Библейский справочник - Документальная теория: Жреческий Кодекс и Второзаконие

Зильберман Михаил Израйлевич. Исход евреев из Египта

- Вопросы датирования Жреческого кодекса
.........- введение понятия о "скинии собрания"
.........- введение понятия о "скинии собрания"
.........- введение понятия о "скинии собрания"
- Вопросы датирования Второзакония (Девторономиста)
.........- введение понятия о "скинии собрания"
.........- введение понятия о "скинии собрания"
.........- введение понятия о "скинии собрания"
.........- введение понятия о "скинии собрания"
- Альтернативное воззрение на датирование ЖК
- Вопросы датирования всего Пятикнижия
.........- введение понятия о "скинии собрания"
.........- введение понятия о "скинии собрания"
.........- введение понятия о "скинии собрания"
.........- введение понятия о "скинии собрания"

6. Моисей и учение Эхнатона.

  
  Содержание книги:
Гл. 1. Некоторые обычаи египтян у ветхозаветных евреев.
Гл. 2. Литература и мифология Египта в Ветхом Завете
Гл. 3. Учение Эхнатона и Ветхий Завет
Гл. 4. Религиозная реформа Эхнатона
Гл. 5. Моисей
Гл. 6. Моисей и учение Эхнатона
Гл. 7. Моисей- царедворец Эхнатона
Гл. 8. Моисей и гора Синай
Гл. 9. Атрибуты культовой практики египтян у евреев
Гл. 10. Десять заповедей
Гл. 11. Левиты - каста служителей культа.
Гл. 12. Феномен "Золотой телец"
Гл. 13. Исход евреев из Египта
Гл. 14. Палестинские сирийцы
  
 
  

 

  
 
  Можно ли утверждать, что Моисей жил в эпоху Эхнатона? Или он ознакомился с эхнатонизмом позднее, будучи одним из членов секты, тайно исповедующей это учение?
 
  По этому поводу Зигмунд Фрейд, в частности, писал: "Нельзя, например, исключить, что и после низвержения официального культа Атона монотеистическая тенденция в Египте могла сохраниться. Школа жрецов в Он (в Гелиополе), откуда пошла эта традиция, могла пережить катастрофу и вовлечь целые поколения - уже после Эхнатона - в орбиту своей религиозной мысли. Вполне возможно поэтому, что Моисей участвовал в этом деле, даже если он и не жил во времена Эх- натона, и не находился под его личным влиянием, а просто был последователем или даже членом школы в Он".
 
  Согласно еврейской традиции (в соответствии с датой Исхода (1312 г. до н.э.) и возрастом пророка при Исходе (80 лет)) Моисей родился в 1392 году до н.э.
 
  В 1375 г. до н.э., в пору прихода к власти Эхнатона (в возрасте ок. 23 лет, ес- ли судить по ориентировочной датировке начала его болезни), Моисею могло быть ок. 18 лет, а в год смерти (отречения) Эхнатона (1358 г. до н.э.) - ок. 35 лет.
 
  Волею Судьбы, Провидения, так сложилось, что всю свою энергию, знания и умения "своей силы", своего зрелого возраста, Моисей посвятил служению еврейскому народу, сделавшись его учителем и наставником.
Второзаконие гл.33

"Есть ли... такие справедливые (и мудрые) постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю (принять) вам" (Втор.33.4)

На своём жизненном пути пророк Моисей видел себя лишь "как слугу и орудие Божие", учение которого он всего лишь пересказал евреям своими словами (Втор.55).
 
  Ритор Апион (родился ок. 30 г. до н.э. в Верхнем Египте, учился в Александ-рии) в своей пятитомной "Египетской истории" писал о миссионерских деяниях Моисея в Египте: "Он ввёл молитвы под открытым небом (в отличие от древних египтян, греки и римляне молились в храмах)... и обратил весь город (лицом) на восток, поскольку и город бога Солнца (Гелиополь) расположен таким же образом. Вместо обелисков (в честь бога Солнца) он установил столбы, у подножья которых была изображена (солнечная) ладья, при этом тень от вершин (столбов) падала на неё (ладью) так, что она совершала тот же путь, что и Солнце по небу" (44.с155).
 
