Библейский справочник - Документальная теория: Жреческий Кодекс и Второзаконие

Зильберман Михаил Израйлевич. Исход евреев из Египта

- Литература и мифология Египта в Ветхом Завете
.........- "алеф" - символичность первой буквы алфавита
.........- корреляции между "Поучениями Аменемопе" и "Притчами Соломона"
.........- корреляции между "Поучениями Птаххотепа" и "Притчами Соломона"
.........- корреляции между "Поучениями Мерикара" и "Притчами Соломона".........
.........- корреляции между учениями о посмертном воздаянии (посмертный суд).
- Корреляция между космогоническими мифами евреев и египтян
.........- Гермопольский космогонический миф
.........- Гераклеопольский космогонический миф
.........- человек - высшая цель Творения
.........- "Книга познания развитий Ра и о низвержении Апопа" - представления о всемогуществе бога
.........- Отец Изначальный ("Ав-решит") сотворил Элоhим (богов), небо и землю"
.........- Ра - "бог живой"

Книга IV. Исход евреев из Египта.

Содержание

Гл. 1. Некоторые обычаи египтян у ветхозаветных евреев.
Гл. 2. Литература и мифология Египта в Ветхом Завете
Гл. 3. Учение Эхнатона и Ветхий Завет
Гл. 4. Религиозная реформа Эхнатона
Гл. 5. Моисей
Гл. 6. Моисей и учение Эхнатона
Гл. 7. Моисей- царедворец Эхнатона
Гл. 8. Моисей и гора Синай
Гл. 9. Атрибуты культовой практики египтян у евреев
Гл. 10. Десять заповедей
Гл. 11. Левиты - каста служителей культа.
Гл. 12. Феномен "Золотой телец"
Гл. 13. Исход евреев из Египта
Гл. 14. Палестинские сирийцы
  
 
   Предыдущая страница.
 

  2. Литература и мифология Египта в Ветхом Завете

  
  Ветхий Завет убедительно свидетельствует о глубоком знании левитами, составителями и редакторами Священного писания, литературы и сакральной мифологии Древнего Египта.
 
  Древневосточное отношение к знакам письма традиционно являлось сакральным (50.с110,198): как буквы, так и числа имели божественное происхождение. Так, согласно "Сефер Ецира", Бог Цаваот, создавая алфавит, вдохнул в буквы дух Божий. Евсевий, пересказывая Филона Библского, отмечал, что при изобретении знаков священного письма, ханаанейский бог Таавт (Тот) изобразил буквы, подражая виду (образам) богов. В Месопотамии каждый бог соотносился с определённым числом, нередко заменявшим при письме его наименование (например, "30" - "Син"; "7" - "Энлиль").
 
  Буква "א" ("алеф"), начало еврейского (и ханаанейского) алфавита,- самая священная из всех еврейских букв, которая редко произносится, ибо считается обозначением Божественного. Буква "алеф" обычно связывается с созвездием Тельца, главного знака Зодиака в эру Тельца (50.), созвездием, в котором находилась то- чка весеннего равноденствия.
 
  Считается (94.с173), что буква "א" ("алеф") имеет прототипом египетский иероглиф в виде головы быка (неолитическое стилизованное изображение головы с рогами), например, в "синайской письменности" (14.с463). В иероглифическом египетском письме, видимо, со времён эпохи доминирования лунной религии в Египте, фараон представлялся изображением быка (94.). В месопотамской языческой "вере отцов" - предков ветхозаветных евреев, бог Син (Цаваот, Йаhве) также символизировался образом быка и, соответственно, буквой "א" ("алеф").
 
  Насколько акт письма, само обращение к алфавиту, являлось сакральным деянием (у месопотамцев были боги письма Нисаба и Набу), показывает название первых пяти букв принятого в иврите алфавита: "алеф" (бык; рога быка) - симво- лизировал (обозначал) божественность ("рога сияния"); "бет" - "дом (храм)"; бук- ва "ג" ("гимель") - в переводе с аккадского означает "благосклонен, милость(ив)"; буква "ד" ("далет") - "дверь", и "ה" ("hей, hай") - "жить". И тогда, само название, термин - "алфавит", могло мыслиться, как сокращённое (краткое) благословление своего деяния (письма) писцом, приступающим к этому виду богослужения (изо- бражению вида богов): "Божий дом милостив (к писцу, открывающему) дверь (буквам) и (дающему им) жить".
  

