-
Вопросы датирования Жреческого кодекса
.........-
введение понятия о "скинии собрания"
.........-
введение понятия о "скинии собрания"
.........-
введение понятия о "скинии собрания"
- Вопросы
датирования Второзакония (Девторономиста)
.........-
введение понятия о "скинии собрания"
.........-
введение понятия о "скинии собрания"
.........-
введение понятия о "скинии собрания"
.........-
введение понятия о "скинии собрания"
-
Альтернативное воззрение на датирование ЖК
- Вопросы
датирования всего Пятикнижия
.........-
введение понятия о "скинии собрания"
.........-
введение понятия о "скинии собрания"
.........-
введение понятия о "скинии собрания"
.........-
введение понятия о "скинии собрания"
Исход евреев из Египта.
-
-
- Содержание.
- Гл. 1. Некоторые
обычаи египтян у ветхозаветных евреев.
Гл. 2. Литература
и мифология Египта в Ветхом Завете
Гл. 3. Учение
Эхнатона и Ветхий Завет
Гл. 4. Религиозная
реформа Эхнатона
Гл. 5. Моисей
Гл. 6. Моисей
и учение Эхнатона
Гл. 7. Моисей-
царедворец Эхнатона
Гл. 8. Моисей
и гора Синай
Гл. 9. Атрибуты
культовой практики египтян у евреев
Гл. 10. Десять
заповедей
Гл. 11. Левиты
- каста служителей культа.
Гл. 12. Феномен
"Золотой телец"
Гл. 13. Исход
евреев из Египта
Гл. 14. Палестинские
сирийцы
-
-
-
-
-
-
5. Моисей.
|
- Мы всегда видим его
- как бы отлитым из бронзы.
- З.Косидовский
|
|
-
-
- Неоспоримый исторический факт то, что библейский
(ветхозаветный, доиуда- истический) монотеизм (учение Моисея,
"мозаизм") лег в основу иудаизма, христианства
и ислама - мировых религий современности; причём, фундаментальные
принципы иудаизма окончательно сформировались в начале эпохи
Второго храма.
-
- Моисей - не просто национальный герой, но
величайшая личность еврейской истории; роль его учения в
формировании и сохранении евреев, как народа, пере-оценить
невозможно.
-
- Ни один народ не сочиняет мифов и легенд о
своём прошлом, которые не были бы призваны укреплять и приукрашивать
достоинство нации, либо затушёвывать (как египтяне о гиксосах
или Эхнатоне) воспоминания о не слишком "удачных и благоприятных"
моментах своей истории. Несомненно, что существует ре- альная
историческая подоплёка и для такой легенды, как Исход, бегство
евреев из египетского рабства. Подавляющее большинство историков
высказалось в пользу признания Моисея реальной исторической
личностью, а не порождением мифо- поэтического творчества;
и связанный с ним Исход евреев из Египта - фактом истории.
-
- Согласно мнению большинства историков, события,
отражённые в писаниях о Моисее, произошли в период между
1306 и 1196 гг. до н.э. (49-2.с164), однако, в последние
годы Исход стали относить к 1350 г. до н.э. (История еврейского
народа в хронологии). Очевидно, что уточнению, конкретизации,
поры деяний Моисея может способствовать раскрытие некоторых
сторон многопланового, весьма неординарного образа пророка.
-
- "Моисей... был посвящён (и) в тайны религиозной
жизни Египта... Благодаря своим дарованиям военачальника,
он стал любимцем воинов и, по общему приз- нанию, был выдающимся
человеком" (101.с230).
-
- В постбиблейской традиции (в Талмуде, Мидраше
и раввинистической литературе) образ Моисея представлен
слишком разноречиво и широко: от гипертро- фированного возвеличивания
и до умаления его личности (75-5.с415). Как писал М. Даймонт:
"Моисей - самая амбивалентная фигура в еврейской истории:
почитаемый, но не поминаемый".
-
- В соответствии с классификацией, введённой
Ахад-hа-Амом в его статье "Моисей", выберем "археологический"
подход к характеристике образа Моисея, но с частичным использованием
"исторических" сведений, поскольку обращение к ним неизбежно
(70-5.с417). Осветим лишь одну сторону его личности - образо-
вание Моисея, уровень и качество его познаний, без сомнения
повлиявших на содержание его учения.
