Последнее обновление 17.08.2007
Гл. 1. Древний Ханаан.
Гл. 2. Этносы древнего Ханаана
Гл.3. Некоторые хананейские обычаи у
древних евреев.
Гл. 4. Мифология Ханаана и ветхозаветные
параллели.
Гл. 5. Боги Ханаана и Ветхий
Завет.
Гл. 6. Рефаимы (рапаиты).
Гл. 7. Бетили, священные рощи
и деревья.
Гл. 8. Эпоха Угарита в Ветхом
Завете.
Список литературы.
Гл.
3. Некоторые ханаанейские обычаи
у древних евреев.
В древности
"религия была главным и основным элементом культуры"
(94.). По своей структуре религиозное мировоззрение ханаанеев
было довольно архаичным и входило в круг культовых воззрений раннеземледельческо-скотоводческого
происхождения. К церемониям таких религиозно-мифологических представлений
обычно относят такие типичные пережитки, как ритуальные омовения,
возжжение огней, лунарные празднования, оргии плодородия, почитание
камней, гор, дубрав и источников, обычай захоронения умерших в
пещерах, употребление в культовых ритуалах вина и яиц, жертвоприношения,
воскурения и возлияния.
Как отмечает Ю.Б. Циркин: "Религиозно-мифологические представления,
будучи весьма консервативными, по своей природе, отражают обычно
не современную, а предыдущую стадию общественно-хозяйственной
и политической эволюции" (106.с259).
В религиозном мировоззрении израильско-иудейского доиудаистического
общества, "ветхозаветных" евреев, потомков "черноголовых"
и древнейшего населения Ханаана, несомненно, помимо шумерских
постнеолитических представлений и атавизмов "веры отцов"
Авраама, устойчиво удерживались и культовые традиции раннеземледельческой
археологической культуры "керамического неолита" Ханаана,
адаптированные ассимилировавшимися амореями-завоевателями. Некоторые
древнейшие религиозные представления Месопотамии и Ханаана были
тождественны (например, "Не вари козлёнка...").
Употребление ханаанеями крови в пищу было запрещено, по всей вероятности,
уже в глубочайшей древности (Кровь, как возлияние, принадлежала
только Великому богу-отцу, владыке земли, воды и преисподней).
Подобно древним евреям ханаанеи также соотносили кровь с душой
(Миф "Волшебный лук"): "Пролилась кровь Акхата,
и вышла из него душа" (106.с128).
Святилище типа "высота (бома)", конструктивно представляло
собой алтарь из необработанного камня, возведённый на открытом
воздухе (первоначально, видимо, на холмах или в горах - на высотах,
чтобы быть поближе к небу, к богине Неба), причём, не было ни
статуи, ни стен и крыши, ни ограды (97.с96). Такое святилище являет
собой древнейший тип храма Великого мезолитического владыки (вероятно,
двуполого божества, поскольку на таких алтарях жертва предавалась
огню).
Уже в архаичные времена полагали, что воздействие огня на человека
очищает, сжигая скверну. В Индии, например, юноша и девушка в
начале традиционного обряда бракосочетания семь раз (символика
бога-отца) обходят огонь священного костра. "Ветхозаветные"
евреи также были глубоко убеждены в том, что если будет на то
воля Божья, то "Господь омоет скверну (как бог вод) и очистит...
духом огня (как бог земли и её недр)" (Ис.4.4). Отсюда и
культовая практика очищения огнём, осуждаемая официальным жречеством
Древнего Израиля как языческая (Втор.18.9-12; и др.). Обряд проведения
"сыновей ваших через огонь" (Иез.20.31) был достаточно
популярен. Так, цари Иудеи Иоахаз I (741-725 гг. до н.э.) и Манассия
(696-642 гг. до н.э.) провели своих сыновей через огонь (2Пар.28.1-4;
4Цар.21. 2-7), принесли дары и совершили воскурения (Господу,
как Богу земли и преисподней) в "Геенне огненной"- долине
Хенном. Очевидно, что в этой долине было древнее, доизраильское
(а, возможно, и протоханаанейское), место отправления культа (святилище)
бога подземного огня Хна. "И устроили высоты Тофета (святилище-могильник)
в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей
своих в огне" (Иер.7.31,32). Дети древних евреев приносились
в жертву огню вплоть до эпохи Вавилонского пленения (4Цар.21.6;Иер.32.35)
не только в долине Хинном, но и в других местах (Иер.19.5): "и
устроили высоты Ваалу (Хозяину), чтобы сожигать сыновей своих
огнём во всесожжение Ваалу (Хна-Ушу)".
