иудеи преодолели эти проблемы путем последовательной согласованости действий и системного насильственного подавления рецидивов былой религиозности. Несмотря на все усилия процесс не завершился, пока катастрофа Вавилонского плена( 14а) не выдергнула еврейский народ из его привычной среды и прежних соседей и не сосредоточила монополию на ситуирование национальной идентичности в руках приверженцев реформы- клерикальной интеллигенции.

Но исключительное почитание того или иного божества на конкретном месте ни выводило его вне общей для всех народов региона мифо-доктринальной системы, ни мешало его культу и в других местах соответственно ей. К этой категории общесемитских божеств с местным акцентом на Иудее вполне закономерно относится и Йахве.

А чтобы узнать, где было распространено его почитание помимо этой страны и какие были его аутентичные функции и место среди прочих мифологических персонажей, вначале надо установить, как произносили (писали) это имя в древности евреи и какие языковые трансформации надо было ему претерпеть в соответствие с местными диалектами прочих семитских народов. Здесь большая трудность в том, что еврейский альфавит (как и родственные ему угаритский и финикийский) не отмечает гласные звуки. Так нелегко восстановить автентичное произношение известной библейской тетраграммы (четирибуквия) y-h-w-h. Христианская средневековая традиция ошибочно читала это имя как Йехова, и это прочтение еще остается наиболее популярным. Заблуждение произошло вследствие ошибки средневековых еврейских редакторов Библии, т. назв. масоретов (15), которые когда делали подстрочную огласовку ее текста, огласовали запретное для произнесении имя бога (т. назв. шемм - Изх. 20:3) звуками его епитета Адонай ("господь мой"), которым это имя всегда заменялось при чтении вслух. Впоследствии в науке утвердилось произношение Йахве (впервье употребил его немецкий ученый 19 века Георг Евальд), но в последнее время стало ясно, что и оно нуждается в новых уточнениях.

Хотя христианские богословы Теодорит Кирский(15а) (Quaest. in Ex. XV,15) и Епифаний Кипрский(15б) (Panar. X,5) дают это имя как Iabe(IAVE) , а они оба были знатоками языка "иудеев"- первый как арамейскоговорящий(15в) уроженец Сирии, а второй как еврейский выкрест, им не должно передоверять. Другиe авторы античности передавали его так: У Климента Александрийскаго(16.)- ( Strom.V или VI,VI,34) оно Iaou (IAOU ), а у Оригена(17.)- (Contra CelsumVI,33 ) является как Iaw (IAO ) . Ему следуют и авторы гностических сочинений египетского толка( Iaw в текстах из Наг Хамади(18.)). Йероним (18а ) – (Brev. in Ps. VIIІ) воспринимает форму Iaho.

Письменные свидетельства еврейских переселенцев в Египте - военных колонистов острова Елефантины(19.), гораздо более раннего времени - передают его как IAHU.

Поэтому возможно считать автентичней транскрипцией имени библейского божества как Йа(х-в)о(с вариантами Йе(х-в)о, Йа(х-в)у, Йа(х-в)е; возможно и Йехи, Йахи,так как в финикийском наречии общесемитские U и E переходят иногда в I). В фонде еврейской теофорной ономастикой его можно встретить как IEHO (напр.Iehochua - Йахве спасает (Ис. Нав. 1:1)и пр.) или IAHU (Елийаху - "Йахве мой бог"(3 Цар. 18:17) или Цидкийаху -"Йахве праведный"(3 Цар. 22:11,Иер. 39:1) и т. д.).

Удивительно то, что другие грекоязычные авторы,такие как Стефан Византийский, Кедрин и Йоан Лид(20) утверждают что Iaw (IAO)-имя исконно финикийское и называют им одно из финикийских божеств. Это сходство отмечали в свое время Фридрих Карл Моверс и Вилгельм Баудиссин(21.), а недавно- русские ученые Илья Шифман(22.)и Юрий Циркин. Название того же финикийского божества Евсевий Кесарийский(23.) передает как Ieuo (IEUO). Его свидетельством я начинаю обзор источников.

