Библейский справочник - Документальная теория: Жреческий Кодекс и Второзаконие
Зильберман Михаил Израйлевич. Исход евреев из Египта.

Предисловие редактора сайта

В книге приводятся доводы в пользу мнения, что евреи переняли монотеистический культ во время правления египетского фараона Эхнатона, и эта версия основывается на исторической достоверности истории Исхода, изложенной в Библии. Современные археологические данные, однако, не поддерживают историчность такого события, как исход - см. перевод книги израильских археологов Исраэля Финкельштейна и Найла Силбермана "Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии.

- 1. Некоторые обычаи египтян у ветхозаветных евреев
.........- обряд обрезания
.........- нечистота свинии
.........- нечистота зайца
.........- святость осла
.........- женитьба на сестрах
.......

Книга IV. Исход евреев из Египта.

Содержание

Гл. 1. Некоторые обычаи египтян у ветхозаветных евреев.
Гл. 2. Литература и мифология Египта в Ветхом Завете
Гл. 3. Учение Эхнатона и Ветхий Завет
Гл. 4. Религиозная реформа Эхнатона
Гл. 5. Моисей
Гл. 6. Моисей и учение Эхнатона
Гл. 7. Моисей- царедворец Эхнатона
Гл. 8. Моисей и гора Синай
Гл. 9. Атрибуты культовой практики египтян у евреев
Гл. 10. Десять заповедей
Гл. 11. Левиты - каста служителей культа.
Гл. 12. Феномен "Золотой телец"
Гл. 13. Исход евреев из Египта
Гл. 14. Палестинские сирийцы
  
  
 

"Если ты примешь слова мои... и наклонишь    сердце своё к размышлению... то тогда ты    уразумеешь правду" (Пр.2.1-3).   

"Милость и истина да не оставят тебя" (Пр.3.3).

 
 
  
  Исход евреев из Египта под предводительством Моисея подробно описан в Танахе, многократно обсуждался веками, но, тем не менее, эта тема продолжает оставаться в достаточной степени дискуссионной. Существует мнение о том (55. с49), что произошло несколько исходов из Египта. Надпись об одном из них сохранилась в папирусе Анастази VI, датируемом последними годами XIII в. до н.э. Считается, что Исход Моисея - это бегство евреев из Египта, в то время как иные исходы расцениваются как изгнание (и связываются с гиксосами или "сирийцем Ирсу").
 
 
  Дата Исхода евреев из Египта - кардинальная веха в реконструкции ряда аспектов истории Древнего Израиля до эпохи Царей. Наиболее ранней возмож- ной датой Исхода считается ХIV в. до н.э., эпоха правления Аменхотепа IV Эхнатона. Сторонники этой гипотезы связывают Исход с религиозной моноте- истической реформой Эхнатона. Так, Евсевий, один из отцов церкви, включил в свой "Канон", содержащий перечень династий фараонов, примечание к имени Сенхера (Семенхетра, Сменхра), преемника Эхнатона: "Примерно в это время Моисей вывел евреев из Египта". Однако, византийский историк Георгий Синсел, переписывая Евсевия, заметил: "Только Евсевий относит к этому царствованию Исход Израиля... хотя у него нет ни одного аргумента".
 
  

  1. Некоторые обычаи египтян у ветхозаветных евреев.

  С доисторических времён и до наших дней у многих народов мира принято обрезание.
  У древних египтян, в частности, существовал обычай (Папирус Аббот. Британский музей (48.с209)) ознаменовывать свои победы взятием боевых трофеев, символизирующих высокую воинскую доблесть бойцов: победитель отрезал у убитого им неприятеля правую руку, если тот был обрезан; и половой член,- если нет. Так, в войнах с землёй Куш фараон Аменхотеп III, очень физически сильный человек, лично взял в боях в качестве трофеев 312 правых рук, что указывает на то, что и у эфиопов обрезание практиковалось издревле. Характерно, что после победы фараона Мернептаха над ливийцами (48.с420), египтяне в качестве бое- вых трофеев доставили на родину на ослах тюки с половыми членами поверженных (6359 фаллосов ливийцев; стела из Атрибиса). Примечательно, что многие племена из "народов моря" первой волны практиковали обрезание: среди 2370 правых рук, поднесённых Мернептаху, 1200 принадлежали акайваша (Breasted.v3,p248; Kitchen.v4,h8). Судя по сообщению Ветхого Завета (1Цар.18.25-27), хаибири, будучи гиксосами, восприняли египетские традиции в подходе к необрезанному противнику. Так, царь Саул просит Давида поднести ему в качестве предсвадебного подарка тестю 100 штук "краеобрезаний" филистимлян, ибо "царь не хочет вена другого".
 