-
- Итак, Ветхий Завет сообщает, что Моисей (Моше)
- дитя из колена Леви, еги-птянин по месту рождения, воспитанию
и внешнему виду, большую часть своей жизни прожил в Египте.
Грудным младенцем Моисей был найден дочерью фараона во время
купания на Ниле, "и был он у неё вместо сына" (т.е. как
сын), но вскормлен родной матерью, как кормилицей.
-
- Разумеется, найдёныш, ничего не знавший о
своих родных, вырос в условиях почитания богов его приёмных
родителей - семьи фараона, а Аменхотеп III, Тийе, брат которой
был верховным жрецом в "Великом доме бога" Гелиополя, и
Эхнатон пользовались, как уже отмечалось, всесторонней поддержкой
Гелиопольского жречества.
-
- Город Гелиополь был замечателен (Геродот.
2.59) храмом бога Солнца Атум-Ра, широко известным с незапамятных
времён (в храме, "Великом доме бога", исполнялись обряды
посвящения в фараоны), а также жреческой академией (48.
с143). О мудрецах и жрецах знаменитого Гелиополя "говорила
громко вся древ- ность" (48.).
-
- Согласно Флавию (44.с97,пр.29) родина Моисея
- город Гелиополь. Манефон и Апион подтверждают это: "Моисей...
происходил из Гелиополя".
-
- Возможно, такая идентификация места рождения
пророка связана с Гелиопо- льской ориентацией его жреческого
образования. Историограф Манефон неоднократно подчёркивал,
что Моисей был Гелиопольским жрецом. Скорее всего, царевна
выловила из вод Нила корзину с младенцем в районе Фив.
-
- В силу обстоятельств и за отсутствием необходимости,
Моисей долгие годы не знал "языка отцов" (кенаанита
или аккадского языка), поэтому был "косноязычен", и Аарон
служил ему переводчиком, однако со временем овладел этим
языком в совершенстве.
-
- Пророк был выдающимся проповедником: "Моисей
является... по убедительности и силе своего слова... прямо
изумительным" (44.с135). Отмечено (48.с377, что язык Моисеевых
сказаний родственен по образам и выражениям египетской речи
(что вполне естественно). Учение своё Моисей излагал в виде
песен (гимнов) и псалмов:
|
"Польётся как (благодатный) дождь учение
моё, закаплет как (живительная) роса речение
моё" (Из песни Моисея (Втор.32))
|
|
возможно, под аккомпанемент музыкального инструмента (тимпана),
подобно тому, как проповедовал бог Осирис (и Мариам).
-
- Судя по рассказу из Книги Исхода (7.9-12),
дочь фараона любила маленького Моше и дала ему образование
на уровне знаний царских "мудрецов и чародеев", т.е. Моисей
много лет обучался в лучших жреческих школах и в жреческой
акаде- мии Гелиополя. В Пятикнижии есть немало свидетельств,
говорящих о том, что Моисей получил прекрасное жреческое
образование, которое вполне может быть проиллюстрировано
надписью, начертанной на статуе "наследственного князя и
писца", знаменитого Аменхотепа, сына Хаписа, происходящего
из жреческого ро- да (жившего при Аменхотепе III и Эхнатоне),-
строителя, зодчего, жреца, мудреца и прорицателя (48.):
"Я был введён в знание священной книги и видел велико- лепие
бога (мудрости) Тота. Мне открыты были все их тайны, и все
части их были мне объяснены. Я овладел искусством речи со
всех сторон её". Заметим, что при создании Ковчега Завета
и Скинии Моисей зарекомендовал себя как прекрасный инженер.
- Грекоиудейский философ Артапан (II в. до н.э.)
приписывал Моисею целый ряд замечательных и "чисто научных"
изобретений, по уровню знаний сравнивая его с богом Тотом,
которого чтили как самого сильного волшебника, обладавше-
го полным знанием и мудростью. Считалось, что Тот владел
монополией на эзоте- рические знания и поэтому его называли
"загадочным" и "непостижимым".
-
- Исаак Ньютон полагал, что Моисей был посвящён
во многие тайны Вселенной и мира атомов. По мнению Маймонида,
Моисей превосходил всех других пророков тем, что он был
единственным, кому удалось выйти за пределы законов природы
и проникнуть в сферу сверхъестественного бытия. Считается,
что Мои- сей был выдающимся каббалистом.