Не исключено, что евреи Ханаана вследствие ассимиляции усвоили
и такой обычай сыновей Хеномовых (Исх.2.28-30): "Первенца
из сынов своих отдай Мне ...Семь дней пусть будет он при матери
своей, а в восьмой день (без обрезания) отдавай его Мне".
Дабы не нарушать этой заповеди, и праведник Ной, и Иаков, зачатый
прежде Исава, призванные исполнить Божий промысел, рождаются уже
обрезанными. Бог требует приносить Ему в жертву необрезанных детей,-
мальчиков, которых Он ещё не принял в ряды "избранного"
им народа; людей, не успевших стать иудеями, тех, "кто Господен",-
т.е. "гоев". Отсюда, видимо, и произрастает многовековое
поверье о том, что евреи используют для изготовления мацы жертвенную
кровь детей - неевреев.
В древности, вероятно, принесение богу в жертву первенца не было
чем-то из ряда вон выходящим. Об этом говорит пророк Михей (6.
6-7): "С чем я предстану пред Господом, преклонюсь пред Богом
Вышним? Предстану ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами годовалыми?
Не хочет ли Господь тысячи овнов, мириады потоков елея? Не дам
ли я моего первенца за мое преступление, плод моего чрева за мой
грех?".
Наименование арабского "Праздника жертвы" ("Ид
аль-адха", араб.) "Курбан"- "жертва"
("корбан" (?????) на иврите)- считается словом арамейского
проис- хождения. Обоснование этого праздника арабы усматривают
в жертвоприношении Авраамом своего сына-первенца (по Корану -
Исмаила; ряд арабских племён - потомки "черноголовых",
см. Кн.I). Если полагать это название праздника (Кур-бен) словом
из лексикона "черноголовых", где "Кур" - имя
протодравидийского Великого бога-отца, а "бен" - сын,
то перевод данного слова: "сын (первенец) - (богу) Куру"
(По Феофасту в III в. до н.э. у евреев "корбан" понимался
как "дар Богу")- может указывать и на то, что обычай
принесения в жертву Всевышнему сыновей-первенцев процветал как
в натуфийско-куро-араксском Ханаане, так и в протодравидийско-шумерской
Месопотамии (а, возможно, и у семитов древней Аравии).
"Богу- богово". И евреи, как и ханаанеи, не "мудрствуя
лукаво", отдавали сво- их первенцев Великому богу вод, земли
и преисподней, которому, как богу животного плодородия, и принадлежало
всё первородное (точно так же, как все первинки урожая приносились
в жертву Великой богине-матери, ответственной за растительное
плодородие). Жертвоприношения совершались в любом, подходящем
для этой цели, месте: "закалающие детей при ручьях, между
расселинами скал" (Ис.57.), в долине Хинном. При раскопках
земли Ханаанской археологи обнаружили большое количество обгоревших
детских скелетов в различных местах захоронений. Нередко погребение
сожжённых детей осуществлялось в виде захоронения урн с прахом
(часто с посвятительными, вотивными, надписями) в пещерах.
В результате раскопок древнего ханаанейского храма в Гезере, в
одной из пещер на его территории, обнаружены многочисленные детские
трупы, похоронен- ные в кувшинах. Всем этим детям было не более
восьми дней. Ни у одного из них на теле не найдено следов какой-либо
травмы или насильственной смерти, только у двух младенцев заметны
следы ожогов. По-видимому, детей, подержав над огнём для очищения,
ещё живых и кричащих, засовывали в кувшины, в большинстве случаев
головами вниз (чтобы заглушить крик). Затем детей хоронили в "святом
месте" во дворе храма. Учёные едины во мнении по поводу этого
захоронения: это - первенцы, принесённые в жертву божеству. Последующие
находки подтвердили, что это - священные жертвы (12.с201;14.с269).
Подобные детские гробницы-кув- шины найдены, например, и в городе
Таанахе.
Заметим, однако, что неизвестно: все ли дети в кувшинах были мальчиками.