  Обряд обрезания практиковался и среди женщин. Так, ещё в 1850 году в Сомали женщинам делали обрезание.
 
  Геродот рассказывает (2.37), что возникновение и укоренение обряда обрезания в Древнем Египте относится к началу третьего тыс. до н.э. (изображения обряда обрезания в гробницах Древнего Царства восходят к доисторическому периоду (50.с250)). Современные копты (потомки египтян; коптский язык, близкий к новоегипетскому, вымер для обихода и используется исключительно при отправлении церковной службы) совершают обрезание мальчиков в возрасте восьми (шести) лет (72.с488,ком.14). То, что праотец Авраам был обрезан в преклонном возрасте, указывает на отсутствие у "черноголовых"- жителей земли Сеннаар, этого института. Месопотамцы, хаабиру, пришли в Ханаан необрезанными, где они впервые и столкнулись с этим обрядом (обрезание Авраама и его домочадцев). По поводу обряда обрезания среди ханаанеев и "палестинских сирийцев" (евреев) Геродот (2.104) отмечал: "Финикияне же и сирийцы, что в Палестине, сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян", а это (в части евреев) согласуется и с мнением Иосифа Флавия.
 
  Возможно, обряд обрезания у египтян и ханаанеев обязан своим происхождением обычаям их общих этнических предков - представителей однородной археологической раннеземледельческо-скотоводческой (для Ханаана - "протоханаанейской") культуры, зародившейся, вероятно, на этапе "В" керамического неолита. Крайняя плоть во времена неолита приносилась в жертву богине Неба (по- добно жертвам вакханалий (самооскопление) в честь Великой богини-матери)). "Восьми дней (восемь - сакральное число богини Неба) от рождения пусть будет обрезан... младенец" (Быт.17).
 
  Санхунйатон, жрец и историк, живший, как считается (50.), до окончания Троянской войны, изложил в своей "Финикийской истории" архаичный миф об учреждении обычая обрезания у ханаанеев. По этому мифу бог-демиург Эл (Илу) во время какого-то ужасного бедствия, инициированного его отцом Шамемрумом (оскоплённым Элом), приносит Шамемруму в искупительную жертву не только своего сына (см. выше), но и свою крайнюю плоть, причём, принуждает сделать обрезание и всех своих сподвижников. По этому поводу И. Шифман (50.с252) замечает: "впечатление такое", что у ханаанеев обрезание носит характер защитной меры, призванной положить конец разящему гневу Шамемрума, умилостивить владыку Неба.
 
  Примечательно, что на угаритском диалекте ханаанейского языка обозначение: "родители" и "сыновья",- производится от корня слова "резать, обрезать" и буквально значит "обрезающие" и "обрезанные" (по данным материалов, по крайней мере, Х1V в. до н.э. (50.с77)), что свидетельствует о древности этого обряда у ханаанеев Угарита. Ветхий Завет называет ханаанеев (сидонян) необрезанными, по-видимому, из-за традиционной многовековой взаимной неприязни; либо жите- ли Сидона (и только они) не практиковали обрезания (Быт.34.14-16; Иез.32.24, 30). Презрительное отношение к необрезанным, язычникам (например, филистимлянам), не раз высказанное в Танахе, запечатлено и в лексике ветхозаветных евреев: необрезанные - "арелим" ("орла"- "крайняя плоть").
  Судя по неоднократным упоминаниям Танаха, смешанные браки - не редкость и в Угаритском номе Ханаана, в котором надолго обосновались "черноголовые", хаибиру, беженцы первой волны,- побудили предков ветхозаветных евреев к более глубокому приобщению к языку, культуре и религии автохтонного населения Ханаана. По-видимому, первые обрезания у евреев и были сделаны в смешанных еврейско-ханаанейских семьях.
 
