Последнее обновление 17.08.2007
Содержание.
Гл. 1. Древний Ханаан
Гл. 2. Этносы древнего Ханаана
Гл. 3. Некоторые ханаанейские
обычаи у древних евреев.
Гл. 4. Мифология Ханаана и ветхозаветные
параллели.
Гл. 5. Боги Ханаана и Ветхий
Завет.
Гл. 6. Рефаимы(рапаиты).
Гл. 7. Бетили, священные рощи
и деревья.
Гл. 8. Эпоха Угарита в Ветхом
Завете.
Список литературы.
6.
Рефаимы (рапаиты)
В Ветхом
Завете упоминаются предания о неком древнейшем народе (Быт. 15.20),
когда-то жившем на земле Ханаана,- рефаимах (рапаитах),- "народе
великом, многочисленном и высоком", людях огромной физической
силы. В апокрифических сказаниях (Книга Еноха. 7.2-3) рефаимы
отождествлены с исполинами, "рождёнными смертными женщинами
от падших ангелов",- "нефилим", сынами "Анаки"
(Неба-Ан и Земли-Ки, шум.). Народ этот, якобы, был покорён и истреблён
потомками Лота (Втор.2.9-21) моавитянами (которыми рефаимы были
названы как "эмим") и аммонитянами (как "замзумим").
Последний из царей-рапаитов (Втор.3.11-13), Ог Васанский, правитель
Васана, Астарота и Едрея (в его царство входила также и гора Галаад
с городами), был "поражён и изгнан" самим Моисеем (И.Нав.
13.12). Согласно Книге Баруха (3.26-8), рефаимы погибли "от
неразумия своего", перебив друг друга. Танах также сообщает,
что легендарные великаны "рефаим" имели потомков среди
ассимилировавшихся филистимлян ещё и во времена царя Давида (Голиаф,
Иесвий, Сафут).
Немногочисленные ханаанейские фрагменты текстов, повествующие
о "рефаим", ивр. ("rp'um", угар., "rp'm",
фин.) - "рапаит" (точнее, "рапаум, рафаум",
угар.,- т.к. слово "рапа-ит" стоит в форме множ. числа
жен. рода (термин "рапаит" традиционно общепринят)),
сохранились (64.;69.) в виде мифопоэтических преданий. Однако
в табличках отсутствуют указания на запись текста жрецом Илимилку,
но, согласно исследований, поэма (фрагменты) о рапаитах, миф "Вол-
шебный лук" и "Сказание о Карату" записаны в одно
и тоже время (106.с384).
В одном из священных обрядовых текстов говорится, что рапаиты
(рапеум, рефаум), вместе с народным собранием, участвовали в неком
ритуальном жертвоприношении, причём, настолько важном, что к участию
в нём призывались и "рапаиты прежние", умершие (т.е.
считалось, что их тени, души, появлялись на земле по собственной
инициативе). Рапаиты принимали участие вместе с богами и в каких-то
сакральных работах, а также в совместных трапезах в доме верховного
бога Илу.
Весьма информативен образ одного из персонажей мифа "Волшебный
лук" (69.с94)- "мужа исполинского" Данниилу, по
сообщению Книги Иезекииля (14. 14,20; 28.3), древнего праведника
и мудреца (евреи относились к рефаимам с поч- тением). Данниилу,
"муж рапаитский", представлен в поэме, как ханаанейский
царь (и верховный жрец) города-государства Харнам, в частности,
зафиксированного египетскими документами (106.с378) второй половины
II тыс. до н.э. (видимо, в протоханаанейские времена светская
и духовная власть в Ханаане ещё не были разделены (как и в древнем
Шумере)). Данниилу общается с богами (видит, говорит и угощает
- в его доме богини Хусарот пировали семь дней). Он пра- вомочен
обращаться к богам и с личными просьбами. Так, он взывает к навести-
вшему его "своему покровителю" Балу с мольбой о даровании
ему сына. Тот, по- могавший рапаитам (Данниилу и Пагату) во всём,
не отказывает своему верному служителю в исполнении его заветного
желания и ходатайствует перед Илу, а затем возвращается в дом
Данниилу с благой вестью (Карату же, жрец бога Илу, обращается
с просьбами непосредственно к своему Владыке, но ответы получает
в сновидении). После того, как богатырь Акхат, сын царя-жреца,
достиг четырнадцатилетия и стал мужчиной (у евреев в тринадцать
лет), Данниилу попросил бога Хусара, "друга и товарища"
Балу, изготовить лук для сына. Создав лук, бог-демиург сам же
его и приносит в дом Данниилу. А когда Акхат погиб по воле богини-охотницы
Анат (из-за Волшебного лука (зависть Анат),- мифопоэтическая причина,
выдвинутая (сочинённая) явно в более поздние, ханаанейские, времена),
отец, не без участия Балу, собрал его останки и "по старинному
обряду... предал земле в склепе богов". Очевидно, что Данниилу
хоронит сына в фамильном склепе царей Харнама, а то, что это -
"склеп богов" невоскресающих подтверждают и сам юноша,
говоря: "Ни один человек бессмертия не обретёт"; и Ветхий
Завет (Ис.26.14): "Умёршие не оживут; (и даже) рефаимы не
встанут". Однако живой рапаит (Данниилу) может "отправиться
в загробный мир к божественным предкам рапаитам" и там говорить
с ними, а затем возвратиться (106.с132). Душам рапаитов,- "привилегированным
мёртвым", как преданным слугам богини Неба, дозволялось (50.с270)
иногда находиться и в вышнем мире, в небесах, в "собрании
богов", вместе с другими богами принимать участие в божественном
пире в доме Илу.
