Библейский справочник - Религия Ханаана
Зильберман Михаил Израйлевич. "Земля Ханаанейская"

Последнее обновление 17.08.2007

Содержание.

Гл. 1. Древний Ханаан
Гл. 2. Этносы древнего Ханаана
Гл. 3. Некоторые ханаанейские обычаи у древних евреев.
Гл. 4. Мифология Ханаана и ветхозаветные параллели.
Гл. 5. Боги Ханаана и Ветхий Завет.
Гл. 6. Рефаимы (репаиты).
Гл. 7. Бетили, священные рощи и деревья.
Гл. 8. Эпоха Угарита в Ветхом Завете.

Список литературы.

 

7. Священные рощи и деревья

Обычно священные рощи и деревья служили обиталищами или воплощениями духов божеств, которым они могли быть посвящены. Прямое и абсолютное обожествление деревьев имело весьма глубокие и обширные корни во многих древних религиях (35.с375). Священные рощи (в т.ч. и дубравы) были и в Древней Греции и Риме, и в Египте, и в стране Сеннаар (рощи и деревья, посвящённые Инанне). У ханаанеянина Санхунйатона есть следующие строки (о своих предках): "Но эти древние люди признавали священными произрастания земли, считали их богами и поклонялись. И их потомство, и все предки до них, и они приносили им возлияния и жертвы". В Ханаане деревья и рощи посвящались Асират (Ашере), Анат и Адонису. Древние евреи в священных рощах получали очищение и освящение (Ис.66.18). Тейлор полагает, что для приверженцев культа деревьев не существовало ни какой разницы между священным деревом и священной рощей. Дерево могло служить символическим изображением божества, связанного с ним, или алтарём для приношений местному божеству, живущему в дереве (или роще), и владеющему своим жилищем и землёй, окружающей его (отдельное дерево могло восприниматься и как алтарь в храме-роще).


Если в позднейшие времена истории Древнего Израиля пророки осуждали поклонение священным деревьям как языческий обряд, то существует целый ряд фактов, свидетельствующих о том, что в более ранний период ( до строительства Первого Храма) священные деревья играли существенную роль в доиудаистичес-кой религии древних евреев, причём, с ними ассоциировалось и поклонение Гос-споду (12.с392). Так, первое, зафиксированное в Ветхом Завете явление Бога Ав- рааму, произошло у священного дерева в Сихеме, и там же Авраам построил Господу алтарь. Праотец Авраам собственноручно "насадил... при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа" (Быт.21.23). В Хевроне, в дубовой роще Мамре, Авраам также построил алтарь Богу. Там же, в роще Мамре, Аврааму явился Гос- подь в образе трёх мужей. Много позже, тоже под священным деревом, ангел Господен явил своё присутствие Гидеону, где последний построил алтарь и сове- ршил жертвоприношение Господу. Иисус Навин воздвиг большой камень-сви- детель под дубом в Сихеме. Кости царя Саула и его сыновей, погибших в битве с филистимлянами, были погребены под дубом в Иависе. Пророчица Дебора про- рицала будущее, сидя под священным деревом. В Книге пророка Осии (4.13-14) перечисляются породы деревьев, предпочитаемые древними евреями: "и на холмах совершают каждение под дубом и тополем, и терпентином, потому что хороша от них тень".


Согласно Ветхому Завету, на ханаанейских "высотах (бомот)" подле алтаря находились различные сакральные объекты, в том числе и священные деревья, рощи или столбы (которые пророческие писания призывают сокрушать). Считается, что священные столбы (а таких памятников найдено немало) стояли на бо- льшинстве высот, как в самой Палестине, так и в Заиорданье. Поскольку столбы символизировали богиню Неба, можно полагать, что все святилища высот были издревле посвящены Великой богине-матери. Характерно, в частности, что пророк Илья, для разрешения теологического диспута со жрецами Мелькарта, созывает на гору Кармель, священную горную обитель Мелькарта, не только жрецов этого бога, но и жрецов богини Неба Асират.


В древнем Сеннааре была широко распространена культовая практика свя- щенной (храмовой) проституции. Так, "нугиг"- категория шумерских жриц высо- кого ранга, в обязанности которых входило и занятие храмовой проституцией. Характерно, что и богиню плодородия Инанну в литературных памятниках часто именуют "нугиг небес" (51.с479). В аккадских текстах, описывающих отправле- ние культа плодородия, упоминаются жрицы, часть из которых называлась "кади- шту",- храмовые блудницы (на иврите - "кадеша"). Профессия блудницы в древней Вавилонии не считалась особенно зазорной. Такие женщины могли выйти за- муж, усыновить ребёнка (51.); их статус "телиц Инанны" был специально оговорён законом (например, Кодексом Хаммурапи). Однако в обыденной жизни их не жаловали: "Не касайся блудницы, у которой мужей бесчисленное множество, иеродулы (храмовая проститутка более низкого ранга, чем нугиг), посвящённой божеству... если она попадёт к тебе в дом, удали её" ("Поучения Шуруппака" (94. с153)).


В религиозных представлениях народа Ханаана, стране древней земледель- ческой культуры, культ богов плодородия занимал центральное место. С практи- кой отправления этого культа и было связано особое распространение сексуаль- но-оргиастических обрядов. Священные оргии, радения исступлённых людей, в порыве неистовства доводящих себя до самооскопления,- всё это должно было магически воздействовать на созревание нив и размножение скота. Ещё Поль Лафарг (29.с306) обратил внимание на особые функции Ваал-Пехора (Чис.25), которого почитали и древние евреи. На больших оргиастических мистериях в честь этого божества (засвидетельствовано показаниями раввинов), Ваал-Пехор лишал молоденьких девушек девственности.


В храмах Финикии свободные женщины занимались проституцией за плату, вносимую в казну храма, будучи уверены в том, что таким образом они добива- ются благосклонности Астарты (Асират), ибо это была жертва, исполняемая по обету (36. с315). Такого же плана одноразовое жертвоприношение Геродот отмечал и в храме Вавилона. По одной из древнееврейских легенд (99.с371) Фамарь (Тамар) перед замужеством провела семь дней за городскими воротами, продавая себя чужестранцам. "Любодействие дочерей ваших и прелюбодействие невесток ваших" происходило под сенью священных деревьев. В Ветхом Завете упоминаются храмовые проститутки ("кадеша"), а также женщины-блудницы, не связанные с культом, взимавшие плату за услуги в свою пользу ("зона", ивр., (70-6. с830)). У ветхозаветных иудеев профессиональная проституция считалась позорным занятием, а храмовая была строго запрещена, так как ассоциировалась с идо- лопоклонством. "Не должно быть блудницы ("кадеша") из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника ("кадеш", одевавшегося как женщина) из сынов Израилевых (изображения "храмовых юношей" встречаются (97.с107) и на стелах Карфагена). Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету" (Втор.23.18-19).

Гл. 1. Древний Ханаан
Гл. 2. Этносы древнего Ханаана
Гл. 3. Некоторые ханаанейские обычаи у древних евреев.
Гл. 4. Мифология Ханаана и ветхозаветные параллели.
Гл. 5. Боги Ханаана и Ветхий Завет.
Гл. 6. Рефаимы (репаиты).
Гл. 7. Бетили, священные рощи и деревья.
Гл. 8. Эпоха Угарита в Ветхом Завете.

Список литературы.

Обсудить на форуме

Адрес почты автора: s t o p a n g i n @ r a m b l e r . r u  

Счетчик установлен 17 марта 2008

Счетчик установлен 17 марта 2008

Используются технологии uCoz