- Филон Александрийский (I в. до н.э.-I в н.э.)
подробно описал, чему был обу-чен Моисей. "Учёные египтяне
преподавали ему арифметику, геометрию, размер, ритм и гармонию.
Они же научили его философии, выраженной символами в так
называемых священных писаниях". Одновременно его обучали
науке о небесных телах и астрономии (72.с282).
-
- Характерно, что в плане образования особых
различий между жречеством и чиновничеством в Египте не существовало
(94.с207): жрецы получали гражданс- кие чины, а гражданские
чиновники отправляли жреческие функции. Почёт, влия- ние
и уважение при дворе фараона приобретались не только высоким
происхож- дением,- в сановниках более всего ценились разум
и знания (особенно в эпоху Эхнатона).
-
- В христианстве сложилась легенда (101.с228)
о том, что "монарх решил сделать (Моисея).. наследником
своего престола", и поэтому (Деян.7.22) "научен был Моисей
всей мудрости Египетской и был силён в словах и делах".
-
- Период с ок. 1500 до 1300 гг. до н.э. считается
временем наивысшего разви- тия (48.с372) древнеегипетского
искусства, науки и технолонии. В ту эпоху поз- нания в магии
и чародействе не слишком отделялись от естественных наук
и технических познаний.
-
- Одну из граней образования Моисея демонстрирует
Фрезер, анализируя Гл.3 Книги Исхода, где описывается первая
встреча Моисея с Господом Богом, явив- шимся ему "в пламени
огня из тернового куста" (Исх.3.2).
-
- Когда Господь впервые воззвал к Моисею, представившись
как (Исх.3.6) "Я - Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака
и Бог Якова", Моисей, по библейскому мифу ещё политеист,
спрашивает неизвестное ему божество, как его имя.
-
- Казалось
бы, поскольку Моисей пока ещё ничего не знает ни о "своих
отцах", ни об их Боге, ему просто интересно знать,
что за божество заговорило с ним. Однако, как разъясняет
Джеймс Фрезер в своей "Золотой ветви", цель такого вопроса
не столь безобидна: "Каждый египетский маг... верил, что
тот, кто обладает истинным именем кого-либо, обладает и
самим существом человека или бога и может заставить подчиняться
себе, как раб подчиняется своему господину... Искусство
волшебника, мага, и заключается в получении от богов их
божественных имён, и Моисей делает всё возможное ради достижения
этой цели".
-
- Существует подобный египетский миф, в котором
богиня Исида коварно пускалась на всяческие уловки и хитрости,
дабы узнать (угрожая смертью от укуса змеи) тайное истинное
имя бога Ра, чтобы иметь возможность управлять им.
-
- Но
Господь даёт уклончивый ответ на вопрос пророка (Исх.3.14):
"Я буду то, что буду" ("Я есть то, что есть" или "Я являюсь
тем, чем являюсь"),- говорит Он кратко и весьма загадочно,
и вновь поясняет: "Я... Бог отцов твоих".
-
- Поскольку Господь Бог, в свою очередь, знал
и произносил имя Моисея, то, следовательно, пророк вынужден
был выполнять все приказания незнакомого ему Бога, в том
числе и связанные с актами магии ("чудесами Египетскими"),
и, при необходимости, держать ответ перед ним (ибо имя -
одна из душ).
- Сер Уоллес Бадж, хранитель египетских и ассирийских
древностей в Британском музее, писал по этому поводу (71.с287):
"Моисей умело исполнял магичес- кие ритуалы и глубоко знал
соответствующие магические формулы, заклинания и заговоры
всякого рода ("был силён в словах и делах")... (Более того)
совершавшиеся им чудеса... указывают, что он был не только
священником (жрецом), но и во-лшебником наивысшего ранга
(жрецом высшего посвящения, имевшим с детства доступ к эзотерическим
знаниям)".
-
- Следущая страница.
-
-
Список литературы
-
- 1. Мифологический словарь. Гл. ред. Е.М.Мелетинский.
М.1991.
- 2. История Древнего мира. ч1. Под ред. И.М.Дьяконова.
М.1989.
- 3. Никольский Н.М. Избранные произведения
по истории религии. М.1974.
