Последнее обновление 17.08.2007
Содержание.
Гл. 1. Древний Ханаан
Гл. 2. Этносы древнего Ханаана
Гл. 3. Некоторые ханаанейские
обычаи у древних евреев.
Гл. 4. Мифология Ханаана и ветхозаветные
параллели.
Гл. 5. Боги Ханаана и Ветхий
Завет.
Гл. 6. Рефаимы (репаиты).
Гл. 7. Бетили, священные рощи и деревья.
Гл. 8. Эпоха Угарита в Ветхом
Завете.
Список литературы.
7.
Священные рощи и деревья
Обычно священные
рощи и деревья служили обиталищами или воплощениями духов божеств,
которым они могли быть посвящены. Прямое и абсолютное обожествление
деревьев имело весьма глубокие и обширные корни во многих древних
религиях (35.с375). Священные рощи (в т.ч. и дубравы) были и в
Древней Греции и Риме, и в Египте, и в стране Сеннаар (рощи и
деревья, посвящённые Инанне). У ханаанеянина Санхунйатона есть
следующие строки (о своих предках): "Но эти древние люди
признавали священными произрастания земли, считали их богами и
поклонялись. И их потомство, и все предки до них, и они приносили
им возлияния и жертвы". В Ханаане деревья и рощи посвящались
Асират (Ашере), Анат и Адонису. Древние евреи в священных рощах
получали очищение и освящение (Ис.66.18). Тейлор полагает, что
для приверженцев культа деревьев не существовало ни какой разницы
между священным деревом и священной рощей. Дерево могло служить
символическим изображением божества, связанного с ним, или алтарём
для приношений местному божеству, живущему в дереве (или роще),
и владеющему своим жилищем и землёй, окружающей его (отдельное
дерево могло восприниматься и как алтарь в храме-роще).
Если в позднейшие времена истории Древнего Израиля пророки осуждали
поклонение священным деревьям как языческий обряд, то существует
целый ряд фактов, свидетельствующих о том, что в более ранний
период ( до строительства Первого Храма) священные деревья играли
существенную роль в доиудаистичес-кой религии древних евреев,
причём, с ними ассоциировалось и поклонение Гос-споду (12.с392).
Так, первое, зафиксированное в Ветхом Завете явление Бога Ав-
рааму, произошло у священного дерева в Сихеме, и там же Авраам
построил Господу алтарь. Праотец Авраам собственноручно "насадил...
при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа" (Быт.21.23).
В Хевроне, в дубовой роще Мамре, Авраам также построил алтарь
Богу. Там же, в роще Мамре, Аврааму явился Гос- подь в образе
трёх мужей. Много позже, тоже под священным деревом, ангел Господен
явил своё присутствие Гидеону, где последний построил алтарь и
сове- ршил жертвоприношение Господу. Иисус Навин воздвиг большой
камень-сви- детель под дубом в Сихеме. Кости царя Саула и его
сыновей, погибших в битве с филистимлянами, были погребены под
дубом в Иависе. Пророчица Дебора про- рицала будущее, сидя под
священным деревом. В Книге пророка Осии (4.13-14) перечисляются
породы деревьев, предпочитаемые древними евреями: "и на холмах
совершают каждение под дубом и тополем, и терпентином, потому
что хороша от них тень".
Согласно Ветхому Завету, на ханаанейских "высотах (бомот)"
подле алтаря находились различные сакральные объекты, в том числе
и священные деревья, рощи или столбы (которые пророческие писания
призывают сокрушать). Считается, что священные столбы (а таких
памятников найдено немало) стояли на бо- льшинстве высот, как
в самой Палестине, так и в Заиорданье. Поскольку столбы символизировали
богиню Неба, можно полагать, что все святилища высот были издревле
посвящены Великой богине-матери. Характерно, в частности, что
пророк Илья, для разрешения теологического диспута со жрецами
Мелькарта, созывает на гору Кармель, священную горную обитель
Мелькарта, не только жрецов этого бога, но и жрецов богини Неба
Асират.
В древнем Сеннааре была широко распространена культовая практика
свя- щенной (храмовой) проституции. Так, "нугиг"- категория
шумерских жриц высо- кого ранга, в обязанности которых входило
и занятие храмовой проституцией. Характерно, что и богиню плодородия
Инанну в литературных памятниках часто именуют "нугиг небес"
(51.с479). В аккадских текстах, описывающих отправле- ние культа
плодородия, упоминаются жрицы, часть из которых называлась "кади-
шту",- храмовые блудницы (на иврите - "кадеша").
Профессия блудницы в древней Вавилонии не считалась особенно зазорной.
Такие женщины могли выйти за- муж, усыновить ребёнка (51.); их
статус "телиц Инанны" был специально оговорён законом
(например, Кодексом Хаммурапи). Однако в обыденной жизни их не
жаловали: "Не касайся блудницы, у которой мужей бесчисленное
множество, иеродулы (храмовая проститутка более низкого ранга,
чем нугиг), посвящённой божеству... если она попадёт к тебе в
дом, удали её" ("Поучения Шуруппака" (94. с153)).
В религиозных представлениях народа Ханаана, стране древней земледель-
ческой культуры, культ богов плодородия занимал центральное место.
С практи- кой отправления этого культа и было связано особое распространение
сексуаль- но-оргиастических обрядов. Священные оргии, радения
исступлённых людей, в порыве неистовства доводящих себя до самооскопления,-
всё это должно было магически воздействовать на созревание нив
и размножение скота. Ещё Поль Лафарг (29.с306) обратил внимание
на особые функции Ваал-Пехора (Чис.25), которого почитали и древние
евреи. На больших оргиастических мистериях в честь этого божества
(засвидетельствовано показаниями раввинов), Ваал-Пехор лишал молоденьких
девушек девственности.
В храмах Финикии свободные женщины занимались проституцией за
плату, вносимую в казну храма, будучи уверены в том, что таким
образом они добива- ются благосклонности Астарты (Асират), ибо
это была жертва, исполняемая по обету (36. с315). Такого же плана
одноразовое жертвоприношение Геродот отмечал и в храме Вавилона.
По одной из древнееврейских легенд (99.с371) Фамарь (Тамар) перед
замужеством провела семь дней за городскими воротами, продавая
себя чужестранцам. "Любодействие дочерей ваших и прелюбодействие
невесток ваших" происходило под сенью священных деревьев.
В Ветхом Завете упоминаются храмовые проститутки ("кадеша"),
а также женщины-блудницы, не связанные с культом, взимавшие плату
за услуги в свою пользу ("зона", ивр., (70-6. с830)).
У ветхозаветных иудеев профессиональная проституция считалась
позорным занятием, а храмовая была строго запрещена, так как ассоциировалась
с идо- лопоклонством. "Не должно быть блудницы ("кадеша")
из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника ("кадеш",
одевавшегося как женщина) из сынов Израилевых (изображения "храмовых
юношей" встречаются (97.с107) и на стелах Карфагена). Не
вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни
по какому обету" (Втор.23.18-19).
Гл. 1. Древний Ханаан
Гл. 2. Этносы древнего Ханаана
Гл. 3. Некоторые ханаанейские
обычаи у древних евреев.
Гл. 4. Мифология Ханаана и ветхозаветные
параллели.
Гл. 5. Боги Ханаана и Ветхий
Завет.
Гл. 6. Рефаимы (репаиты).
Гл. 7. Бетили, священные рощи и деревья.
Гл. 8. Эпоха Угарита в Ветхом
Завете.
Список литературы.
Обсудить
на форуме