  Очевидно, что речь идёт о поклонении многочисленной паствы Моисея богу Солнца, которого символизировали солнечные столбы и ладья бога Ра.
 
  "Весь город", относительно которого Гелиополь восточнее, это- только Мемфис (см. карту), не Фивы или Рамсес (Аварис). Таким образом, события, описанные Апионом, происходили в Мемфисе, по-видимому, после того, как туда пере- ехал со своим двором фараон Хоремхеб.

 

  Манефон в своей "Истории Египта" пишет: "Сторонники и сподвижники дали клятву во всём подчиняться ему... (и не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ним единой клятвой)"; ибо Моисей убедил людей, "что он мыслит и поступает во всём по воле Божьей" (44.с172). В первом же требовании (законе) Моисей запретил поклоняться (различным) богам. (44.с144).
 
  Следовательно, "сторонники и сподвижники" Моисея представляли собой тайную религиозную секту постэхнатоновского периода (функционирующую в пору репрессий), а характер религиозного культа, проповедываемого Моисеем, может быть связан исключительно с солнечным монотеизмом Эхнатона.
 
  Об учении Моисея упоминает и Страбон (ок.64/63 г. до н.э.- ок.23/24 г. н.э.), видимо, использовавший "Истории Помпея" Посидония: "Действительно, Моисей утверждал и учил, что у египтян и ливийцев неправильное представление о божестве, так как они изображают его в образах диких зверей и домашнего скота; ошибаются и греки, представляющие богов в человеческом образе. Ведь, по его мнению, бог есть одно, единое существо, которое объемлет всех нас, землю и море - то, что мы называем небом или вселенной, или природой всего сущего. Кто, будучи в здравом уме, дерзнет создать изображение такого бога, похожее на ка- кой-нибудь из окружающих нас предметов? Напротив, следует оставить изготов- ление всяческих изображений божества и, отделив священный участок и подоба- ющее святилище, почитать его без изображения... Живущие воздержанно, правед- ной жизнью всегда могут ожидать от божества какого-нибудь блага, дара или знамения, но прочие пусть не ожидают ничего... Излагая такого рода учение, Моисей убедил немалое число разумных людей и увел их вместе с собой... Моисей снискал себе уважение и установил необычного рода власть" ("География" XVI,II,36-37).
 
  По свидетельству различных источников, первоначальным субъектом мисси- онерской деятельности Моисея среди евреев явились левиты, государственные рабы, строившие (Исх.1.11) "фараону Питом и (Пи-)Рамсес, города для запасов", наиболее обездоленная часть египетского общества, грезящая о любых переменах к лучшему. В Псалме (77.12) сообщается, что "чудеса" свои Моисей творил на поле Цоан (город Танис), а начальным пунктом Исхода был Аварис (Пи-Рамсес).
 
  Известно (80.с20), что фараон Рамсес II, наиболее популярный угнетатель ев- реев-рабов, завершил строительство Авариса (Пи-Рамсеса), пришедшего в запус- тение после изгнания гиксосов, и превратил город в царскую резиденцию.
 
  Однако есть также и сведения (P.Montet.Le Drame d'Avaris. Paris. 1941,p144) о том, что Рамсес I, Сети I и Рамсес II были в Аварисе (Пи-Рамсесе) верховными жрецами храма бога Сетха, поскольку их предки более четырёхсот лет поклоня- лись Сетху, покровителю их наследственного нома. Следовательно, храм бога Сетха был построен (или восстановлен) братом Рамсеса I, фараоном Хоремхебом (не только разрушавшим, но и много строившим, восстановившим большое число храмов). Возможно, что из соображений безопасности Хоремхеб начал отстраи- вать Аварис и укреплять Пи-Том, поскольку царю были необходимы бастионы, долженствующие противостоять возможному вторжению в Египет армии хеттов, в тяжёлой войне с которыми он лично участвовал, а так же извечным набегам ли- вийцев (и азиатов) на районы Дельты. Отсюда и стратегическая потребность в больших государственных запасах продовольствия и складах для них в близи границ государства (на всех этих стройках работали и рабы-евреи). Не исключено (соотносится с библейскими данными), что фамильный город Рамессидов Пи-Рамсес был летней резиденцией двора фараонов Хоремхеба и (или) Рамсеса I (Па- рамеса).
 