Всё выше изложенное позволяет составить мифологическое представление
о "муже рапаитском", как о полубоге (такая же точка
зрения высказана и в работе (69.с98)).
"Социальное положение" рапаитов - полубогов, пребывавших
в Шеоле (49-2.с641), считалось более высоким, чем у теней (душ)
царей: "пробудил для тебя (умершего владыки великой Вавилонии)
рефаимов и всех вождей (умерших царей) земли"(Ис.14.9). Тени
рапаитов обитали не только в недрах земли, но и в ми- ровых водах
(Иов.26.5): "Рефаимы трепещут под водами, живущие в них".
И в загробном мире рапаиты продолжают служить богине Неба. На
это указывает текст проклятия грабителям царских гробниц (Сидон,
конец V1 в. до н.э.): "не будет у тебя потомства при жизни
под солнцем и покоя (в преисподней) с рапаитами, ибо мерзость
для Астарты (Иштар, Асират) деяние это" (50.с 234). Такая
же надпись сделана (Сидон, персидское время) и на знаменитом египетском
саркофаге царя Эшмуназара II: "Моё заклятие обращено ко всем
владыкам и ко всем людям: (тот, кто нарушит захоронение)... не
получит место упокоения у рефаимов, не будет погребён в гробнице
и не будет иметь после себя ни сына, ни потомства... Да не будет
им ни корня внизу, ни плода наверху, ни уважения в жизни под солнцем"
(94.с625). Богиня Астарта (Иштар) считалась на Ближнем Востоке
покровительницей царской власти и курировала все её аспекты, в
том числе и царское захоронение. Под фундаментом усыпальниц царских
гробниц обнаружены фигурки различных богов и среди них, обязательно,
Астарта (гробницы Угарита содержали многочисленные помещения и
огромные кладовые (14.с260)). Поэтому грабителю, наносящему ущерб
священной царственности, следовало страшиться именно её возмездия:
богиня Неба, пособница при родах, могла уме- ртвить его ребёнка
ещё в утробе матери или наслать смерть на уже родившихся детей;
а тень отца-грабителя царских гробниц ожидало в Шеоле (по милости
рапаитов) тяжёлое загробное существование.
Трагические события, в которые был вовлечён Акхат, сын Данниилу,
начина- ются лишь тогда, когда "из мальчика вырос муж; (и)
отец Акхата решил силы проверить его". Как известно (49-1.с543),
инициация ("initio", латынь,- "посвящать, вводить
в культовые таинства")- это переход индивида из одного статуса
в другой. В мифе "Волшебный лук" присутствуют все особенности
трёхчастной структуры инициации, посвящения, Акхата, вероятно,
в жрецы-рапаиты, дабы в последствии он смог заменить отца - верховного
жреца. Акхат уходит из своего города в горы и леса; там он живёт,
охотится и приносит жертвы богине Неба Анат на импровизированных
жертвенниках (существительное "жертвенник",- и на иврите,
и на ханаанейском языке - "мизбеах",- образовано от
глагола "завоах" (резать, закалывать)). Вдали от родного
дома Акхат и погибает. В царстве мёртвых юноша подвергается суровым
испытаниям. Затем (через число лет, кратное семи - символика земли
и преисподней, в недрах которой Акхат находился), Анат, убившая
Акхата (согласно традиционному сценарию инициации), оживляет его:
рапаиты, воскресая юношу и посвящая его богине Неба, выливают
на его голову жертвенное масло, преломляют пред Акхатом (предположительно
(106.)) хлеб (и, по воле богини Неба, Владыка преисподней отпускает
юношу на землю). Возрождённый и ставший полубогом, Акхат сделался
полноценным жрецом-ра- паитом, служителем богини Неба (её ипостаси
Балу - Владыке небесной влаги), специально посвящённым во все
тонкости культа и обряда. В награду за блестяще выдержанные испытания,
богиня Анат дарует юному (и девственному) рапаиту свою любовь
(девственность мужчины-рапаита приносится в жертву богине плодородия)
и рождает от него сына (69.с98). По-видимому, любовь богини и
юноши - один из элементов обряда посвящения в жрецы-рапаиты, где
роль богини исполняла жрица-рапаитка, в частности, сестра героя
Пагату; дети от такого брака - дети Анат,- будущие жрецы богини
Неба. Возможно, этот обряд и послужил прототипом мифопоэтической
любви "сестры и жены" Анат к богу-рапаиту (см. ниже)
Балу.