В своих трудах Евсевий ссылается на теперь утраченное сочинение некоего Филона Библскаго (24.) "Финикийская история" (Foinikika- Phoinikika), примечая,что последний пересказал более древнее произведение беритского жреца Санхуниатона. У него(Praep.ev.1;9;20-21)читаем: "Санхуниатон Беритянин заимствовал свои сведения у жреца бога Йево (Ieuo) Йеромбаала и посвятил свою историю царя Берита Абибаалу(Абельбаалу)...их времена приходятся еще до время Троянской войны." Из этого следует что с глубочайшей древности, прежде чем кому-то из йерусалимских жрецов пришло бы в голову реформировать отеческий племенный культ в направлении монотеизма в Берите(25.) почитали бога Йево=библ. Йахво. Притом не как единственнаго или даже не как наиболее почитаемого, а только как одного среди многих. Имена жрецов и царя покозывают как его почитание прекрасно уживалось с почитании напр. Сакуна (см. Шумукан) и Баала ( Санхуниатон-“ Сакун дал” , Абибаал- “ Баал- мой отец” ).

В оригинальных финикийских надписях это божество тоже упоминается, например в царских надписях из Библа. Библские цари прославляю тего в качестве составной части своих теофорных(26.) имен.В середине 10 в.до н.е. царь Йехимелек (мой царь-Йахве) повелел написать: "Да продлят Баал Шамем(27.)и Баалат Гебал и/все/собрание святых богов Библа дни Йехимилка(yh-mlk)и годы его/правления/над Библом." (KAI,4). Шестьсот лет спустя это имя мало что изменилось с временем :"Да благословит Баалат Гебал Йехавмелека (Йихавмилка) и да возвеличит (возкресит ?) его,и да продлит его дни и годы над Библом ...ибо это царь справедливый" (KAI,10-надпись на известняковой стеле Йехавмелека - 4 в.до н.э.). Значит, в Библе тоже была древняя и устойчивая традиция почитания Йахво (в вариантах Йехи, Йихави). При том включение его в сакральных имен самих царей свидетельствует насколько значимый был этот культ.

Продолжим дальше - склонность вставлять имя этого бога в имена членов царской семьи засвидетельствована и в самом могущественом городе- царстве Финикии - Тире: "В моем третьем походе направился я против Баала, царя Тира,жившего среди моря(28.)...и заставил его подчинится моему игу. Дочь свою...и племянницу /свою, дочерью/ своего брата доставил он мне в наложницы; Йахимилки, своего сына, который еще ни разу не переезжал моря,он также доставил мне в рабы." В таком надписе на т.наз."цилиндре Рассама"(29.) хвастается Ашурбанипал (30.), сын Асархадона, в 7 в. до н.е.).

Таким образом прочно доказано, что библейского бога с глубокой древности до позднего времени чтили в Берите, Библе, Тире - одним словом по всей Финикии, несмотря на утверждения иудаистских и христианских богословов, что это "право" принадлежало исключительно евреям.

Это не все - к северу от Финикии существовал город Угарит, населенный амореями(31.). Расцвет этого города отводит нас еще глубже в пучину веков - 2-ому тысячелетию до н.э., когда ни евреи, ни финикияне не играли какую нибудь заметную роль на исторической сцене. Из найденных в нем клинописных надписей известно некое божество по имени Y-W(Йаву) -праобраз финикийского Йево и библейского Йахве. (WUS,1151и1173).

В найденном археологами архиве из Тел Ел Амарны ( в Египте -древняя столица фараона- реформатора Эхнатона :Ахетатон(32)) упомянуто теофорное имя некоего хананея Iachuia (Iachu- вариантIahu). Значит и хананеи - южние соседи финикиян и непосредственние предшественики евреев в земле Палестины тоже были причастны к его культу .

Следы того, что Йахве не был только израильским богом, можно найти и в самой Библии. Так например сгласно легенде тесть Моисея, чье имя согласно разных версий Рагуил (Иcх.2:16-18) или Йотор (Иcх.3:1,18:1 -здесь корень Yo тоже можно считать как теофорным, связанным с Йахво), был "мадьямским жрецом". Во время своей встречи с Моисеем во время "исхода" он якобы вместе с его братом Аароном и израильскими жрецами совершил торжественное жертвоприношение Йахве (Иcх.18:12,Иосиф Флавий- Ant.Iud.III,4,1). Если принять, что в этом эпизоде есть какое-то зернышко исторической правды, включенное в сочинений йерусалимских составителей Торы, можно считать,что почитание этого бога имело место и среди соседей евреев-мадьямцев(мадианитян) (32а).