- 4. История Древнего Востока.ч1.Месопотамия.
Под ред. И.М.Дьяконова. М.
- 1993.
- 5. Бибби Жд. В поисках Дильмуна. М.1984.
- 6. Крамер С.Н. История начинается в Шумере.
М.1965.
- 7. Азимов Айзек. В Начале. М.1989.
- 8. Поэзия и проза Древнего Востока. Общ. ред.
И. Брагинского. М. 1973.
- 9. Крамер Самюэль. Шумеры. М.2002.
- 10. История эстетической мысли. Сб. т1. Древний
мир. Средние века.
- 11. Ллойд Сетон. Археология Месопотамии. М.1984.
- 12. Фрезер Д.Д. Фольклёр в Ветхом Завете.
М.1989.
- 13. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М.1990.
- 14. Церен Э. Библейские холмы. М.1966.
- 15. Изакс Я. Наш народ. Бруклин.1976.
- 16. Хрестоматия по истории Древнего мира.
ч1. Ред. М.А.Коростовцева.
- М.1980.
- 17. Рот С. История евреев с древнейших времён
по шестидневную войну.
- Ж-л "Век", 3.с41. Рига.1989.
- 18. Кандель Ф. Кто мы..Ж-л "Век", 3-4.с33.
Рига. 1989.
- 19. Мифы народов мира. т1. Под ред. С.А.Токорева.
М.1987.
- 20. Штайн Лотар. В чёрных шатрах бедуинов.
М.1981.
- 21. История лингвистических учений. Древний
мир. М.1989.
- 22. Источниковедение. История Древнего Востока.
Под ред. В.И. Кузищева.
- М.1984.
- 23. История Древнего Востока. Под ред. В.И.
Кузищева. М.1988.
- 24. Замаровський Войтех. Спочатку був Шумер.
Киев. 1983.
- 25. Эсхил. Орестея. Агамемнон. М.1961.
- 26. Кленгель-Брант Эвелин. Вавилонская башня.
М.1991.
- 27. Межгосударственные отношения и дипломатия
на Древнем
- Востоке. Отв. ред. И.А.Стучевский. М.1987.
- 28. История Древнего Востока. Материалы по
историографии. Под ред. В.И. Кузищева. М.1991.
- 29. Критика иудейской религии. Отв. ред. М.М.Персиц.
М.1962.
- 30. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии.
М.1983.
- 31. Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего
Ближнего Востока. М.1986.
- 32. Афанасьева В.К. Одна шумерская песня о
Гильгамеше и её
- иллюстрации в глиптике. ВДИ. 1. 1961.
- 33. Kramer S.N. From the Tablets of Ur. Indianapolis,
Colorado. 1965, p290.
- 34. Я открою тебе сокровенное слово. Литература
Вавилонии и Ассирии. М.
- 1981.
- 35. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.1989.
- 36. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.1983.
- 37. Дьяконов И.М. Общественный и государственный
строй Древнего Дву-
- речья. М.1959, с206.
- 38. Лирическая поэзия Древнего Востока. М.1984,
с37-38.
- 39. Беленький М.С. О мифологии и философии
Библии. М.1990.
- 40. Кауфман И. и др. Еврейская история и религия.
Израиль. 1990.
- 41. Очерки истории еврейского народа. ч1.
Под ред. Ш.Эттингера. Израиль. 1990.
- 42. Еврейские праздники и даты. Пурим. Под
ред. рава Й.Мазора. Израиль.
- 1992.
- 43. Флавий Иосиф. Иудейские древности. М.1994.
- 44. Библиотека Флавиана. Вып.3. М.1994. Иосиф
Флавий. Против Апиона.
- 45. Библиотека Флавиана. Вып.3.М.1994. С.Лурье.
Антисемитизм в Древнем мире.
- 46. Шомрей Эмуна. Молитвенник. Израиль. 1990.
- 47. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.1992.
- 48. Бругш Г. Всё о Египте. М.2000.
- 49. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.1998.
- 50. Финикийская мифология. Под ред. Ю.С. Довженко.
С-П.1999.
- 51. От начала начал. Антология. Под ред. В.К.
Афанасьевой. С-П.1997.
- 52. Ларичев В.Е. Мудрость змеи. Новосибирск.
1989.