По всей вероятности, к обслуживанию богини Неба допускались лишь
весьма высокорослые (вследствие многовекового искусственного отбора)
люди. Надписи указывают на существование ханаанейских семей, многие
поколения явля- вшихся жреческими (17 поколений,- текст на камне
из Карфагена; 5 поколений,- эпитафия на одной из могил Ханаана
(97.с104)), причем, жрецы женились на жрицах. Множество городов
с названиями, содержащими имя "Анат", указывает на обилие
её храмов и, как следствие, на многочисленность жречества богини.
Роль Данниилу, как "Илу служителя", жреца-рапаита, описана
в мифе "Волшебный лук" и состоит в совершении магических
обрядов растительного плодородия: "Затем, он на поле пошёл,
что долго не знало дождя. Ссохлись колосья. Каждый колос он обнял
и покрыл поцелуями (имитируя действие влаги) и молвил: Освобождаю
колосья я от опалы. Могут колосья расти даже в жару". Точно
также он поступил и с травой на лугу.
Судя по приведённому отрывку, "сын ласточки" рапаит
Данниилу, вдохнувший в растения живительную силу влаги и исцеливший
их от увядания,- жрец не культа бога-отца Илу (о чём, очевидно,
уже забылось в эпоху создания мифа), а раннеземледельческой богини
Неба, владычицы "высокой", небесной, воды (он - "сын
ласточки"), Великой богини-матери, ответственной за растительное
плодородие (57.). Молитва, которую Данниилу вознёс к Небу перед
тем, как пойти на поле, обращена именно к ней: "О, облака!
Глядите с небес!.. Разрешите выпасть дождю!" (ласточка, облака
и дождь - символика богини Неба).
Этимология слова "рапаит, рапаум", связываемая (49-2.с367)
с древнегреческим глаголом "исцелять", а также ивритское
"?????" (корень слова "???")- "исце-
ление; лекарство" вполне отражают функции рапаита: он жрец-целитель
растений от последствий воздействия засухи в далёком неолитическом
прошлом ("рафа, рапа(???) "- "лечит", ивр.
и, вероятно, угар.; и тогда - "рефаим (?????) и ("rp'um
(рапаум)", угар." в буквальном переводе - "целители,
врачеватели").
В мифе "Волшебный лук" отражена и роль Балу в культе
растительного плодородия, как бога протоханаанейского пантеона.
Со слов главного жреца-рапаита Данниилу явствует, что когда бог
Балу умирает, то "Не будет росы! Дождя не бу- дет! Не будут
бить... источники". Наступает засуха, ибо "сладостный
голос Балу слышен не будет (гром)!" Возвратившись из небытия,
бог Балу каждый стебель, каждый колос "будет он его обнимать
и покрывать поцелуями (оросит)" (69.с96). Бог излечит, исцелит
и напоит каждое растение. Обряд, совершаемый Балу, пол- ностью
идентичен тому, который отправлял жрец Данниилу в отсутствие бога-подателя
влаги. Угаритяне верили, что Балу мог исцелять и людей. Когда
человек заболевал и в него вселялся злой демон, то, дабы избавиться
от него, по древней традиции взывали к целителю Балу: "Пусть
слова юного бога изгонят тебя, пусть речи Балу изгонят тебя, и
ты выйдешь на голос жреца, как дым через отверстие" (106.с222).
О том, что бог Балу - "глава рапаитов", непосредственно
говорится в финале поэмы о рапаитах Данниилу и Акхате. "Поэма
заканчивается молитвой к главе рапаитов - Царю вечному, с пожеланием,
чтобы мощь, и музыка его, и сияние его пребывали а Угарите "во
дни Шапашу и Йариху, и прекрасные годы Илу"" (106. с385).
Из приведённого текста цитаты явствует, что "Царь вечный",
здесь не отец и изначальный царь богов Илу. Определения качеств
и дарований "Царя" однозначно указывает на Алиййяну
Балу, Силача (мощного) Балу, обладающего прекрасным голосом и
"играющего на разных музыкальных инструментах" (106.),
сияющего молниями громовержца, "вечного" после Илу царя
богов, - Баал-Хад- дада.