Гораздо сложнее обстоит дело с первоначальным функциям Йахве в общесемитском пантеоне. В процессе монотеизации он поглощал атрибуты и обязаности Эла, Баала, Цадика(Цидика)(33.), Элиуна(34.), Шалема (35.), Шадида(36.), Решепа(37.) и пр. В результате этого он гипертрофировал до полного противоречивых аспектов и проявлений универсального бога и теперь по библейским данным практически невозможно восстановить его первоначальный образ. Именно здесь исследователям поможет привлечение источников из-вне - там, где Йахве остался "один среди многих" и ничей трон не узурпировал.

Но и здесь нас ждет новое препятствие. Сведения памятников извне весьма скудны и отрывочные. Благодаря превратностям судьбы и не на последном месте "усилиям" христианствующих фанатиков почти вся богатейшая финикийская литература до нас не дошла. Сакральные летописи, подобные имеющимся у евреейских жрецов, напр. Тирские древности (Her.Hist 2;44,Joseph.Ant.Jud. 8;5;3), истории Финикии Менандра иДия(38.) (Joseph.Contr.Ap.1;17), пять сочинений Филона Библскаго и пр. безвозвратно утрачены. Все таки можно сделать некоторые весьма вероятные предположения.

В угаритских текстах имя Йаву всегда упоминается рядом с именем морского бога Йамму. Из характера почитания Йево в Финикии можно тоже заключить,что он "был связан с морскими божествами"(Юрий Циркин). Это дает основание некоторым исследователям сделать вывод, что оба бога идентичны- что Йево(Йаву) это ипостась или прозвище бога моря - "В угаритских текстах именем Йахво назван Йамму"(Илья Шифман).

Эта гиппотеза заслуживает внимания, так как с ее помощью можно объяснить и ту чуть ли не патологическую ненависть, которую питают авторы библейских книг по отношению к Баалу, хотя впоследствии Йахво принял его функции и атрибуты(38а) . Это выглядит не только как боязнь конкуренции. Может, фраза была более старая, чем монотеистические тенденции, и ее секрет в том, что согласно угаритским и финикийским мифам произошла ожесточенная битва за власть Баала с Йамму, в которой первый утвердил свое господство. Поэтому и поклонники етих богов вели ожесточенные споры.

Подобное утверждение имеет все таки одно слабое место - в течении всей своей истории евреи никогда не были морским народом. Даже тогда, когда их территория включала морского побережья, они не могли или не хотели путешествовать на кораблях. Единственная попытка времени Соломона (965-928г. до н.е) нарядить в порт Ецион Гевер торговый флот для путешествия в стране золота Офир (возм. на территории нынешней Сомалии или где то еще в Восточной Африке) было совместное дело с царем Тира Хирамом (умер 936г.до н.е.) и прекратилось после расторжения союза и упадка двух государств.( 38б).

Разрешение такой трудности возможно следующее: Управление моря не было единственной обязаностью Йамму. Он был тоже и богом всех наземных пресных вод- рек, источников, озер и т.д. и в связи с тем и исскуственного орошения и в следствии того "осени и сбора урожая" (Юрий Циркин). Этот же ученый отождествляет Йево с Йехудом(?????- IEOUD), о котором тот же Евсевий(Praep.ev.1;4;16) пишет:"Крон,который финикияне называют Елом...имел от туземной нимфы,называемой Анобрет...сына называемого Йехуд. Его Крон, когда на страну обрушились величайшие несчастия...украсив царским нарядом и соорудив жертвеник,принес в жертву."

Этот пассаж во первых приписывает Йево (Йехуду) смерть и (вероятно) воскресение. Етим он ставит его в одним рядом с умирающих и воскресающих богах плодородья и растительности(Адонис(39.), Баал, Тамуз(40.), Озирис(41.)), так характерных для этого региона. Во вторых,название Йехуд (на иврите-Иудея и Иуда- один из “12 ти братьев, давших начало еврейского народа”- Быт. 29:35) прочно связывает его с "коленом Иуды" (Ис. Нав 7:16.)-составной части древнееврейской племенной конфедерации,которое впоследствии образовало Израильское,потом и Иудейское царство.На этом основании мы вправе предположить, что “потомки Йехуды” вначале вели свое происхождение от того самого “сына Эла”, который уже на этапе монотеизации был демистифицирован и сведен до положения простого смертного, сына Иакова-Израиля, сообразно требованиям новой религии, а несоответствующие ей архаичные мифы были забиты. В-третьих, имя его матери-Анобрет (в форме ayn ha-n-b-r-t) можно перевести как "источник (родник) благодати (благополучия) " (согласно Эрнесту Ренану(41а) )-имя весьма подходящее для родившей бога пресных вод.