  Историограф Манефон повествует (44.с146), что в древних священных книгах народ, среди которого проповедовал Моисей (Осарсиф по Манефону), имену- ется пленниками.
 
  Известно, что количество людей, поступавших за год в виде дани из Сирии и Палестины, составляло в середине XVIII династии, при фараоне Тутмосе III, несколько сот человек (наибольшее из сохранившихся чисел - 700 с лишним азиатов). Много пленных захватил Тутмос IV, вновь покоривший Азию. Более ста тыс. сиропалестинцев привёл в Египет Аменхотеп II.
 
  Разумеется, рабы, с которыми имел дело Моисей, были либо военнопленными - левитами амарнского периода (воинами Лабайи), либо потомками левитов, взятых в плен ранее (такими, как Амрам и Аарон).
 
  До принятия "истинной" веры племена ха-ибири везде и всегда неизменно поклонялись тем богам, "которым служили отцы ваши за рекою (Евфратом) и в Египте" (Иис.Н.24.14), не смотря даже на понимание (Исх.8.26) того, что "отвратительно для Египтян жертвоприношение наше... Богу нашему" (баран,- у евреев типичная жертва; для египтян же - символ бога Амона, сам бог Амон, а ипостась своего бога (бога города, нома или страны) в Египте в жертву не приносилась).
 
  Египетская администрация порицала деятельность Моисея, проповедывающего учение Эхнатона среди рабов, ибо он "отвлекал народ от дел его" (Исх.5.4). Рабам-евреям объяснили, что эхнатонизм это - ересь, религия, преследуемая государством, и не следует общаться с её миссионерами. Поэтому они и упрекали Моисея и Аарона (Исх.5.18): "вы сделали нас ненавистными в глазах фараона" (что указывает на фараона Хоремхеба, активно репрессирующего последователей учения Эхнатона). Однако "жестоковыйные" евреи, жаждущие свободы и лучшей жизни, не вняли увещеваниям и просьбам египетской администрации, и, борясь с этим отрицательным явлением, она ужесточила условия труда, заявив (Исх.5.17): "праздны вы, праздны", не достаточно загружены работой в течение трудового дня, и поэтому находите силы и время ночью слушать проповеди, вместо того, чтобы после работы едва добираться до постели. Стало быть, следует (Исх.5.9) "дать им больше работы", дабы не было у рабов ни сил, ни желания для общения с еретиками-проповедниками (Моисей говорил, а Аарон переводил).
 
  На изображениях времён середины правления ХVIII династии пленные сиро- палестинцы изготовляют кирпич и кладут стены под надзором надсмотрщиков, вооружённых палками.
 
  Род занятий рабов-хаибири в Египте хорошо описан в Книге Исхода (1.14):
Исход гл.1

"И делали (египтяне) жизни их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой *; от всякой (другой) работы, к которой принуждали их с жестокостью".

*(в то время, как показывает рельеф из гробницы в Эль-Кабе, XVIII династия,нередко пахали на людях). В середине XVIII династии пленными сиропалетинцами были полны и ткацкие мастерские храма Амона в Фифах, где они изготовляли различные виды полотна. Над рабами были и "приставники", и "надзи- ратели" (Исх.5.6), причём, приставники били надзирателей, а те били рабов (Исх. 5.14,16). Особенно трудоёмкой была транспортировка каменных блоков из каме- ноломен, которая оплачивалась сотнями человеческих жизней (54.с187).
 