Итак, в раннеземледельческой, сельскохозяйственной, культуре Ханаана
Балу (ещё не ставший могучим Баал-Хаддадом)- бог-целитель растений,
бог-рапа- ит, ипостась богини Неба, Великой богини-матери Анат
(дабы помочь Данниилу собрать останки его сына, Балу, в качестве
небесного божества, троекратно ломает крылья орлам).
В Угаритском храме Балу были найдены две любопытные культовые
золотые чаши. На дне одной из них (диаметр 19 см, высота борта
- 3 см (106.с218)) "изображены четыре козла, а также представлена
сцена охоты (вся композиция носит название "царской охоты"):
бородатый охотник стоит на колеснице, запряжённой двумя лошадьми,
и готовится стрелять из лука. За колесницей бежит собака".
На чаше представлено также и три быка. Вторая чаша несколько меньше.
Её дно украшают три сцены, представленные, по-видимому, на трёх
концентрических полосах. "Центральная (сцена) представляет
двух козлов, стоящих у так называемого "дерева жизни",
и это изображение повторяется трижды. На средней, более широкой
полосе изображены два льва и два быка. И, наконец, третья, самая
большая сцена, показывает охоту льва... на других зверей (есть
изображения грифона, керуба, крылатого быка)".
Можно полагать, что обе ритуальные чаши изготовлены в эпоху, когда
Балу - уже царь богов ("царская охота") и Баал-Хаддад
(козёл, стоящий у "древа жизни"- явно шумеро-аккадский
мотив). Поскольку в новогодний еврейский праздник Иом-ки-пур грехи
народа перекладывались на "плечи" двух козлов, один
из которых предназначался в искупительную жертву Господу Богу,
а другой, "козёл отпущения", - для Азазеля; не исключено,
что и у ханаанеев Угарита (о таком тексте упоминается) существовал
ритуал (прообраз еврейского) одновременного принесения в жертву
двух козлов: одного - для Балу, а другого - Дагону (или Хусару).
Обратимся к сакральной символике культовых чаш. Общность: охотник,
колесница, две лошади и собака (!)- составляет пять объектов,-
хтоническое число, эмблема преисподней. Четыре козла и три быка
(также как и два козла, два льва, два быка и лев-охотник) в сумме
составляют семь - знак земли. Первоначально козёл, бык и лев -
животные, символизировавшие Великого неолитического бога-отца,
однако в середине II тыс. до н.э. бык и лев связывались и с богиней
Неба (плодородие и война, победа соответственно), и тогда охотящийся
лев мог символизировать и богиню-охотницу Анат (судя по объектам
охоты: грифону, керубу и крылатому быку; бог земли и преисподней
охотится на козлов или быков). Числа три (неоднократно повторяется)
и четыре, кольца, крылатые животные - эмблемы Великой богини-матери,
богини Неба.
Следовательно, сложное переплетение сакральных мотивов, выраженных
в символике культовых чаш из храма Балу, свидетельствует, что
в понятиях ханаанеев середины II тыс. до н.э. сохранились представления
о существовании глубокой и древней связи Балу (Баал-Хаддада, воспринявшего
ряд ипостасей бога-отца) с богиней Неба.
По-видимому, в засушливый календарный период рост растений стимулировался
особым рапаитским обрядом, моделирующим животворные объятия бога
влаги. О подобном ритуале говорит в мифе жрица Пагату, дочь главного
жреца-рапаита Данниилу,- "несущая на плече кувшин с холодной
водой, дающая пить ячменю" (жрица бога влаги, целителя растений
Балу), способная прозревать волю богов. В начале жрица имитирует
стебель растения "на грядке", ибо когда "Балу (воскреснет)
вернётся... (то)... прорастёт юным стеблем на грядке", а
затем "его объятия достались мне ("объятия" стебля
- объятия Балу), я приняла... его поцелуи на ложе из зелёных растений"
(этот раннеземледельческий неолитический рапаитский обряд - обоснование
и предтеча вакханалий в честь божества плодородия). Поскольку
сестру Пагату и брата Акхата связывали не только братские отношения,
возможно, функции бога Балу в этом обряде ("на грядке")
выполнял (главный) жрец-рапаит (либо стебель растения символизировал
фаллос - эмблему Балу, и исполнял его роль).
О времени создания мифа "Волшебный лук", можно судить
по факту отсут-ствия в тексте упоминания о лошадях: для езды в
мифе использованы верховые ослы. Следовательно, в Угарите ещё
не появились хурриты, ознакомившие с при- менением лошади Ближний
Восток в начале-середине третьего тыс. до н.э. (2.с 178). Отсюда
и такая древность (Ной, падшие ангелы) образа жреца-рапаита, за
тысячелетия обросшего различными мифопоэтическими подробностями.