По-моему, дозволено предпложить, что в первичном общесемитском пантеоне Йамму и Йаву (Йево, Йахве) были два разных бога-первый заведовал собственно моря, а вторый- прочие наземные воды и земеделие.И так как связь моря с реками - явление самим собой разумеещееся, они всегда упоминаются вместе. Группирование божеств по парам - явление обыденное в семитской мифологии. Известны например Шалиму и Шахару(42), Мисор и Цидик(43), Шукамуну и Шунаму(44). Впоследствии в Финикии,где мореплавание стало не только заньятием, но и образом жизни,мировоззрением, бог моря поглотил пресноводного Йахве и присоединил к себе его функции и имя в качестве епитета. У евреев-наоборот, в связи с интенсивным земледелием Йахве, как бог исскуственного орошения (в том периоде, когда они осели прочно, переменив номадский образ жизни на оседлый) выдвинулся на первом месте. При том согласно библейской 1 книге Царств (1 книга Самуила) династия Давидидов,которая подддержала и распространила культа Йахве,произходила из города Витлеем(beyt lehem-дом хлеба)-имя весьма многозначительное как центр культа бога урожая. За этой констатацией следует и новая - Йахве не только не был богом исключительно евреев - он не был и первоначальним их богом. В начале своей истории они были разнородная смесь кочевых скотоводческих племен. Земледелием они начали заниматься позже,когда осели в Палестине, используя вакуум после поперерывно являющегося отхода египегских гарнизонов,начиная с времен Эхнатона(14 в. до н.е.). Техника обрабатывания земли они приняли из своих туземных кузенов - хананеев - вместе с связанного с нею культом воды и плодородия, один из богов которого является Йахве. Весьма примечательно, что в те части Библии, которые рисуют древнего образа жизни кочевых евреев,имя Йахве или отсуствует вовсе,или является позднейшей вставкой.Упоминаются там Ел отцов(45), Ел, Елиун(Ел Елийон), Шадид (Ел Шаддай), Баал Шамем (Ел Шемаим (45а) , Улом (Ел Олам(46)) ,и другие, но об Йахве нигде речь не идет.

Надо упомянуть,что хотя вышереконструиранная версия происхождения Йахве, предложенная мною, выглядит мне более вероятной и правдоподобной, она не единственная. Например немецкий ученый Эрих Церэн защищает гиппотезу, что Йахво евреев-бог Луны. Характерная черта семитского пантеона то,что в нем бог Луны (Йарих(у) западных семитов, Син вавилонян) часто ставился выше и почитался больше,чем многие другие боги,в т.ч. и бог Солнца(Шамаш ,Шемеш, Шамс). Уместно припомнить и что полумесяц на вершинах исламских мечетей не что иное,что пережиток древняго культа Луны у арабов. Возможно ета традиция почитания связана с том,что календарь семитских племен ,со всех его хозяйственных и сакральных функций был лунным (и в библейских книгах новомесячия упоменаются рядом с субботами как дни особого культового отмечания). Интересно и то, что у египтян бог Луны (кстати, не очень чтимый) назывался Йах - имя, одинаково звучащее с именем библейского бога. А контакты евреев с египтянами всегда были прочными, в т.ч. и в области религии. Например безусловно доказана связь становления еврейского монотеизма с религиозных реформ фараона Эхнатона(47). Но это предположение пренебрегает наличием неоднажды упомянутого прежде Йариха, собственно палестинскаго бога Луны, известным у евреев под тем же именем. Да и если возможна такая паралель,она не обезценивает изложения сделанного выше- связь Луны с морем и календаря с земледельческих работ очевидная.

Суммируя всего сказанного, можем снова подвести следующие итоги:

1. Йахве(Йахво) не был исключительно божеством древних евреев. С самой глубокой древности он почитался везде в западносемитском мире-среди амореев, хананеев и финикиан как один из сынов бога Ела.

2.Он был, по-видимому, богом вод, орошения и урожая, умирающей и воскресающей природы.

3. Его культ евреи приняли по всей вероятности от хананеев,когда их общность переменила кочевой образ жизни на оседлый.