  Значимость обряда обрезания в представлениях хаибири значительно возросла в эпоху их пребывания в Египте в качестве гиксосов, стремящихся ничем не выделяться среди местного населения. Вероятно, азиатов, амеу, египтяне считали "мерзостью", в отличие, например, от фенеху, ханаанеев, по причине их необрезанности. Характерно, что ещё в VIII в. до н.э. фараон эфиопской династии Пианхи отказался принимать за своим столом правителей Дельты Нила (возможно, ливийцев) и Юга (возможно, нубийцев) потому, что они не были обрезаны (80. с97). При встрече Иосифа (явно уже обрезанного) с братьями, последние, необрезанные хаибиру, и не претендовали на трапезу за общим столом с египтянами, ибо знали, что осквернят последних нечистотой своей крайней плоти (отсюда и - "азиат, мерзкий руками своими", которыми он время от времени (при мочеиспускании) касался своей "крайней плоти", которая, возможно, по уровню нечистоты приравнивалась к менструации).
 
  Можно полагать, что за годы пребывания в Египте все "черноголовые"-гиксосы восприняли как необходимость обряд обрезания. По сообщению Ветхого Завета, в Египте не было необрезанных хибири (евреев).
  Так, Аамес Храбрый, о котором повествует папирус Аббот, сражаясь против армии гиксосов у стен Авариса, взял в рукопашном бою две правые руки. При штурме гиксосской крепости Шаррукен (земля Цахи) храбрец взял одну руку. Пеннухеб (надпись из гробницы), один из полководцев Яхмоса I, преследуя гиксосов в земле Цахи, взял в рукопашном бою десять правых рук. По словам Аамеса, под стенами крепости Шаррукен "Его святейшество (фараон) поразил (искромсал) сирийцев ("черноголовых") земли азиатов (Рутену)" (48.с210). Другой египетский герой, воюя при Тутмосе I с гиксосами в земле Нахарин, взял в качестве трофеев 21 правую руку. Во времена Тутмоса III, в битве при Кадеше-на-Оронте, было взято 83 руки; а из страны Нахарин - 290 правых рук (надпись из храма Амона). Таким образом, очевидно, что правые руки отрезаны у повсеместно практиковавших обрезание хаибиру.
 
  По Геродоту обрезание делали не только племена евреев, но и эдомитяне, аммонитяне, моавитяне и многие арабские племена.
  Интересно, что после изгнания гиксосов из Египта, ценность обряда обрезания для хаибири со временем упала. Известно (70-6.с40), что в северном Израильском царстве в 927-722 гг. до н.э. обряд обрезания частично (или более того) не соблюдался. Утверждение (Суд.5.18) о том, что "Завулон - народ, обрекший душу свою на смерть", связано с пренебрежительным отношением этого колена к отправлению обряда обрезания, ибо, как гласит (Быт.17.10-14): если кто-либо из израильтян не обрезан, "то истребится душа та из народа своего". Отметим и тот библейский факт, что сын Моисея и Циппоры, кенитки или мадианитки, также не был обрезан на восьмой день после рождения.
 
  Обряд обрезания носит у евреев не только религиозный, но и национальный характер: только обрезанные мужчины могут вести пасхальный "седер" (руководить ходом праздника), а в эпоху Храмов только такие люди могли участвовать в пасхальном жертвоприношении "песах". Обряд обрезания настолько важен, что эта церемония не откладывается даже и в том случае, если восьмой день прихо- дится на субботу или праздники (в т.ч. и на Иомкипур).
 
  В ритуал обрезания у евреев заложено совершенно иное содержание, нежели у ханаанеев. "Брит мила" ("завет (союз) обрезания"),- символ договора между Богом и каждым отдельным представителем избранного Им народа. "Вот завет Мой... между Мной и между вами... Обрезайте крайнюю плоть вашу, и это будет знамением завета (договора)... и будет завет Мой на теле вашем (как напоминание)" (Быт.17.10-14). Обрезание - акт, констатирующий факт индивидуального выбора человека, выбора принадлежности к определённому народу. Завет (договор) Бога со всем еврейским народом о принятии его в "Мой народ" ("Я - ваш Бог, а вы - Мой народ") заключён у горы Синай (Исх. 19.5), и порукой договора послужила "кровь завета", кровь жертвенного животного.
 