Описанный в мифе древнейший раннеземледельческий обряд культа
растите- льного плодородия (культа "той, которая рождает
плоды земли") зародился до начала культивации зерновых, в
доземледельческий период, в пору расцвета на- туфийской культуры
в Ханаане, в поздней её фазе (104.с65), выделенной Ж.Ко-веном
в особый хайонимский период. Эту эпоху учёный связывает с так
называ- емой революцией символов, одним из которых являются появившиеся
глиняные женские изображения, статуэтки, с подчёркнутыми признаками
пола (в дальнейшем эти элементы пола изображались и отдельно от
тела: в виде кувшинов, пирожков, конусов-пирамид и даже святилищ).
Считается, что по смысловой нагрузке хайонимские статуэтки резко
отличны от "палеолитических венер", прародительниц рода.
Обратимся к моавитскому ("эмим") и аммонитскому ("замзумим")
наименованиям, данным, родственными евреям, племенами рефаимам,
полагая, что и эти синонимы также содержат некую специфическую
информацию о рапаитах (нечто, остро характерное, присущее только
рапаитам, "клеймящее" их).
Судя по известной надписи Меши, в Моаве и Аммоне, так же, как
и в Израиле, пользовались одним из диалектов ханаанейского языка.
Поэтому оценим значения слов "эмим" и "замзумим",
используя иврит. Будем полагать при этом, что оба синонима, как
и ивритское "рефаим", характеризуют группу людей (мужчин
и женщин) и, следовательно, стоят в форме множественного числа
мужского рода. Тогда в данных наименованиях: "эмим"
("эм-им") и "замзумим" ("замзум-им"),-
слова "эм" и "замзум" переведутся как "мать"
и "жужжание" соответственно.
Следовательно, термин "эмим" может означать (слово "мать"
в форме множественного числа мужского рода) "материнники"
- т.е. поклонники (культа богини-) матери (богини Неба), что соответствует
представлению о рапаитах. Термин "замзумим" в свою очередь
может значить "жужжащие" и интерпретироваться, как состояние
рапаитов в процессе моления ("жужжание" молящихся -
негромкое, монотонное произнесение молитвы вслух,- состояние,
типичное для иудеев Израиля). Ироническое отношение аммонитян
к процессу моления рапаитов показывает, что у "черноголовых"
мигрантов из Месопотамии, хаибиру, манера произнесения молитв
первоначально была иной, чем бытовавшая в Ханаане.
На Голанских Высотах сравнительно недавно (при обзоре с высоты
полёта) обнаружен объект (А.Нисневич), названный как "Гальгаль
(колесо) Рефаим", состоящий из трех каменных кругов с общим
центром (диаметр внешнего круга около 156 м) и большого кургана
в центре (диаметром 20 м и высотой от 6 до10 м). Объект (стены
и курган) построен из больших базальтовых камней длиной до двух
метров. На его территории была найдена керамика, возраст которой
- 3000 лет до н.э.. Во всех трёх кругах объекта есть разрывы (отверстия
или проходы). Найдено, что из центра строения через эти отверстия
в кругах три раза в год, в день весеннего, летнего и осеннего
солнцестояния можно наблюдать точно выверенные древними строителями
астрономические точки, знание которых необходимо для проведения
сельскохозяйственных работ в определённые сроки.
Сакральная символика, связанная с данным строением (круг; число
три; "ку- рган" в центре (с соотношением высоты к диаметру
1/3-1/2), форма которого до- лжна была быть конусообразной либо
пирамидальной), указывает на то, что этот объект - святилище,
посвящённое богине Неба, раннеземледельческой богине-матери. И
если название постройки ("Гальгаль Рефаим"), которому
не менее тысячи лет, не случайно, то это - древнее, возможно,
неолитическое, святилище рапаитов. Не исключено, что гипотеза
о символическом изображении богини-мате- ри, богини Неба, её древними
почитателями в виде женского детородного, плодоносящего органа,
предложенная для Стоунхенджа профессором Перксом, подходит и для
"Гальгаль Рефаим" Голанских Высот.
Судя по реализации возможностей проведения годовых наблюдений
за солн- цестоянием, геометрические размеры компонентов святилища
богини Неба также должны были нести в себе некое сакральное содержание,
связанное с небом. Характерно, что жрецы-астрологи фиксировали
только три астрономические точки, а это говорит о весьма архаичной,
ранненеолитической земледельческой традиции (что может указывать
на строительство святилища в эпоху археологической культуры "керамического
неолита").