4. В связи с этом все богословские утверждения о "исконности" и "уникальности" религии евреев несостоятельны. Возвышение этого божества началось восходом династии, основанной Давидом(ок.1004-965г.до н.е.) и поддерживаемого ею Йерусалимское жречество.

Сознаю, что сделанные мною сверх анализа бесспорных фактов предположения пока еще остаются рабочей гиппотезой. Но несмотря на того, думаю что они имеют одно бесспорное предимство. Они плод научного и критического размышления. А наука к разницу от религиозных догм может исправлять свои ошибки. И если некоторая идея у меня неправильная, найдутся исследователи начитаннее и интелигентнее меня, которые исправят мои ошибки руководимые любовью не к предразсудку а к истине. Ибо свободная мысль- первое условие для ее постижения.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1-Еврейские,а за ним христианские теологи производят имя Йахве из евр.глаг.hayya(быть) в былое несовершенное время(основа hyh) ,что является поздной спекуляцией. Впервье такое толкование находим в Септуагинте-перевод Библии на гречески в Александрии при Птолемее Филадельфе(285-246 г. до н.е.)—??? ???? ? ?? “ Я есмь Сущий”, (Исх3:14-чтение принято безоговорочно во всех популярных переводах Библии) а потом у переводчиков первых веков н.е. Акилы и Теодотиона. В последнее время Роланд де Во- французкий археолог клерикального направления и директор йерусалимской ”Ecole Biblique” пытается защитить этой гипотезы с помощи древнеарамейского корня hwy-“ жить, быть, существовать”. Несмотря на это, даже теологи вынуждены признать, что “ не имеется прочная, общепринятая етимология тетраграммы несмотря на многих лингвистических опытов и накопленной значительной литературы”(Славчо Вылчанов из теол. факультетав Софии). Но даже и если вопреки бесплодности принять такую интерпретацию, она никак не выводит Йахве из соответсвующем тем временам и того региона историческом, культурном и религиозном контексте, ни мешает концепции о нем как о божестве, вмещающееся всецело в рамках единной для всех семитических народностей ареала политеистической и антропоморфной традиции ( см. ниже).

2-7 в. до н.е.,вследствие реформы первосвященика Хелкии и царя Йосии(639-608г. до н.е.)- (621 г. до н.е.- 4 Цар. 22-23 ).

3-Древний город на стычке Северной Финикии и Малой Азии(нын.Рас Шамра в Ливане).

4-Отец богов в семитском пантеоне.Царь мира после Елиуна и перед Баалом.Почитался как Илу у амореев,Ел среди евреев и финикиян, Ал Иллах(см.Аллах) у арабов.Само его имя его значит"бог".Позже превратился в deus otiosus(бог "в отставке" и уступил свое первенство другим богам(Баалу,Йахво). В популярных переводах Библии дается как Бог.

5-нын.Сайда в Ливане.

6-бог врачевания у семитов.Отождествлялся с Асклепием в епохи еллинизма.

7-нын. Сур в Ливане,в древности был расположен на небольшом островке вблизи берега.В древности был самым могучим финикийским городом.Его колония является Картаген в Сев.Африке(kart hadash-новый город)

8-самый популярный бог древних семитов в т.ч. евреев.Бог бури,войны,молнии и урожая, изображался часто в образе быка.Убит в битве за власть богом смерти Мот(Муту),но воскрешен своей сестрой Анат. Побеждал всевозможвых чудовищ с помощи соделанных богом- кузнецом Кусар и Хасис (Пригожий и Мудрый) волшебных палицах, благодаря чем стал любимым народным героем. В многих мифах его супругой выступает Астарта. В Вавилоне слился с местным богом Мардуком(amar utuk-теленок бога солнца Уту-шум.) в Бел-Мардук.

9-нын Губла в Ливане.В древности известный вывозом папируса из Египта.

10-богиня любви,плодородия и войны у семитов.Любимая Баала. Ее почитали

даже в Египте.Иногда путают с Анат. Она же Ищар вавилонян. Астарта из Библа играет главную роль как любимой (иногда и убийцей) Адониса, в знакомой благодаря инкорпорирования в греческой мифологии легенде.

11-самый древний город мира-9 тыс.до н.е.

12-бог Луны

13-семитские племена Палестины,жившие к югу от евреев.

14-известный из стелы Меши,царя Моава., найденной 1870 г. пастором Клейном вблиз остатков древней его столицы Диббона, где с точки зрения моавитян рассказывается о войне с израильско- иуейской коалиции(4 Цар. 3:4-7).