Факт захоронения в пещере и "огонь очищения" говорят
о жертвоприношении богу-отцу, но такие атрибуты, как кувшин и
число дней (восемь), символизирующие связь обряда с богиней-матерью,
указывают на жертвоприношение в её честь. Мо- жно предположить,
что это ритуал - "воскурение фимиама" в честь обоих
Великих раннеземледельческих божеств (либо единого двуполого божества),
который сове- ршался весной, дабы стимулировать приплод и урожай,
а ежегодное число жертв равнялось двум (как-то раз один из жрецов
переусердствовал с очищением - обнаружены следы ожогов у двух
младенцев). Поскольку богине-матери, богине Неба, принадлежали
все новорождённые девочки (и мальчики до обрезания и получения
имени - в течение восьми дней), то в кувшинах могли быть и первородные
девочки - "первинки" (примечательно, что девочки у иудеев
получают имя на третий день). По-видимому, наиболее вероятная
ежегодная жертва богам - один мальчик и одна девочка.
Обратим внимание на так называемый "знак бутыли", исследованный,
в частности, француженкой К. Шарль-Пикар (106.с307). "Знак
бутыли" имеет вид сосуда с цилиндрическим или яйцевидным
туловом и коротким, цилиндрическим либо полусферическим (колпачкообразным)
горлом. "Иногда вместо колпачка появляется изображение человеческой
головы, а на тулове - женских грудей или фаллоса" (но, по-видимому,
не одновременно того и другого). Шарль-Пикар считает, что этот
знак олицетворяет как ребёнка, принесённого в жертву, так и жертвенный
погребальный сосуд; и связывает его (знак) с богиней Неба.
Однако, определённо можно полагать, что символика на тулове "знака
бутыли" указывает на акт жертвоприношения не только богине-матери,
но и богу-отцу, совершаемый в едином обряде.
Примечательно, что, в архаичные времена у предков древних евреев
и перед жатвой (убийством) ячменя, видимо (2Цар.21.9), совершались
человеческие жерт- воприношения (по принципу: "жизнь за жизнь").
В древности обряд человеческих жертвоприношений (особенно жертвы
сына) вообще был распространён довольно широко. В Европе, например
(36.с276), шведский король Аун (Он), для спасения собственной
жизни, принёс в городе Упсале в жертву богу Одину девять своих
сыновей.
В ханаанейско-аморейском культурном регионе распространение подобного
обряда также хорошо подтверждается как письменными источниками,
так и археологическими материалами (50.с252). Так, обычай принесения
в жертву детей засвидетельствован у ханаанеев города Аскалона:
при захвате города фараоном Рамсесом II, осаждённые, взывая о
помощи к богам, бросали своих детей с городских стен навстречу
вражеским стрелам (египетское изображение (50.с253)). При сходных
обстоятельствах моавитский царь Меша (1Х в. до н.э.) принёс в
жертву главному богу Моава Камошу своего сына (2Цар.3.27): "И
взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо
него, и вознёс его во всесожжение на стене. И был гнев большой
над израильтянами, и они отступили от него, и возвратились в свою
землю". Когда армия Агафолпа подошла к стенам Карфагена,
жители последнего, решив, что это связано с гневом божества, сожгли
одномоментно более пятисот своих детей, из которых двести - сыновья
знатных семейств,- были определены властями, и не менее трёхсот
было пожертвовано добровольно (Диодор Сицилийский. Историческая
библиотека. СПб,1776, кн.20,14). Во славу Господа вознёс своего
сына на всесожжение и Авраам. В целях обеспечения Божьего благословения
и защиты важных строений, древние евреи при их закладке также
приносили в жертву своих детей. Так, когда "Хиэйль, бэйтэйлянин,
отстроил Иерихон: Авирамом, первенцем своим он заложил основание
его, и Сегувом, млад- шим сыном своим, поставил он ворота его,
по слову Господа" (3Цар.16.34). Человеческие жертвы приносились
и аммонитскому Милькому, и тирскому Мелькарту (64.с159); (в Карфагене
ежегодно приносили Мелькарту (97.с109) одну человеческую жертву).
Жертвование собственных детей (как правило, первенца или единственного
сына), по представлениям той эпохи, было героическим актом во
имя рода (племени), ради благополучия и процветания всего общества.