Итак, диаметр большого круга равен около 156 м, что составляет
около 312 локтей. Это число может быть представлено как произведение:
312=13х8х3, где 13 - число Знаков Зодиака в древности (см Кн.I);
8 - сакральное число богини Неба, как планеты Венера; 3 - сакральное
число богини-матери, связанное и с плодородием, и с небом. Далее,-
диаметр базальтового кургана составляет 20 м. Если оценить его
в 40 локтей, а 40=8х5 (или 10х4), где 5 и 10 - хтонические числа,
а 4 - сакральное число богини Неба, то величина диаметра кургана
может быть сопоставлена с тем временным интервалом, в течение
которого планета Венера (богиня Неба) не видна на небе. Высота
кургана точно не определена и варьируется от 6 до10 м. Поскольку
курган разрушен и в 3000 г. до н.э. мог быть несколько выше, можно
полагать, что его высота составляет 21 локоть. Легко видеть, что
21=7х3, где число 7 - сакральное число Земли (у шумеров - как
планеты), которое может быть соотнесено с устройством небосвода,
как и число 3 в качестве знака "небесной символики"
(Если высота кургана 9 м (18 локтей), а 18=6х3, то здесь число
6 - эмблема планеты Марс. Если высота кургана составляет 20 локтей,
то это число может быть представлено, как произведение 5х4). Частотность
сакральной символики для этого строения, связанная с землёй (число
7) и преисподней (число 5), заметно ниже, чем связанная с Небом.
Следовательно, жрецов храма "Гальгаль Рефаим" сакральные
проблемы, связанные с Небом (Зодиак, Солнце, планеты), занимали
больше, нежели связанные с Землёй.
В центре района израильских поселений на Самарийских холмах найдено
открытое культовое место также в виде кольца из камней около 20
м диаметром (Mazar, 1990, р.350). Центр кольца свободен, у восточного
его края находится крупный "стоячий камень" ("massebah"),
напротив него - мощеная площадка для жертвоприношений, где была
сделана уникальная находка - бронзовая статуэтка быка длиной 18
см (треть локтя).
Наиболее популярное мегалитическое сооружение - Стоунхендж (принадлежащее
к кромлехам - кольцевым строениям, состоящим из врытых в землю
каменных монолитов), подверглось достаточно пристальному изучению.
Уже с дав- них пор (первым исследовал Стоунхендж в XVII веке Дж.
Обри) высказывалось предположение, что Стоунхендж (как и "Гальгаль
Рефаим") был не только храмом, но и своеобразной астрономической
обсерваторией. Радиоуглеродный анализ человеческих останков, найденных
на территории Стоунхенджа, установил предполагаемую дату строительства
комплекса - 1900-1600 гг. до н.э.. Однако француз Шателен подсчитал,
что расположение отдельных элементов Стоунхен-джа точно соответствовало
точкам восхода и захода десяти главных звезд двенадцать тысяч
лет тому назад.
Рассмотрим функциональные особенности и назначение Стоунхенджа
с точки зрения архаичной сакральной символики и соотнесём выводы
этого метода с заключениями учёных,- астрономов и математиков.
Комплекс состоит из семи кругов с общим центром, в котором расположен
"алтарный" столб размером 4,8х1,0х0,5 м (в локтях ок.10х2х1).
Вокруг "алтарного" столба высятся (первый круг) в виде
исполинской подковы диаметром ок.15 м (30 локтей; число тридцать
- "удостоверение" бога Луны, см. Кн.I)) 5 трилитов (трилит
- сооружение из двух вертикальных монолитов, на которые положен
тре- тий; возможно, символический вход на небо к богине-матери
(для бога-отца); ср.- семь дверей преисподней). Высота трилитов
6,0-7,2 м (ок.7х2 локтей). Второй круг ("сарсеновое"
кольцо), диаметром ок.30 м (30х2 локтей), состоял из 13 вертикальных
камней высотой ок.5,5 м (ок.10 локтей). Следующее, третье, кольцевое
сооружение имело диаметр ок.40 м (80=10х8 (5х4х4) локтей) и в
нем было сделано 30 лунок. Четвёртое кольцо диаметром примерно
53,4м (107 локтей, сум- ма цифр равна 8) также имело 30 лунок.
Следующее, пятое, кольцо (кольцо Обри), диаметром 88 м (176 локтей,
сумма цифр равна 7х2) образует 56 лунок (8 раз по 7). Далее за
этим кольцом шел внутренний меловой вал диаметром примерно 100
м (200=10х10х2 (8х5х5) локтей) с шириной насыпи ок. 6 м (ок.10
локтей) и высотой ок. 2 м (4 локтя). И, наконец, весь комплекс
сооружений окружал внешний земляной вал диаметром 115 м (230 локтей,
сумма цифр - 5); ширина насыпи составляла 2,5 м, (5 локтей) а
её высота - 50-80 см (ок.1 локтя).
Отметим, что внутренний круг Стоунхенджа составлен из так называемых
синих камней: они вытесаны из особого песчаника, который при намокании
меняет обычный серый цвет на синий - цвет дождевого неба.