  Хотя египтяне и не считали рабов за людей (их как скот, подсчитывали "по головам"), но кормили хорошо: "мы сидели у котлов с мясом... ели хлеб досыта" (Исх.16.3).
 
  В Египте Нового царства каждый египтянин, а не только раб, находился в пле зрения и под контролем, "под палкой" начальников, с детства: "Выходит ребёнок из утробы матери своей - простирается перед начальником". Некто Неджмиб, египтянин, живший в эпоху Древнего царства, отмечал как большое везение в жизни то, что его со дня рождения ни разу не били палками перед лицом начальников (80.с78). В работе по свободному найму также полагалось выполнить определённую норму, за этим следил специальный надсмотрщик; т.е. система организации труда в Египте была одинаковой и для рабов, и для свободных людей.
 
  Рабы в качестве земледельцев были обычным явлением при XVIII династии.
  Известно, что за очень короткий промежуток времени фараон Тутмос III пожертвовал храмам Амона в Фивах 1588 сиропалестинцев. Часть пленных была отправлена "в земледельцы, чтобы обрабатывать поля, чтобы производить зерно, чтобы наполнять житницу (владений, предназначенных для) жертв богу". Тутмос IV поселил в окрестностях Фив своих пленных из Гезера (согласно Танаху - левитов). При Аменхотепе III его поминальный храм в Фивах был окружён целыми деревнями, населёнными пленными сиропалестинцами-земледельцами.
 
  В отличие от строителей "городов для запасов", рабы-земледельцы жили бо- лее вольготно, в основном, располагали своим временем, и работали без надсмотрщиков, поскольку оставляли себе определённую часть урожая (отсюда такая свобода передвижения у Аарона). Рабы-земледельцы могли даже продавать свои земли (54.с184-187).
 
  В одной из таких деревень вблизи Фив, столицы Египта, в семье раба-земледельца Амрама и Иеховеды, его жены, и родились, согласно библейской традиции, Аарон, Моисей и Мириам.
 
  Побег рабов в природноклиматических условиях Египта, практически, был невозможен; кроме того, дабы не создавать прецедента, за беглыми рабами обяза- тельно пускались в погоню. Так (80.с78), когда двое рабов сбежали из резиденции Рамсесов, на их поиски и поимку тут же был направлен отряд лучников.
 
  На всех торных путях в Азию и Аравию стояли города-крепости с большими, хорошо вооружёнными и обученными гарнизонами. Так, все те, кто желал уйти из Египта на восток, чтобы попасть на традиционный торговый путь - "дорогу Филистимскую" (древняя "Дорога Гора"), должны были пройти через город Анту (Шур, ивр.,- "ограда, забор"). В этом городе находился пограничный контрольно-пропускной пункт, египетский военный гарнизон которого, как это было принято, пропускал только тех, у кого были особые разрешения на вход и выход (48.с189). Поэтому-то при Исходе Моисея беглецы и не пошли на "дорогу Филистимскую".
 
  Осознание того, что из Египта, от мук рабства, просто так, свободно, миром, не уйти,- отражено в Ветхом Завете (Исх.1.10): "(Только) когда случится война... (желающие) вооружатся... и выйдут из земли (Египетской)".
 
  Моисей же в своих проповедях обещал покровительство единственно сущес- твующей, истинной высшей силы для тех евреев, которые смогут отойти от неп- раведной "веры отцов" и воспринять бога и учение Эхнатона: "И приму вас к Се- бе в народ, и буду вам Богом" (Исх.6.7). И тогда (Втор.28) "откроет тебе (народу своему) Господь добрую сокровищницу свою... сделает тебя главою, а не хвост- ом" (согласно египетской градации народов), если будешь "ходить путями Его, хранить постановления, заповеди и законы Его" (Втор.26). Новый, могучий, таинственный Бог выведет "свой народ", из Египетского рабства ("отпусти народ мой"), будет постоянно опекать и защищать его.
 