- 53. Дьяконов И.М. Люди города Ура. М.1990.
- 54. История Древнего мира. Древний Восток.
Минск.1999.
- 55. Грант Майкл. История Древнего Израиля.
М.1998.
- 56. James E.O. The Free of Life. Leiden.1966.
- 57. Голан Ариэль. Миф и символ. Иер.-М.1994.
- 58. Falkenstein A.,Festschrift J. Friedrich.
Heidelberg. 1959.
- 59. Falkenstein A.Sumerische und akkadische
Humnen und Gebete. Zurich.1953.
- 60. Раввин Менахем Акоэн. Еврейские праздники.
Тель-А.1975.
- 61. Энциклопедия иудаизма. Меир Натив. Иер.-Тель.1983.
- 62. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М.2000.
- 63. Авдиев В.И. История Древнего Востока.
Л.1953.
- 64. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего
Востока и мир
- Танаха.Минск.1998.
- 65. Мень А. История религии. М.1994.
- 66. Ранович А.Б. Очерки истории древнееврейской
религии. М.1937.
- 67. Gadd G.J. The Fall of Nineveh. London.1923.
- 68. Kramer S.N. Sumerian mythology. Ph.1994.
- 69. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего
Востока. М.1994.
- 70. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим.
1976/1992.
- 71. Бадж Уоллис. Легенды о египетских богах.
М.1997.
- 72. Хенкок Г. Ковчег Завета. М.1999.
- 73. Бацалёв В., Варакин А. Тайны археологии.
М.1999.
- 74. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы.
Л.1971.
- 75. Мишна. Трактат Мегила. Иерусалим. 1994.
- 76. Герасимов М.М. Палеонтологическая стоянка
Мальта. С.Э. 1958, 3.
- 77. Султанович Зеев. Живая связь. Еврейская
история, традиции и культура.
- Тель-А.1997.
- 78. Любимов Лев. Искусство Древнего мира.
М.1980.
- 79. Пальмов М. Идолопоклонство древних евреев.
С-П. 1897.
- 80. Монтэ Пьер. Египет Рамсесов. Смоленск.2000.
- 81.Новомирова В. Гиксосы. Киев. 1998.
- 82. Элиаде Мирче. Священные тексты народов
мира. М.1998.
- 83. Рак И. Легенды и мифы Древнего Египта.
С-П. 1998.
- 84. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М-Л.1956.
- 85. Фрейд Зигмунд. Сб. "Я и Оно". Человек
по имени Моисей и монотеист-
- ическая религия. М.1999.
- 86. Великовский Эммануил. Эдип и Эхнатон.
Ростов. 1996.
- 87. Войцеховский А.И. Тайны Атлантиды. М.
2000.
- 88. Конелис В.Ю. Сошедшие с небес и сотворившие
людей. М.2001.
- 89. Кьера Э. Они писали на глине. 1994.
- 90. Элфорд Алан. Боги нового тысячелетия.
М.1999.
- 91. Гарднер Лоренс. Цари Грааля и потомки
Адама и Евы. М.2001.
- 92. Ренан Эрнест. История израильского народа.
М.2001.
- 93. Валлон. Рабство в Древней Греции и Риме.
М-Л. 1949.
- 94. Тураев Б.А. История Древнего Востока.
Минск. 2002.
- 95. Циркин Ю.Б. От Ханаана до Карфагена. М.2001.
- 96. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта.
М. 1976.
- 97. Харден Дональд. Финикийцы. М. 2002.
- 98. Ситчин Захария. Война богов и людей. М.2000.
- 99. Грейвс Роберт. Иудейские мифы. М.2002.
- 100. Тёмкин Э.Н. Мифы Древней Индии. М.1985.
- 101. Уайт Елена. Патриархи и пророки. И-во
"Источник жизни". 1994.
- 102. Зильберман Михаил. Гнев Энлиля. Израйль.
1999.
- 103. Зильберман Михаэль. Отцы Авраама. Тель-Авив.
1996.
- 104. Мерперт Николай. Очерки археологии библейских
стран. М.2000.
- 105. Зубов А.Б. История редигий. Кн.1. М.1997.
- 106. Циркин Ю.Б. Мифы Угарита и Финикии. М.2003.
- 107. Грей Джон. Ханаанцы. М.2003.
Обсудить
на форуме
|