Отчаявшись, человек жертвовал божеству самое дорогое, ценное,
из того, что есть у него. Такая жертва считалась наиболее действенной
во времена великих бедствий (война, эпидемии). В древнееврейской
мифологии (99.с163) есть сюжет, живописующий как во время Всемирного
потопа, когда поднялись Нижние воды Теhомы, рыдающие люди бросали
в бушующий поток своих детей. Быть может, этот миф отражает некое
реальное событие, произошедшее во время одного из губительных
разливов великих месопотамских рек Тигра и Евфрата.
Этиологическое сказание об учреждении человеческих жертвоприношений
в Ханаане излагается в "Финикийской истории". Санхунйатон
повествует о том, как верховный бог Эл (Илу) во время нашествия
какой-то страшной эпидемии соорудил жертвенник и принёс в жертву
отцу, богу неба Баал-Шамему (Шамемруму), своего первенца от нимфы
Анобрет в искупительную жертву. "Финикийская история"
изобилует рассказами о подобных жертвоприношениях, причём, угодную
богу жертву выбирали по жребию среди нескольких конкурирующих
претендентов.
Согласно предположению немецкого семитолога О.Айсфельда, название
"Молох" носил сам ханаанский обряд принесения в жертву
детей, но не какое-либо божество. И тем не менее, заметим однако,
что в договоре тирийцев с Ассархаддоном (667 г. до н.э.) бог Эл,
перечисленный после Баал-Шамема, наименован как Баал-Мелех (корень
слова "???"), Баал-Малаки, т.е.- "Молох" (в
перечне богов финикийско-хеттской билингвы из Кара-Тепе (720 г.
до н.э.) "Эл - Создатель земли" также следует за своим
отцом Баал-Шамемемом).
Неолитический инициационный обряд проведения через огонь (проведения
че- рез "mlk"), как засвидетельствовано археологически,
со временем развился в ритуал жертвоприношения детей (53.с377).
Этот обряд в пределах нового Древнего мира дольше всего продержался
у ханаанеев Карфагена. По Диодору (20,14) детей, отдаваемых в
жертву, сажали или клали на руки бронзовой статуи Эла (Баал-Ме-
лех,- имя Эла, давшее название обряду; Эл - древнесемитический
бог-отец) с головой быка (атрибут неолитического бога-отца), откуда
они падали в огонь: "у них была медная статуя Крона (Эла),
протягивающая вперёд ладонями обращённые к земле руки, так, чтобы
дети, положенные на них, скатывались и падали в некую полную огня
бездну". Приведём ещё одно красочное описание "mlk".
"Статуя Молоха... была колоссального роста, вся из меди,
и внутри пустая. Голова была бычачья... Руки у статуи были чудовищной
длины, и на огромные простертые ладони клались жертвы; руки, движимые
цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертвы до отверстия,
находящегося в груди (Молоха), откуда они сваливались в пылающее
пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке,
а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую
кучу (пепла) между ног колосса. Полагают, что взрослые жертвы
сперва закалывались, но нет сомнения в том, что дети клались живыми
на страшные, докрасна раскалённые ладони чудовища" (Рагозина
З. А. История Ассирии, СПб, И-е А.Ф. Маркса, 1902, с. 151-152).
Следовательно, первоначально в Ханаане люди жертвовали своих детей
богу неба Урану (Баал-Шамему, Шамемруму), отцу Эла (Крона), который,
в качестве посредника и исполнителя (как это и следует из мифа),
возносил их на всесожжение своему отцу (либо это - постоянное
искупительное жертвоприношение самого Эла, оскопившего отца).
Позднее, когда роли бога Неба и Эла сделались менее значимыми,
жертва "mlk" приносилась тому богу, который на данный
момент считался главой пантеона, царём богов. В середине второго
и в начале первого тыс. до н.э. таким божеством являлся Балу (Ваал-Цафон).
У древних евреев, как выяснилось (Иер.32.35), также бытовал не
только очистительный обряд "проводить через огонь сыновей
своих и дочерей своих в честь Молоха", но и обряд "Молох":
"всякий... который даст из детей своих Молоху, смерти да
будет предан". Отправление "ветхозаветными" евреями
этого обряда указывает на повсеместное почитание народом в "допленный"
период Ваал-Цафона (Баал-Хаддада), ассоциировавшегося во многих
"божественных" ипостасей с Господом Богом.