   Всевышний обратил свой взор (Втор.7.6) на племя евреев, "ибо ты народ святой у Господа... тебя избрал Господь... из всех народов, которые на земле" (в эту пору на земле Египетской, в том или ином качестве, проживали кушиты, ливийцы, хаабиру, ханаанеи, хурриты, шасу, арабы-бедуины и, возможно, амореи).
 
  В соответствии с еврейской традицией, Всемогущий (устами Эхнатона и Мо- исея) предлагал своё учение многим народам (например, египтянам, эфиопам или ханаанеям), и только хаибири (численность которых в Египте была относительно высокой) согласились его принять, хотя у рабби Авдими (трактат "Шаббат" Вави- лонского Талмуда (88а)) и другое мнение: "Господь Бог (читай - Моисей) зас- тавил Израиль принять Тора" (42.с30).
 
  Проповедь нового религиозного учения - часто весьма неблагодарное и опас-ное предприятие (например, история пророка Магомета). Однако "этот пророк (Моисей) был одной из тех властных натур, одним из тех выкованных из железа фанатиков, которые свои упорные стремления принимают за волю небес и дви- жутся неуклонно к своей цели, сметая все препятствия на своём пути, закалив своё сердце против всякого чувства жалости" (36.с313; Дж. Фрезер). Моисей "от- лично умел проводить в исполнение задуманные решения... он... владел собой и... умел обуздывать свои страсти... (а) когда он" говорил, казалось "будто устами его вещает сам Господь Бог" (Иосиф Флавий (44.с175)).
 
  Для вящей убедительности проповедей нового учения, в целях иллюстрации силы и могущества "десницы Господней" Моисей (как это было и много позднее при становлении христианства) использовал природные катаклизмы, такие, как землетрясения ("Ты простёр десницу Твою; (и) проглотила их земля" (Исх.15.12)) или "Казни Египетские", которые, несмотря на всенародные мольбы и моления не могли отвратить ни фиванский Амон, ни другие боги, в том числе и "родные", месопотамские (после сильного землетрясения в Антиохи значительно возросло число желающих принять христианство). Существует мнение, что в этот период в регионе была высокой сейсмическая активность за счёт извержения вулкана на острове Санторин.
 
  
Исход 14

"И увидели израильтяне руку великую... и благоговел народ и поверил Гос- поду и Моисею" (Исх.14.31)

И это явилось решающим аргументом в торжестве "истинной" веры.
Исход 26

"Господи, Боже наш! Другие владыки кроме Тебя властвовали над нами; мы же только Твоё имя помним (Исх.26.13).

  В Древнем Египте идеограмма руки, "десницы", применялась для обозначения понятия "власть бога" (57.с256). Отсюда и образность Ветхого Завета: "крепкая рука" Господа (Исх.8.11); "сильна рука Твоя, высока десница Твоя!" (Пс.88. 14).
 
  Воистину, чтобы держать древних ха-ибири "в узде", нужен был "Бог великий, сильный и страшный" (Втор.10.17). И такого Бога мудрый Моисей, видоизменив, адаптировав, учение Эхнатона (внеся в него некоторые идеи иных космогонических циклов) под давлением догматов месопотамской "веры отцов", дал в своём учении "жестоковыйному" еврейскому народу (Господь Бог издал законы "именно для вас"). Как говорил Экклезиаст: "благо - бояться Бога".
 
  В своей предсмертной речи народу великий пророк сказал (43-2.с162): "Един-ственным средством к достижению счастья для всех людей является преблагий Господь Бог, ибо Он один в состоянии даровать счастье... достойным... и отнять его у тех, кто согрешил перед Ним. Если вы будете относиться к Нему так... как я, в точности знакомый с Его постановлениями, убеждаю вас, то вас (никогда) не постигнут неудачи... Не заменяйте никогда теперешних своих законов... не отказывайтесь... от теперешней, правильной своей религиозности... Знайте, что истинная свобода состоит в том, чтобы не противиться распоряжениям начальни- ков ваших" (последнее - чисто древнеегипетская ментальность).
 