  В акте "Брит мила" речь идёт о человеческой крови, синониме человеческой души: если кто-либо из евреев не обрезан, то "истребится душа та из народа своего" (Быт.17). Очевидно, что при обрезании еврея важна не жертва собственно крайней плоти ("орла"), как у ханаанеев, а жертвоприношение крови из детород- ного члена, важнейшего мужского органа, призванного обеспечить мужчине про- должение рода и достойное бытиё при жизни и посмертно (за счёт сыновей). Примечательно, что когда в наше время многие евреи-репатрианты проходили в Израиле обряд обрезания, им не удаляли крайнюю плоть, но делали надрез на коже пениса таким образом, чтобы капала кровь.
 
  Как известно, души умерших древних египтян пребывали в загробном мире Осириса; души ханаанеев обитали в Шеоле и на небесах, в царстве богов Ханаанна; души (тени) "черноголовых" пребывали в Куре (и, возможно, в вотчине бога Энки в виде МЕ). Точно также и Господь Бог желает, чтобы душа каждого из избранного Им народа гарантированно возвращалась к Нему. Отсюда и содержание "завета (союз) обрезания"- обязательство, принимаемое человеком на заре жизни, вернуть душу свою и посмертно "приложиться к народу своему". "Душа... Ты хранишь её во мне, и Ты в будущем возьмёшь её у меня" (46.с8). (Аналогия: подписание кровью договора с Сатаной о владении им душой умершего, - и выбор, и обязательство). Отсутствие же крайней плоти может расцениваться как знак, "метка Господня", на должнике.
 
  Господь настолько категоричен в своём требовании неукоснительного соблюдения "Брит мила", что даже "хотел умертвить" пророка Моисея за то, что тот не обрезал своего сына. "И случилось дорогою на ночлеге, что встретил его Господь... Тогда взяла Циппора каменный нож и обрезала крайнюю плоть сына своего, и положила к ногам Его, и сказала: жених крови Ты мне (сейчас)... жених крови (души сына) - по обрезанию" (Исх.4.24-26).
 
  Характерно, что на иврите слово "кровь" - мужского рода, а "душа"- женского. Судя по приведённому тексту, для души живого человека Господь Бог - не "муж" ("баал-байт"- "владыка (своего) дома", хозяин своих чад и домочадцев), но "жених" (потенциальный хозяин своей невесты, которая в силу договора непременно станет его женой, его собственностью (на Востоке)). Отсюда и образность выражения: при жизни человека Господь - "жених крови (души)", потенциальный собственник души мужчины, кровь которого Ему уже отдана в качестве гарантии её возврата. Живой человек сам владеет данной ему на время душой, и только во время сна: "Руке Его вверяю я дух мой, когда я сплю" (Из молитвы (46.)). Но после смерти иудея, Господь Бог - её безраздельный хозяин ("муж крови") в силу договора "Брит мила".
 
  С этим смыслом, по-видимому, и связан точный перевод термина "орла" - "невладение, неовладевание". Если еврею-мужчине не сделано обрезание, то он носит название "орель". Душа такого человека находится в состоянии "орла", ибо она никогда не возвратится к Господу ("будет Им отторгнута (карэт)"), в Его владения. Такой человек "истребится из народа своего".
  Таким образом, жена Моисея Циппора сказала Господу: теперь душа моего сына будет принадлежать после его смерти только Тебе.
 
  Потомки хаабиру, иудеи и мусульмане, унаследовали от своих предков-гиксосов, живших в Египте, особо брезгливое отношение к такому "нечистому" животному, как свинья.
  В царстве Шумера и Аккада свинья тоже считалась грязным, поедающим нечистоты, животным (как и собака) и связывалась со "страшным демоном" преисподней Ламашту. Однако жители страны Сеннаар не только сами регулярно ели свинину, но и приносили свиней обычным порядком в жертву богам (судя по одному из сохранившихся "меню" бога Шамаша (Х1V в. до н.э.) из храма в городе Сиппаре (53.с109;62.с328). В цеховой иерархии пастухов (города Лагаша) свинопасы находились на одном из последних мест, но презираемы не были.
 
  В Древнем Египте свинья считалась особо нечистым животным, поскольку связывалась с отправлением хтонических ритуалов в честь владыки подземного мира (преисподней) Осириса. Для "бога живого" - "свинья есть отвращение для Гора" (и, следовательно, для Атона и, соответственно, Элоhим, см. ниже).
 