Отношение высоты "алтарного" столба к диагонали его
прямоугольного основания составляет 4,3-4,5 (в отличие от 1/3-1/2
для аналогичного параметра центрального "кургана" йони
в "Гальгаль Рефаим"), что позволяет столб ассоциировать
с "линга" (соотношение совпадает со средним физиологическим),
а всю конструкцию - с протодравидийским каменным изображением,
в котором "йони" служит основанием поднимающегося из
неё столбом "линги" (как акт животворящего союза Великих
бога-отца, бога земли и преисподней, и богини-матери, владычицы
Неба).
Согласно сакральной символике древний храм Стоунхенджа был посвящён
Великому богу-отцу. Частотность символики показывает, что хтонические
воп- росы,- вопросы, связанные с преисподней, потусторонним миром,
в данном храме были поставлены во главу угла. Далее (0,78 от предыдущей
величины частотности) следует тематика, отвечающая представлениям
о функциях и ипостасях богини Неба (Зодиак, Солнце, планеты, звёзды,
дожди), богини-матери (плодородие). Несколько менее важной (судя
по частотности) являлась сакральная проб- лематика, связанная
с Землёй и Луной, вероятно, рассматриваемая в едином контексте
(частотности, практически, равны; а Луна - архаичная ипостась
бога земли и преисподней).
Приведём содержание выводов некоторых учёных, исследовавших Стоунхендж
(однако не живописующих это уникальное сооружение как святилище).
В Стоунхендже действительно зашифрованы размеры Земли и Луны:
устано- влено (математик В.Терешин), что круглый меловой вал и
сарсеновое кольцо (с "лунным" диаметром) имеют такое
же отношение диаметров, как диаметры Зем- ли и Луны (соотношение
сакральных значений этих диаметров есть отношение "небесного"
числа 3 к хтоническому - 10 или 5). Выяснено (астроном Дж. Хокинс),
что 56 глубоких лунок кольца Обри, расположенных строго по кругу
на одинаковом расстоянии друг от друга, позволяли при использовании
шести камней (трех белых и трех черных, - цветовая символика Неба
и Земли) предсказывать наступления солнечных и лунных затмений.
Путем детального математического анализа на ЭВМ профессор Хокинс
доказал, что каменные конструкции Стоунхенджа позволяли фиксировать
все важнейшие точки восходов и заходов Солнца и Луны в различных
стадиях их перемещения по небесной сфере. Эта древнейшая астрономическая
обсерватория также давала возможность с поразительной точностью
вести календарный счет дням, отмечая времена года.
По данным математика В.Комиссарова оказывается, что кольца Стоунхенджа
моделируют и орбиты планет в Солнечной системе, причем, если верить
параметрам Стоунхенджа, то планет должно быть двенадцать (дошедшие
до наших дней свидетельства шумерской цивилизации также сообщают
о двенадцати планетах в Солнечной системе).
Национальный музей Башкортостана организовал археологическую экспедицию
для изучения остатков древнего культового сооружения, напоминающего
Стоунхендж. Находка выявлена при помощи аэросъёмки на месте Ново-Байрам-
гуловского городища в Учалинском районе республики. На фотографиях
видны два круглых основания диаметром 100 м. Исследователи полагают,
что по периметру основания ранее были установлены вертикально
каменные глыбы-дольме- ны, как в Стоунхендже. Это подтверждают
местные жители, которые рассказыва- ют, что глыбы были снесены
по решению местных властей при помощи тракторов.
Сравнительно недавно, в 2003 году, российский археолог И. Ахмедов
обнаружил в непосредственной близи от городища Старой Рязани,
в местечке Спасская Лука, древнее сооружение, также схожее по
строению со Стоунхенджем. Однако в отличие от своего британского
собрата, Рязанский Стоунхендж оказался меньшим в размерах, и к
тому же не каменным, а деревянным. Капище представляло собой окружность
диаметром 7 м, обозначенную столбами полуметровой толщины, между
которыми одинаковое расстояние; в центре круга - большая прямоугольная
яма и столб. В пределах окружности две пары столбов образовывали
ворота, в которые, если смотреть на них из центра, летом виден
заход Солнца. Другой столб, за круговой оградой, указывал на восход
светила. В центральной яме археологи нашли небольшой керамический
сосуд с тонким орнаментом: маленькими черточками обозначен зигзаг,
напоминающий лучи Солнца, сверху - ряды волнистых линий, - символ
воды (сосуд отнесли к эпохе бронзы, а возраст всего сооружения
оценили в четыре тыс. лет).
Главное святилище древней метрополии Атлантиды Платона - храм
Посейдона и Клейто,- строение, "обнесенное золотой стеной",
находилось на священном участке (прежнем обиталище богов и предков),
окружённом тремя водяными и двумя земляными кольцами. Там же стоял
и храм Посейдона. Снаружи это здание было покрыто серебром, а
столбы (наверное, четыре) по его углам были сделаны из золота.