  Моисей, вероятно, неоднократно лично общался с богом фараоном Атоном-Эхнатоном и слушал его проповеди: "устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит" (Чис.12.8).
 
  Иногда возникает вопрос: почему Моисей сам не принял сан первосвященни- ка, а поставил на эту должность Аарона, ранее являвшегося главным жрецом ра- бов-левитов (именно он руководил обрядами грехопадения "Золотой телец")?
 
  Причину такого поступка Моисея можно усмотреть в следующих строках Книги Исхода (7.1): "Но Господь сказал Моисею: Я поставил тебя богом фарао- ну, а Аарон... будет твоим пророком". Этот текст выявляет отчётливую аналогию между двумя функциональными линиями: если творец эхнатонизма - бог, фараон Эхнатон, сам Атон (Атон - и фараон, и бог земного бога-фараона), а верховный жрец культа Атона - пророк Мери-Ра (в Древнем Египте верховный жрец любого бога был главой пророков, вещающих от имени этого бога); то (другая линия), если творец библейского монотеизма, мозаизма,- "бог фараона" Моисей, следовательно,- Аарон должен стать первосвященником Всевышнего и "пророком" Моисея.
 
  Древние евреи всегда воспринимали египтян с большим почтением, как "на-род крепкий и бодрый, народ страшный от начала и до ныне, народ рослый и попирающий (в битве)" (Ис.18.2). В своих путевых заметках Геродот так характеризовал египтян: "с надменной ограниченностью они свысока взирали на другие народы, нечистые и не столь близкие к богам, как они". Египтянам постоянно внушалась мысль об их "богоизбранности", их превосходстве над всеми расами и народами. "Я (бог Ра) создал на земле четыре расы. Высшая раса - это египтяне. Только они - настоящие люди, а все остальные народы - варвары (дикари)... Я, великий бог, установил этот закон, по которому египтяне должны быть превыше всех народов" (83.с50). Подобные определения "богоизбранности" встречаются во многих религиозных текстах Древнего Египта.
 
  Уж не потому ли Моисей, воспринимающий мир, как истый египтянин, "сде- лал знание (своего) Закона самым важным и непременным условием" (43-2.) жиз- ни новых последователей "истинной веры", желая тем самым возвысить до еги- петского уровня ментальность и самооценку ха-ибири, азиатов, людей третьего сорта, к тому же опустившихся в условиях жизни в рабстве.
 
  Какой же переворот в сознании евреев должен был произвести Моисей, что- бы позднее они могли написать в Пятикнижии: "Не гнушайся египтянином"?
 
  Истинный Бог, Всевышний (единый Ра-Горахте-Шу), не только осудил и изг- нал богов Египта ("над всеми богами Египетскими произведу суд. Я - Господь" (Исх.12.12)), но и покарал ранее милый ему народ этой страны "казнями египет- скими" за грехи непослушания и неверия, отринул "от сердца своего" народ неп- раведный, отвернулся от египтян, перечеркнув их "богоизбранность", и, тем са- мым, осквернив египтян, наложил на них клеймо ритуальной нечистоты (нечис- тыми же гнушаются, как например, Иовом).
 
  И избрал Единый народ Израиля: он (Исх.4.22)- "первенец Мой" (первым воспринял "истинную веру"). И стали евреи "богоизбранным народом".
 
  Такое мировосприятие древних евреев перекликается с представлениями дре- вних египтян о причинах захвата их страны персами Дария III, после которого чужеземное владычество в Египте сделалось необратимым. Этот факт, как пола- гали египтяне,- не кара за грехи, не проявление божьего гнева: просто Египет за века надоел богам, они его разлюбили и отвернулись от него (сходные предста- вления бытовали и у "черноголовых" при падении Третьей империи Ура). "Когда ты (бог Хнум) повернулся спиною к земле Египта, тогда склонился ты в сердце твоём к повелителю Азии" (Надпись жреца Самтауи (48.с565)).
  