14а- Вавилонский плен- (587/6- 539 г. до н.е.)- Одно из самых важных событий истории еврейского народа. Состоится в пленении и принудительном выселивании в Вавилон еврейской элиты- военной, жреческой знати и ремесленников после разрушения Йерусалима Навуходоносором (604-561 г. до н.е.) как кары за неуспешном опыте последнего иудейского царя Седекии(575-586/7 г. до н.е.) добытся независимости. В епохе плена иудейская интеллигенция завершила консолидации доктрины монотеизма и закрепила его догмы в сознании народа. Послепленная епоха характеризируется относительно легкого распространения и утверждения новой религии в среды полудикой невежественной массы оставшихся в Палестине крестьян возвратившейся из изгнания образованной группы книжников. Плен завершил после указа персидского царя Кира(558-530 г. до н.е.) , овладевшаго Вавилон- 2 Пар. (Хрон) 36:22.

15-От евр. "masora"(предание, традиция). Еврейские ученые и религиозные деятели, в Х веке утвердившие стандартный состав и текст Библии, который должен был быть единственным и обязательным. Он и теперь наиболее популярный в науке и некоторых религиозных течениях (иудаизма, протестантства).

15а-Теодорит Кирский(393-457/460)-епископ города Киры в Сирии. Автор много библейских толкований в которых придерживается взглядов т. назв. Антиохийской школы. Для нее характерен рациональный подход к предмету- на базе текстологического, филологического, исторического анализа. Неприемлемы предвзятые и надуманные аллегорические софистики, привичны для Александрийской школы. Написал еще "Церковную историю"-ценный памятник времени религиозных размириц на Востоке и "Историю боголюбцев"-панегирик исступленной аскезы, полный всяких небылиц в качестве "чудес"

15б- Епифаний Кипрский(315-403)-епископ города Саламина и митрополит Кипра(с 367). Основное его сочинение- "Панарион"(или Опровержение всех ересей) в котором "разоблачает неправоту" конкурентных направлений в христианстве. Дает ценные сведения о преких предшествеников христианства9 иудаистских сект есеев и иудеохристиан.

15в- Арамейский язык- это язык арамеев,семитов Сирии (с Хв до н.е.), который позже стал общий для всех семитоговорящих жителей Ближнего Востока, в том числе (с IV века до н.е.) и для евреев.

16- Климент Александрийский(150-215). Выходец, как и Ориген из неоплатонической академии.Подобно ему толковал затруднительные пассажи Библии аллегорически,используя образцы пергамских и александрийских комментаторов Илиады.Сочинения-Строматы(Ковры),Педагог,Увещание язычников

17 Ориген(185-254)-известный церковный писатель.В молодости сам оскопил себя,а потом учился в академии у своего бывшего единоверца Аммония Сакаса.Написал много комментариев библ.книг,полемические сочинения(Против Цельза),в сочинении"Начала" один из первых разработал теорию триединства хр.бога-т .назв. Троица. Занимался сравнении переводов Библии- его труд Хекзапла (паралельный текст шести вариантов). Позже его посмертно осудили как"еретика". 18-Город в Нижнем Египте(в древности Оксиринх), где где в 30 тые годы ХХ века найдена богатая библиотека христианских" апокрифов"(отрешенных книг- IV-V в., но в большинстве копий более ранних произведений). Некоторые из них отражают автентичной традиции первоначального христианства, другие- исканий направления гностиков.

18а- Йероним, прозванный Блаженным- (330-420)- Уроженец Далмации. Путешествовал из Греции, Италии и Палестине. Автор многих сочинений , наизаметное из которых De viris illustribus (О блистательных мужах), в котором подражая биографам античности(Ливия, Плутарха) превозносит христианских “подвижников” . Перевел Библию по латыни, так как существующий в его время перевод кишал ошибок, и для этого изучил прилежно еврейский язык. Этот перевод и поныне остается( с некоторыми исправлениями) официальным в католической церкви. Йероним уделял много внимания лингвистическим аспектам библейского толкования и тем можно считать его один из предшественников библейской критики.