Останки принесенных в жертву по обету (сожженных) детей традиционно
хоронили на специальных кладбищах ("тофет") - ещё одной
разновидности ханаанских культовых сооружений. Такие кладбища
(некрополи), обычно устраивавшиеся на окраине города, в частности,
найдены при археологическом изучении многих приморских городов
Финикии. "Тофет" являлись "неотъемлемой частью
пунических городов, они существовали, пока была жива пуническая
цивилизация".
В Ветхом Завете термин "тофет" упоминается, например,
в книгах Иер.(7.31) и 4Цар.(23.10), и только, как "Тофет,
что в долине сыновей Еннома". В книге Ис. (30.33) говорится,
что "Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя,
глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа,
как поток серы (явная ассоциация с преисподней), зажжет его".
Обычно "тофет" представлял собой закрытый двор (106.с249),
внутри которого "находилась небольшая часовня размером всего
в 1 кв. метр с собственным дво- риком, к которому вёл лабиринт
загородок". Считается, что здесь, во дворе ханаанейского
тофета, не только хоронили, но и приносили в жертву детей. Над
каждой закопанной урной с останками, "ставилась стела с именем
жертвователя и призывом к богу или богине принять этот дар. Когда
двор заполнялся, он мог выравниваться, и в новом слое вновь располагались
урны с останками детей".
На древнем Ближнем Востоке достаточно широко было распространено
представление о "договоре", "завете", между
божеством и человеком. Одно из ранних проявлений этой концепции
обнаруживает шумерский текст "реформы" Уруинимгины (ХХ1V
в. до н.э.), завершающийся словами: "Чтобы сироте и вдове
сильный человек ничего не причинил, он (Уруинимгина) заключил
с богом Нингирсу этот завет" (31.с166). Одно из поздних упоминаний
этой доктрины содержится в фини- кийской надписи V11 в. до н.э.,
где сказано: "(бог) Ашшур установил с нами... завет неба
и земли, навсегда, завет Баала, владыки Земли". В Древнем
Египте, судя по тексту Большого папируса Харриса, с каждым из
богов, владеющих собственным домом (храмом), заключался договор
о характере жертвоприношений ему: на- водя порядок в стране, фараон
Сетенехт "ввёл храмы во владение божественными приношениями,
дабы жертвовать их богам, согласно обычным договорам с ними".
"Завет" Господа Бога с еврейским народом представлен
в Танахе: Если вы "будете Моим народом, (то) и Я буду вашим
богом" (Иер.10.13); или "если вы будете слушаться гласа
Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов"
(Исх.19.5). При заключении "завета" с Господом у горы
Синай, была принесена жертва, и Моисей окропил народ кровью со
словами: "вот кровь завета, который Господь Бог заключил
с вами обо всех словах сих" (Исх. 24.8).
Много ранее (лет на семьсот), в Ханаане, при заключении "завета"
(договора) Авраама с Богом, использована другая "технология".
В Книге Бытия повествуется о том, как Господь повелел Аврааму:
возьми Мне трёхлетнюю телицу, трёхлетнюю козу, трёхлетнего овна,
горлицу и молодого голубя. Богопослушный праведник Авраам взял
всех их, рассёк пополам и положил одну часть против другой; "только
птицу не рассёк". "Когда зашло солнце и наступила тьма...
дым... и пламя огня прошли между рассечёнными животными".
Для выявления истоков этого обычая обратимся к материалам археологии.
При раскопках Гезера Макалистером, в одном из древнейших могильников
(пещере-цистерне) были обнаружены 14 лежащих мужских скелетов
и один - шест- надцатилетней девушки. Сохранилась только верхняя
часть туловища девушки, ниже рёбер тело было отсечено, а тазовые
кости и ноги в захоронении вообще от- сутствовали. Много древесного
угля, найденного между костями в могильнике, показывает, что здесь
происходили жертвоприношение и погребальное пиршест- во или какой-либо
иной торжественный погребальный обряд. Под фундаментом одной из
стен Гезера, около останков двух мужчин, лежал расчленённый скелет
юноши в возрасте около семнадцати лет. Его тело также было расчленено
ниже рё- бер, а нижняя часть и конечности отсутствовали. Тот же
необычайный способ погребения зафиксирован (12.с203;14.с268) более,
чем в двенадцати случаях на пог- ребальном поле конца каменного
века в Галльштадте, Австрия.