Следущая страница
  

  Список литературы

 
  1. Мифологический словарь. Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М.1991.
  2. История Древнего мира. ч1. Под ред. И.М.Дьяконова. М.1989.
  3. Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. М.1974.
  4. История Древнего Востока.ч1.Месопотамия. Под ред. И.М.Дьяконова. М.
   1993.
  5. Бибби Жд. В поисках Дильмуна. М.1984.
  6. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М.1965.
  7. Азимов Айзек. В Начале. М.1989.
  8. Поэзия и проза Древнего Востока. Общ. ред. И. Брагинского. М. 1973.
  9. Крамер Самюэль. Шумеры. М.2002.
  10. История эстетической мысли. Сб. т1. Древний мир. Средние века.
  11. Ллойд Сетон. Археология Месопотамии. М.1984.
  12. Фрезер Д.Д. Фольклёр в Ветхом Завете. М.1989.
  13. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М.1990.
  14. Церен Э. Библейские холмы. М.1966.
  15. Изакс Я. Наш народ. Бруклин.1976.
  16. Хрестоматия по истории Древнего мира. ч1. Ред. М.А.Коростовцева.
   М.1980.
  17. Рот С. История евреев с древнейших времён по шестидневную войну.
   Ж-л "Век", 3.с41. Рига.1989.
  18. Кандель Ф. Кто мы..Ж-л "Век", 3-4.с33. Рига. 1989.
  19. Мифы народов мира. т1. Под ред. С.А.Токорева. М.1987.
  20. Штайн Лотар. В чёрных шатрах бедуинов. М.1981.
  21. История лингвистических учений. Древний мир. М.1989.
  22. Источниковедение. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищева.
   М.1984.
  23. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищева. М.1988.
  24. Замаровський Войтех. Спочатку був Шумер. Киев. 1983.
  25. Эсхил. Орестея. Агамемнон. М.1961.
  26. Кленгель-Брант Эвелин. Вавилонская башня. М.1991.
  27. Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем
   Востоке. Отв. ред. И.А.Стучевский. М.1987.
  28. История Древнего Востока. Материалы по историографии. Под ред. В.И. Кузищева. М.1991.
  29. Критика иудейской религии. Отв. ред. М.М.Персиц. М.1962.
  30. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. М.1983.
  31. Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М.1986.
  32. Афанасьева В.К. Одна шумерская песня о Гильгамеше и её
   иллюстрации в глиптике. ВДИ. 1. 1961.
  33. Kramer S.N. From the Tablets of Ur. Indianapolis, Colorado. 1965, p290.
  34. Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. М.
   1981.
  35. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.1989.
  36. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.1983.
  37. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй Древнего Дву-
   речья. М.1959, с206.
  38. Лирическая поэзия Древнего Востока. М.1984, с37-38.
  39. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М.1990.
  40. Кауфман И. и др. Еврейская история и религия. Израиль. 1990.
  41. Очерки истории еврейского народа. ч1. Под ред. Ш.Эттингера. Израиль. 1990.
  42. Еврейские праздники и даты. Пурим. Под ред. рава Й.Мазора. Израиль.
   1992.
  43. Флавий Иосиф. Иудейские древности. М.1994.
  44. Библиотека Флавиана. Вып.3. М.1994. Иосиф Флавий. Против Апиона.
  45. Библиотека Флавиана. Вып.3.М.1994. С.Лурье. Антисемитизм в Древнем мире.
  46. Шомрей Эмуна. Молитвенник. Израиль. 1990.
  47. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.1992.
  48. Бругш Г. Всё о Египте. М.2000.
  49. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.1998.
  50. Финикийская мифология. Под ред. Ю.С. Довженко. С-П.1999.
  51. От начала начал. Антология. Под ред. В.К. Афанасьевой. С-П.1997.