  Согласно сведениям Геродота, описавшего страну египтян во второй книге своей "Истории", свиней приносили в жертву исключительно богам Осирису и его супруге Исиде "в каждый день полнолуния". И лишь после жертвоприношений, в тот же день, египтяне ритуально вкушали свинину. Свиньи стоили дорого, и беднякам "по скудости средств" для участия в ритуале приходилось лепить "фигурки свиней из пшеничного теста", печь и приносить их в жертву. В другие праздники и в будние дни "они пренебрегают свиньями". На этот счёт у египтян существовало "непристойное" этиологическое сказание, содержание которого Геродот не приводит из чувства стыдливости.
 
  Геродот сообщает (2.14), что в Дельте Нила ("область ниже Мемфиса") свиньи использовались при засеве пашни (втаптывали семена в почву) и при обмолоте зерна.
 
  Свинья, связанная с миром преисподней, являлась источником наивысшей скверны: "если кто-либо... коснётся свиньи, то сразу же идёт к реке и в одежде, которая на нём, погружается в воду". Таким образом, по уровню ритуальной нечистоты свинья стояла в одном ряду с трупом. Свинопасов, этнических египтян, не пускали зайти ни в один из храмов, дабы не осквернить их. "Никто не хочет выдавать за них замуж своих дочерей или брать в жёны их девиц". Общения с ними, носителями скверны, избегали.
 
  Итак, египтянин Манефон знал, какой ярлык навесить на захватчиков-азиатов (амеу): гиксосы-свинопасы.
 
  Заяц, по Ветхому Завету, также не входит в ряд "кошерных" животных и запрещён в пищу. И здесь просматриваются египетские истоки, но иной природы. По свидетельству Плутарха, евреи не едят зайца потому, что находят в нём сходство с ослом (длинные уши). В частности, на одном египетском рисунке (57.с200) представлена типичная сцена: "Гор убивает Сетха", в которой Сетх (осёл,- человек с головой осла) изображён в обличье зайца.
 
  Гиксосское прошлое ветхозаветных евреев нашло отражение в их традиционном символически положительном видении образа осла, священного животного бога Сетха-Баал-Хаддада, главного бога большинства хаибири ещё в эпоху Судей. Так, белый осёл Мессии (Машиаха), на котором он въедет в Иерусалим,- символ мира и спасения. Валаамова ослица (Чис.22) оказывается не только мудрее своего хозяина, но и сообщницей Божьей воли. Осёл - не только священное животное пророков, но и царей и судей: ремень из кожи осла использовался для наказания виновного согласно решения суда (49-2.с264). Однако... всё проходит, всё забывается, и заяц был причислен к "нечистым" животным.
  Хорошая осведомлённость в египетских нравах отражена и в библейском повествовании о том, как в Египте жену Авраама, красавицу Сарру, отдали фараону в наложницы.
 
  Египетский царевич Гирсам воспел красоту Сарры в следующих стихах (Кумранский "Апокриф Бытия", (99.с210)):
 
Ам. 25-26
Нет никого прекрасней Сары:
   Прекрасней нет её волос блестящих,
   Сияющих очей, прямого носа
   И лика светоносного её,
   Её грудей округлых, белой кожи,
   Изящных рук и пальцев нежных-
   Проворных ножек, мягких бёдер!
   Из всех девиц, невест,
   Что в нашем поднебесье обитают,
   Нет ни одной, подобной Саре,
   Прекраснейшей из дев земных,
   Столь совершенной обликом своим
   И столь же мудрой и благочестивой.
   Ах, как нежны движенья рук её!
Ам. 25-26
  
  В посвящённом Аврааму разделе "Апокрифа Бытия" говорится, что ещё до прихода в Египет, пророка посетил вещий сон, в котором он увидел себя в образе "кедра" (кедр - "Древо жизни" шумерских мифопоэтических представлений), а свою жену Сарру - в виде "пальмы" (т.е. прекрасной, как богиня Иштар). И пророк стал опасаться, что, домогаясь этой пальмы, фараон срубит его "Древо жиз- ни". "Вот... (говорит он Саре), узнал я, что ты женщина красивая видом, и будет, когда увидят тебя египтяне (то) и скажут: "это его жена" и убьют меня. А тебя оставят жить" (Быт.12.13). Поэтому осторожный Авраам открывает египтянам лишь часть правды: он говорит, что Сара - его сестра (они - дети Фарры от разных жён).
 