По поводу мальчика и девочки, убитых и разрезанных пополам, Дж.Фрезер
предлагает следующее толкование: это были жертвы, принесённые
ханаанеями при заключении очень важного, возможно, судьбоносного,
договора. Договаривающие- ся стороны прошли между частями человеческой
жертвы, подобно тому, как древние евреи при заключении договора
проходили между двумя половинами убитого телёнка ("резать
договор"). Такой обычай основывается на идее возмездия: разрезание
жертвы пополам символизирует участь клятвопреступника (благодаря
действию симпатической магии).
В договоре с Авраамом Бог проходит между частями жертв, как одна
из дого- варивающихся сторон; проходит ночью, при Луне, в виде
огня и дыма.
Интерпретируем набор символов (и жертвенных животных) в этом обычае
с позиций раннеземледельческой, неолитической, религии.
Так, пламя, дым и Луна - эмблемы Великого бога земли и преисподней;
тёлка и коза - его "жертвенное стадо"; число жертв (пять)-
его сакральное (хтоническое) число (овен (57.), до поры поздненеолитической
религиозной "революции" являлся священным животным богини-матери;
горлица и голубь - тоже жертвы в её честь). "Пять" составляет
и сумма признаков, символизирующих присутствие бога-отца: пламя,
дым, Луна и двое его животных (самки тельца и козла).
Сакральные числа "три" (размер "жертвенного стада"
богини-матери (овца и два голубя), возраст животных и число самок)
и "четыре" (при прохождении Бога в виде огня между частями
животных и голубями - с каждой из сторон от него находится по
четыре "предмета"), - эмблемы богини Неба, Великой матери,
символизирующие непременное присутствие богини при заключении
"завета".
Следовательно, при таком обряде договора ("завета")
договаривающиеся стороны клянутся небом (богиня-мать), землёй,
водой и преисподней (бог-отец), призывая Великих неолитических
богов в свидетели договора, т.е. это - предельно сильная клятва.
Клятва того же типа использована, в частности, в шумерском мифе
"С великих небес" (51.с146) при заключении договора
между царицей преисподней Эрешкигаль и двумя созданиями, сотворёнными
богом Энки для спасения Инанны. Энки, знающий будущее, поучает
своих созданий: "Душою небес, душою земли её (Эрешкигаль)
закляните, душою недр её закляните!". Близки к этой магической
формуле и стихи из благословений праотца Иакова (Быт.49.25,26):
"Он да благословит тебя... благословениями неба... благословениями
бездны, благословениями персей и утробы (матери-земли)";
и пророка Моисея (Втор.33.13): "Благословит Господь... дарами
неба, росою (земли) и бездной, лежащей внизу".
Отметим, что в городе Мари, где проживало много амореев, заключение
дого-воров сопровождалось, как и у евреев Ханаана (Быт.15.9,10),
закланием жертвен- ных животных (70-5.с109). Видимо, обычай "резать
договор" в постраннеземледе- льческом месопотамском быту
был неизвестен. В Шумере верность слову гарантировала богиня Эшхара,
владычица справедливого суда (49-1.с595). Порукой верности слову,
данному Эшхаре, было то, что она приходилась матерью страшной
"семёрки" демонов; её эмблема - скорпион. Помимо Эшхары,
одна из жён Нергала, владыки преисподней "черноголовых",-
богиня Мамету ("клятва, обязательство") непосредственно
персонифицировала клятву и олицетворяла наказание клятвопреступника.
Обе богини были хорошо известны и за пределами страны Сеннаар:
в Эламе, в Угарите, у хурритов.
В более поздние времена у евреев тот, кто приносил клятву, окроплял
себя кровью принесенных в жертву животных - "кровью завета"
(по-видимому, со времён Моисея). Этот древний обычай и сейчас
отправляется (99.) племенами малов и баков на юго-западе Эфиопии:
человек, "рассекающий" животное, мажет себя его кровью
(не исключено, что этот обычай - древнеегипетское наследие).
Гл. 1. Древний Ханаан.
Гл. 2. Этносы древнего Ханаана
Гл.3. Некоторые хананейские обычаи у
древних евреев.
Гл. 4. Мифология Ханаана и ветхозаветные
параллели.
Гл. 5. Боги Ханаана и Ветхий
Завет.
Гл. 6. Рефаимы (рапаиты).
Гл. 7. Бетили, священные рощи
и деревья.
Гл. 8. Эпоха Угарита в Ветхом
Завете.
Список литературы.
Обсудить
на форуме