19-Остров на Ниле в Верхнем Египте вблизи нын. Асуана.Там найден в начале ХХ века

большой сбор еврейских документов,принадлежащих беглецам из Иудеи,

бежавшие после взятия Йерусалима Навуходоносором-586/7г.до н.е. Они остали нетронуты дейности еврейских богословов Вавилонского плена -до 538 г.до.н.е, когда формировался окончательно еврейский монотеизм и благодаря этому сохранили многие реликты былой религии. В найденных там документах .встречаются имена еврейских божеств того периода-напр. супруги Йахве Анат Йаху, Бетел , Херембетел, Анатбетел и пр.

20-Виз. историки -авторы"хронографов"(сводов летописей,обычно начинавших"от сотворения мира").Сохранили ценных отрывков утраченных произведений. 21-немецкие религиоведы 19 в.

22- Илья Шолеймович Шифман(1930-1990)- крупный русский семитолог евр. произхождения, профессор Ленинградского отделения института Востоковедения. Сделал научный перевод Торы. Автор трудов по истории и культуре финикиян,древних евреев,набатейских арабов и др., биографии Ганнибала и пр.

23-.Евсевий Кесарийский(263-340)-епископ Кесарии.Автор тенденциозных исторических сочинений-Церковная история,Похвала Константину.При смерти крестил императора.Сыграл большую роль для утверждения арианской форме христианства как господствующей на Востоке в 4-5в.

24-финикийский историк 1-2 в.

25-нын. Бейрут,столица Ливана.

26-включающие в себе имя некоего бога.

27-бог неба.у евреев- Ел Шемаим(Быт.24;7) Обычно переводят как “Бог Небесный”

28-вж.6

29-арабский археолог 19 в. Сотрудник Поля Емиля Боты в раскопках Ниневии.

30-известный своей библиотекой царь Ассирии-(669-633 г.до н.е.)., сын Асархаддона(680-669 г. до н.е.)

31-северносемитское племя

32-Архив из Тел Ел Амарны(Ахетатона) -собрание документов из канцеларии фараона Ехнатона 14 в до н.е.- одно из самых полных из дошедших до нас.Почти целиком состоится из преписки фараона с управителях провинций и с других владык Древнего Востока(царей Митани,каситского Вавилона и пр.).Немалая часть ее посвящена проблеммам тогдашней Палестины-формально провинции Египта.

32а-мадьямцы или мадианитяне-семитоязычное номадское племя, во 2рое тыс.до н.е обитавшее Северо-Запада Аравии(у залива Акаба),родственное евреям.Во 1вом тыс.до н.е. асимиллированное набатейскими арабами.

33- бог справедливости в сакральном сысле. Его имя значит "Праведный"

34-"бог всевишный" у евр. Ел Елион(Быт 14:19), популярный перевод-“Бог Вишный”

35-см.42.

36-бог силы, войны и плодородия.У евр. Ел Шаддай-“ Мощный”,”Могучий”(Быт 17:1), популярный перевод-“Бог Всемогущий”

37-бог войныи епидемий, возм.палящаго Солнца. Почитался и евреями (Ам.5: 26),

38-финикийские историки 1 в. до н.е-2 в.

38а- Суд. 2:11-14, 6:25- разрушь жертвенника Баала... и священное дерево, которое при нем”,3 Цар. 16:32-33 , 18:19-40- известная история о заклании Ильей 400 пророков Баала,3 Цар. 22:52-53, 4. Цар. 10: 18-27;21:3; 11:18- “И пошел весь народ земли в дом Ваала, и разрушили жертвенники его, и изображения его совершенно разбили, и Матфана, жреца Ваалова, убили пред жертвенниками “ ; Иер. 2:8; Ос.2:13 и т.д.

38б- см.3 Цар 9:26-27 –“Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что прри Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. И послал Хирам на корабле своих поданных, корабельщиков, знающих море, с поданными Соломона; и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота”, тоже и 2 Пар.(Хрон.) 8:17-18.

39-поздний бог вегетации Библа.Почитался в Греции и Риме как бог умирания и воскресания .Прототип Христа.Возлюбленный Астарты.

40-шум.Думузи,перешел к семитам через Вавилон.Идентичный Адониса. Ищар , его супруга отдала его на откуп богини преисподни Ерешкигал.

41-очень популярный египетский .бог смерти,воскресения и вегетации.Царь

подземного. мира и судья мертвых.Убит своим братом Сетом и воскрешен своей сестры-супругой Изидой и сестрой Нефтидой.Отец бога Гора-"первого фараона".