  52. Ларичев В.Е. Мудрость змеи. Новосибирск. 1989.
  53. Дьяконов И.М. Люди города Ура. М.1990.
  54. История Древнего мира. Древний Восток. Минск.1999.
  55. Грант Майкл. История Древнего Израиля. М.1998.
  56. James E.O. The Free of Life. Leiden.1966.
  57. Голан Ариэль. Миф и символ. Иер.-М.1994.
  58. Falkenstein A.,Festschrift J. Friedrich. Heidelberg. 1959.
  59. Falkenstein A.Sumerische und akkadische Humnen und Gebete. Zurich.1953.
  60. Раввин Менахем Акоэн. Еврейские праздники. Тель-А.1975.
  61. Энциклопедия иудаизма. Меир Натив. Иер.-Тель.1983.
  62. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М.2000.
  63. Авдиев В.И. История Древнего Востока. Л.1953.
  64. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир
   Танаха.Минск.1998.
  65. Мень А. История религии. М.1994.
  66. Ранович А.Б. Очерки истории древнееврейской религии. М.1937.
  67. Gadd G.J. The Fall of Nineveh. London.1923.
  68. Kramer S.N. Sumerian mythology. Ph.1994.
  69. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.1994.
  70. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. 1976/1992.
  71. Бадж Уоллис. Легенды о египетских богах. М.1997.
  72. Хенкок Г. Ковчег Завета. М.1999.
  73. Бацалёв В., Варакин А. Тайны археологии. М.1999.
  74. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.1971.
  75. Мишна. Трактат Мегила. Иерусалим. 1994.
  76. Герасимов М.М. Палеонтологическая стоянка Мальта. С.Э. 1958, 3.
  77. Султанович Зеев. Живая связь. Еврейская история, традиции и культура.
   Тель-А.1997.
  78. Любимов Лев. Искусство Древнего мира. М.1980.
  79. Пальмов М. Идолопоклонство древних евреев. С-П. 1897.
  80. Монтэ Пьер. Египет Рамсесов. Смоленск.2000.
  81.Новомирова В. Гиксосы. Киев. 1998.
  82. Элиаде Мирче. Священные тексты народов мира. М.1998.
  83. Рак И. Легенды и мифы Древнего Египта. С-П. 1998.
  84. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М-Л.1956.
  85. Фрейд Зигмунд. Сб. "Я и Оно". Человек по имени Моисей и монотеист-
   ическая религия. М.1999.
  86. Великовский Эммануил. Эдип и Эхнатон. Ростов. 1996.
  87. Войцеховский А.И. Тайны Атлантиды. М. 2000.
  88. Конелис В.Ю. Сошедшие с небес и сотворившие людей. М.2001.
  89. Кьера Э. Они писали на глине. 1994.
  90. Элфорд Алан. Боги нового тысячелетия. М.1999.
  91. Гарднер Лоренс. Цари Грааля и потомки Адама и Евы. М.2001.
  92. Ренан Эрнест. История израильского народа. М.2001.
  93. Валлон. Рабство в Древней Греции и Риме. М-Л. 1949.
  94. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Минск. 2002.
  95. Циркин Ю.Б. От Ханаана до Карфагена. М.2001.
  96. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М. 1976.
  97. Харден Дональд. Финикийцы. М. 2002.
  98. Ситчин Захария. Война богов и людей. М.2000.
  99. Грейвс Роберт. Иудейские мифы. М.2002.
  100. Тёмкин Э.Н. Мифы Древней Индии. М.1985.
  101. Уайт Елена. Патриархи и пророки. И-во "Источник жизни". 1994.
  102. Зильберман Михаил. Гнев Энлиля. Израйль. 1999.
  103. Зильберман Михаэль. Отцы Авраама. Тель-Авив. 1996.
  104. Мерперт Николай. Очерки археологии библейских стран. М.2000.
  105. Зубов А.Б. История редигий. Кн.1. М.1997.
  106. Циркин Ю.Б. Мифы Угарита и Финикии. М.2003.
  107. Грей Джон. Ханаанцы. М.2003.

 

Обсудить на форуме

Адрес почты редактора: s t o p a n g i n @ r а m b l e r . r u  

Счетчик установлен 17 марта 2008

Используются технологии uCoz