Клейто, по Платону,- жена Посейдона (Великого бога-отца, владыки
вод, земли и преисподней - см. Кн.1), прародительница атлантов
(дочь первой пары людей, живших на Атлантиде (параллель к ханаанской
космогонии)), по-видимому, первоначально, Великая богиня-мать,
богиня Неба, супруга Великого бога-отца.
Согласно архаичной сакральной символике, представленной описанием
Пла- тона, здесь: числа 3 и 4, кольцо, вода и золото - символы
богини Неба; а серебро, число 5 (общее число колец) и число 7
(сумма колец и зданий), а также прямоугольная в плане форма зданий
- символы Бога-отца.
Таким образом, можно полагать, что святилище Атлантиды символизировало
прочное единение (земляные и водяные кольца рядом, золотые столбы
поддерживают серебряные стены, столбы-фаллосы (первоначально)
- золотые)) непрерывно животворящих Великого бога-отца, бога земных
вод, земли и преисподней, и богини-матери, владычицы Неба. Вероятно
(согласно символике), храм Посейдона и Клейто был на самом деле
храмом самой Клейто, т.е. один храм являлся домом Бога-отца, а
другой - Богини-матери. Если это предположение верно, то наличие
двух таких храмов должно соответствовать отправлению религиозного
культа Атлантиды в эпоху, предшествующую неолитической религиозной
революции (см. Кн1), т.е. во времена мезолита.
Более полутора сот доисторических храмов, останков древнейшей
цивилизации (постройки округлой формы, в частности, в виде трёх
кругов с тремя одинаково ориентированными проходами в каждом и
столбом в центре, из дерева и глины, до 150 метров в диаметре,
окруженные частоколом и рвом), раскопаны археологами на территории
современных Германии, Австрии и Словакии (подобны "Гальгаль
Рефаим"). Как правило, все они выстроены по одному принципу:
четкая ориентация по сторонам света, причем в день летнего и зимнего
равноденствия солнце попадает в заданную точку святилища, сооруженного
либо из камней-мегалитов, либо из стволов деревьев. Считается,
что эти гигантские культовые сооружения созданы почти 7 тыс. лет
назад. Существует мнение, что древние жители использовали храмовые
постройки лишь в течение жизни нескольких поколений, а потом оставляли
их, воздвигая новые культовые сооружения. По мнению археологов,
сообщает британская "Independent", люди, построившие
эти культовые сооружения, разводили крупный и мелкий домашний
скот и жили в четко структурированных сообществах.
Как известно, по мнению археологов и антропологов, земледелие
возникло на Ближнем Востоке, а оттуда было перенесено в Европу
примерно за восемь тысяч лет до новой эры. По результатам компьютерного
и генетического исследования (около 50% генного набора современного
европейца позаимствовано у древних земледельцев-выходцев с Ближнего
Востока; изучались мутации Y-хромосом) сделан вывод: современные
европейцы в весьма значительной мере являются потомками земледельцев
с Ближнего и Среднего Востока, переселившихся на Европейский континент
примерно 10 тыс. лет тому назад (вклад мигрантов с востока в генетическую
систему европейцев составляет от 15 до 30% во Франции и Германии,
и до 85-100% в странах Юго-Восточной Европы - Албании, Македонии
и Греции). Ученые выяснили, что имело место массовое переселение
племён, которые обживались на новых местах и смешивались с автохтонными
охотниками и собирателями, составлявшими подавляющее большинство
жителей Европы того времени. "Мы знаем, что земледелие распространялось
по Европе с скоростью примерно одного километра в год", -
говорит лондонский проф. Л. Чики, осуществивший генетические изыскания.
Учёные, опираясь на археологические находки, утверждают, что это
был устойчивый и непрерывный процесс. Гончарные изделия, мотыги,
захоронения, принадлежащие к одной и той же эпохе и имеющие несомненное
ближневосточное происхождение, обнаруживаются сначала на юго-западе
Европы, а затем в центральных её областях и во Франции.
Следовательно, вполне можно предположить, что останки древнейших
храмовых построек на территории Европы принадлежат культуре носителей
оседлой ранненеолитической земледельческой культуры - мигрантам
с Ближнего Востока.
Гл. 1. Древний Ханаан
Гл. 2. Этносы древнего Ханаана
Гл. 3. Некоторые ханаанейские
обычаи у древних евреев.
Гл. 4. Мифология Ханаана и ветхозаветные
параллели.
Гл. 5. Боги Ханаана и Ветхий
Завет.
Гл. 6. Рефаимы(рапаиты).
Гл. 7. Бетили, священные рощи
и деревья.
Гл. 8. Эпоха Угарита в Ветхом
Завете.
Список литературы.
Обсудить
на форуме