  Примечательно, что история с подобным сюжетом изложена в папирусе Дор-биньи (48.с437). В Древнем Египте, с правовой точки зрения, считалось нормальным явлением, когда у мужа отчуждалась в пользу бога (фараона) приглянувшаяся ему женщина (жена), а сам муж умертвлялся.
  Хотя в Книге (Втор.27.22) и говорится: "Проклят, кто ляжет с сестрою своею", ранее женитьба на сестре, рождённой другой матерью, была обычным делом в Египте и законной в Израиле вплоть до времён царя Давида (99.с194).
 
  Отметим также египетский обычай, прочно укоренившийся у евреев: не общаться с женщинами в храмах, молиться порознь.
  
Следущая страница.
  

  Список литературы

 
   1. Мифологический словарь. Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М.1991.
  2. История Древнего мира. ч1. Под ред. И.М.Дьяконова. М.1989.
  3. Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. М.1974.
  4. История Древнего Востока.ч1.Месопотамия. Под ред. И.М.Дьяконова. М.
   1993.
  5. Бибби Жд. В поисках Дильмуна. М.1984.
  6. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М.1965.
  7. Азимов Айзек. В Начале. М.1989.
  8. Поэзия и проза Древнего Востока. Общ. ред. И. Брагинского. М. 1973.
  9. Крамер Самюэль. Шумеры. М.2002.
  10. История эстетической мысли. Сб. т1. Древний мир. Средние века.
  11. Ллойд Сетон. Археология Месопотамии. М.1984.
  12. Фрезер Д.Д. Фольклёр в Ветхом Завете. М.1989.
  13. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М.1990.
  14. Церен Э. Библейские холмы. М.1966.
  15. Изакс Я. Наш народ. Бруклин.1976.
  16. Хрестоматия по истории Древнего мира. ч1. Ред. М.А.Коростовцева.
   М.1980.
  17. Рот С. История евреев с древнейших времён по шестидневную войну.
   Ж-л "Век", 3.с41. Рига.1989.
  18. Кандель Ф. Кто мы..Ж-л "Век", 3-4.с33. Рига. 1989.
  19. Мифы народов мира. т1. Под ред. С.А.Токорева. М.1987.
  20. Штайн Лотар. В чёрных шатрах бедуинов. М.1981.
  21. История лингвистических учений. Древний мир. М.1989.
  22. Источниковедение. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищева.
   М.1984.
  23. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищева. М.1988.
  24. Замаровський Войтех. Спочатку був Шумер. Киев. 1983.
  25. Эсхил. Орестея. Агамемнон. М.1961.
  26. Кленгель-Брант Эвелин. Вавилонская башня. М.1991.
  27. Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем
   Востоке. Отв. ред. И.А.Стучевский. М.1987.
  28. История Древнего Востока. Материалы по историографии. Под ред. В.И. Кузищева. М.1991.
  29. Критика иудейской религии. Отв. ред. М.М.Персиц. М.1962.
  30. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. М.1983.
  31. Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М.1986.
  32. Афанасьева В.К. Одна шумерская песня о Гильгамеше и её
   иллюстрации в глиптике. ВДИ. 1. 1961.
  33. Kramer S.N. From the Tablets of Ur. Indianapolis, Colorado. 1965, p290.
  34. Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. М.
   1981.
  35. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.1989.
  36. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.1983.
  37. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй Древнего Дву-
   речья. М.1959, с206.
  38. Лирическая поэзия Древнего Востока. М.1984, с37-38.
  39. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М.1990.
  40. Кауфман И. и др. Еврейская история и религия. Израиль. 1990.
  41. Очерки истории еврейского народа. ч1. Под ред. Ш.Эттингера. Израиль. 1990.
  42. Еврейские праздники и даты. Пурим. Под ред. рава Й.Мазора. Израиль.
   1992.
  43. Флавий Иосиф. Иудейские древности. М.1994.
  44. Библиотека Флавиана. Вып.3. М.1994. Иосиф Флавий. Против Апиона.
  45. Библиотека Флавиана. Вып.3.М.1994. С.Лурье. Антисемитизм в Древнем мире.