41а- Эрнест Жозеф Ренан(1823-1892)-Крупный французский востоковед, семитолог, член Академии(1878). В юности обучался для священника. Когда осознал несостоятельность религиозного мировоззрения, перешел на научную карьеру. Труды: "сравнительная история семитических языков", "История происхождении христианства", "История израильского народа".

42 Шалиму(Шалем)-бог мира и возмУтренней звезды.Первоначально Йерусалим(Uru Shalem-основанный Шалемом) был его городом. Шахару-бог, возм.Вечерней звезды, упоменается всегда с Шалиму.

43 .Мисор-благочестивый и Цидик-праведный- боги справедливости и договоров.

44.Шукамуну-(Шаккан,Сумукан)-восточносемитский бог диких животных и охоты.Изображался одетым в шкурах. Шунаму-восточносемитская богиня диких гор.

45. Ел(Илу) отцов-всегда стоит в начале списков богов-первый из богов.Почитался евреями(Быт.26:24,28:13)- популярный перевод- “Бог отцов”

45а- бог небес, один из последовательных “ владик мира” в теогонии семитов Запада- у евреев Ел Шемаим (2 Пар. (Хрон.)36:23). Обычно переводят “ Бог Небесный”

46 .бог времен и годычнаго цикла. ("бог вечный"букв"бог веков"-Быт.21:33)

47 .египетский фараон(1379-1358г.до н.е.)-в борьбе с жрецов прекратил почитание всех богов,ввел культ единственного бога Атона(солнечного диска),используя частично теологические построения жрецов Она (Хелиополиса), основал новую столицу-Ахетатон(Тель ел Амарна). После его смерти клир Амона вернул утраченных позиций вполне.

СОКРАЩЕНИЯ:

KAI-Kanaanaishe und aramaishe inshriften

WUS-Worterbuch der ugаritishen sprache

Praep.ev.-Eusebii Caesariensis Praepositum evangelicum

Strom.- Clemehti Alexandrini Stromata

Quaest in Ex.- Theodoriti Cyraensii Quaestio in Exodum

Panar.- Epiphanii Cypri Panarion

Brev. in Ps. – Hieronymi Breviarium in Psalmos

Contr.Ap.-Iosephi Flavii Contra Apionem

Ant.Iud.-Iosephi Flavii Antiquitates Iudaicae

Hist-Herodotus-Historia

Быт-Библия; кн. Бытия

Исх-Библия; кн.Исход

Суд-Библия ; кн. Судьи

Ис. Нав.- Библия; кн. Иисус Навин

Цар- Библия; одна из книг царств(см. номерация)

Пар.(Хрон)- Библия; одна из книг Паралипоменон ( у евреев-Хроник)

Иер.- Библия; книга Йеремии

Ос.- Библия. книга Осии

Ам.- Библия; книга Амоса

ЛИТЕРАТУРА

1. Илья Шифман, Борис Тураев – Финикийская мифология, СПб, 1999

2. Юрий Циркин- Мифы Финикии иУгарита, М, 2000

3. Карл-Хайнц Бернхардт- Древний Ливан, М, 1982

4. Учение- Пятикнижие Моисеево (перевод Ильи Шифмана), М, 1993

5. Михаил Коростовцев- Религия Древнего Египта, София, 1995 (на болг.языке)

6. Эрих Церен- Лунный бог, М, 1976

7 . Николай Шиваров, Славчо Вылчанов –Вечное в двух библейских заветах, Велико Тырново, 1993

8 .www.bible.com.ua- Библия онлайн

Справка

Константин Петков [Болгария], 1975 года рождения. Среднее образование окончил в Национальной гимназии по древним языкам и культурам в Софии. Тогда же начал интересоваться религией, поверил в православие, стал религиозным активистом БПЦ, готовился к поступлению на Богословский факультет. Несколько лет подвизался иподиаконом в Патриаршем кафедральном соборе имени Александра Невского в Софии. После тщательного изучения основ вероучения покинул религию и стал убежденным атеистом. Защитил магистерскую ступень права на Юридическом факультете Софийского университета. Ныне работает на Кафедре Политологии в университете города Благоевград, где готовится к защите докторской [кандидатской] степени. Женат, имеет одну дочь. Готов принять всякие отзывы, критику или обсуждать такие темы, как библеистика, история христианства, религия и наука в Интернете по адресу — konstpet@abv.bg

Адрес почты редактора: s t o p a n g i n @ r а m b l e r . r u  

Счетчик установлен 17 марта 2008

 

Используются технологии uCoz