  46. Шомрей Эмуна. Молитвенник. Израиль. 1990.
  47. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.1992.
  48. Бругш Г. Всё о Египте. М.2000.
  49. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.1998.
  50. Финикийская мифология. Под ред. Ю.С. Довженко. С-П.1999.
  51. От начала начал. Антология. Под ред. В.К. Афанасьевой. С-П.1997.
  52. Ларичев В.Е. Мудрость змеи. Новосибирск. 1989.
  53. Дьяконов И.М. Люди города Ура. М.1990.
  54. История Древнего мира. Древний Восток. Минск.1999.
  55. Грант Майкл. История Древнего Израиля. М.1998.
  56. James E.O. The Free of Life. Leiden.1966.
  57. Голан Ариэль. Миф и символ. Иер.-М.1994.
  58. Falkenstein A.,Festschrift J. Friedrich. Heidelberg. 1959.
  59. Falkenstein A.Sumerische und akkadische Humnen und Gebete. Zurich.1953.
  60. Раввин Менахем Акоэн. Еврейские праздники. Тель-А.1975.
  61. Энциклопедия иудаизма. Меир Натив. Иер.-Тель.1983.
  62. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М.2000.
  63. Авдиев В.И. История Древнего Востока. Л.1953.
  64. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир
   Танаха.Минск.1998.
  65. Мень А. История религии. М.1994.
  66. Ранович А.Б. Очерки истории древнееврейской религии. М.1937.
  67. Gadd G.J. The Fall of Nineveh. London.1923.
  68. Kramer S.N. Sumerian mythology. Ph.1994.
  69. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.1994.
  70. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. 1976/1992.
  71. Бадж Уоллис. Легенды о египетских богах. М.1997.
  72. Хенкок Г. Ковчег Завета. М.1999.
  73. Бацалёв В., Варакин А. Тайны археологии. М.1999.
  74. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.1971.
  75. Мишна. Трактат Мегила. Иерусалим. 1994.
  76. Герасимов М.М. Палеонтологическая стоянка Мальта. С.Э. 1958, 3.
  77. Султанович Зеев. Живая связь. Еврейская история, традиции и культура.
   Тель-А.1997.
  78. Любимов Лев. Искусство Древнего мира. М.1980.
  79. Пальмов М. Идолопоклонство древних евреев. С-П. 1897.
  80. Монтэ Пьер. Египет Рамсесов. Смоленск.2000.
  81.Новомирова В. Гиксосы. Киев. 1998.
  82. Элиаде Мирче. Священные тексты народов мира. М.1998.
  83. Рак И. Легенды и мифы Древнего Египта. С-П. 1998.
  84. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М-Л.1956.
  85. Фрейд Зигмунд. Сб. "Я и Оно". Человек по имени Моисей и монотеист-
   ическая религия. М.1999.
  86. Великовский Эммануил. Эдип и Эхнатон. Ростов. 1996.
  87. Войцеховский А.И. Тайны Атлантиды. М. 2000.
  88. Конелис В.Ю. Сошедшие с небес и сотворившие людей. М.2001.
  89. Кьера Э. Они писали на глине. 1994.
  90. Элфорд Алан. Боги нового тысячелетия. М.1999.
  91. Гарднер Лоренс. Цари Грааля и потомки Адама и Евы. М.2001.
  92. Ренан Эрнест. История израильского народа. М.2001.
  93. Валлон. Рабство в Древней Греции и Риме. М-Л. 1949.
  94. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Минск. 2002.
  95. Циркин Ю.Б. От Ханаана до Карфагена. М.2001.
  96. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М. 1976.
  97. Харден Дональд. Финикийцы. М. 2002.
  98. Ситчин Захария. Война богов и людей. М.2000.
  99. Грейвс Роберт. Иудейские мифы. М.2002.
  100. Тёмкин Э.Н. Мифы Древней Индии. М.1985.
  101. Уайт Елена. Патриархи и пророки. И-во "Источник жизни". 1994.
  102. Зильберман Михаил. Гнев Энлиля. Израйль. 1999.
  103. Зильберман Михаэль. Отцы Авраама. Тель-Авив. 1996.
  104. Мерперт Николай. Очерки археологии библейских стран. М.2000.
  105. Зубов А.Б. История редигий. Кн.1. М.1997.
  106. Циркин Ю.Б. Мифы Угарита и Финикии. М.2003.
  107. Грей Джон. Ханаанцы. М.2003.

 

Обсудить на форуме

Адрес почты редактора: s t o p a n g i n @ r а m b l e r . r u  

Счетчик установлен 17 марта 2008

Используются технологии uCoz