   2.1 Литература.

 
  В Древнем Египте и при дворе, и в храмах, и в частных домах высоко ценилась литературная эрудиция. Так, фараон ("Пророчество Неферти") просит своих царедворцев отыскать и прислать к нему человека, "который скажет мне.. избранные изречения".
 
  Некоторые литературные произведения Египта могли послужить образцами при написании отдельных глав и разделов Танаха. В частности, содержание и стиль книги "Притчи Соломоновы" напоминают египетские тексты "Поучений Аменемопе" (не позднее Х1V в. до н.э.), в которых встречаются почти дословные структурные переклички с "Притчами". Приведём некоторые примеры (82.с532; 91.с357) таких многочисленных совпадений.
Поучения Аменемопе
Притчи
(1.6). "Приклони уши твои, внимай присловьям, сказанным мною, приложи сердце своё к пониманию их. Ибо полезно вложить их в сердце твоё".
"Приклони ухо своё, внимай словам моим и обрати сердце своё к пониманию их. Ибо утешительно будет, если будешь хранить их в сердце твоём" (22.17,18)
(2.21). "Наполни его брюхо (содеявшего зло) хлебами, которые есть у тебя".
"Если голоден враг твой, накорми его хлебом" (25.21).
(6.9,10). "Лучше есть хлеб со счастливым сердцем, чем обладать богатствами, терзаясь".
"Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, пол- ный заколотого скота, с раздором" (17.1)
(6.5,4) "Не передвигай межи на границе полей... и не передвигай межи вдовы".
"Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи". (23.10).
(7.15,10) "Словно гуси, они (богатства, нажитые бесчестным путём), приделали себе крылья и улетели на небо".
"Оно (богатство) сделает себе крылья и, как орёл (символ нечистоты у евреев), улетит к небу" (23.5).
(11.13-14). "Не братайся с человеком вспыльчивым и не приставай к нему с разговорами".
"Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым" (22.24)
  "Поучения Птаххотепа", визиря фараона (ок. 2450 г. до н.э.), и, как уже отмечалось, отдельные стихи из "Песни арфиста", типологически близки афористике "Притч царя Соломона" и "Экклезиаста".
  "Поучения Птаххотепа" представляют собой 45 (46) законченных моральных или философских сентенций в поэтической форме (64.с27). "Они объединены единым стилем и образом мудрого философа-книжника и знатока жизни".
 
Этому совету следует и хаибири, мудрец Агур, говоря о себе:
Поучения Птаххотепа
Притчи
"Не гордитесь своими знаниями" (Птаххотеп).
(Прит.30.1-3): "Подлинно я более невежда, нежели кто-либо из людей... И не научился я мудрости, и познаний святых не имею".

"Не будь мудрецом в глазах своих (не полагайся на свою мудрость), но почитай Господа и удаляйся от зла" (Прит.3.7).

 "Не строй планов на завтра, так как не знаешь, что будет" (Птаххотеп).
"Не хвались завтрашним днём, потому что не знаешь, что принесёт тебе этот день" (Прит.27.1).
"Если ты хочешь иметь друга, не справляйся о нём у других, но обратись к нему напрямую и имей дело с ним одним" (Птаххотеп).
"Если у тебя законная тяжба с соседом, постарайтесь решить её между собой. И не выдавай тайны другого" (Прит.25.9).
"Если ты - человек доверия, посланного одним большим человеком к другому, твёрдо придерживайся сущности того, для чего ты был послан, пе- редавая его сообщение так, как он сказал это сделать" (Птаххотеп).
"Как прохлада снега во время жатвы, так и преданный посыльный для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду" (Прит.25. 13).
"Научи превосходящего тому, что является полезным для него" (Птаххотеп).
  "Дай наставление мудрому, и он будет ещё мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание" (Прит.9.9).
"Мудрый известен своей мудростью, великий - своими свершениями; их сердца соответствуют их языку" (Птаххотеп).
  Характер человека связан с его поступками (Прит.12.17). Слова могут творить добро и зло (Прит.1.11). "Язык может говорить слова, которые при- носят жизнь или смерть. Поэтому любящие говорить должны быть готовы принять последствия сказанного ими" (Прит.18.21).
 "Если ты среди гостей за столом большего человека - бери, что он даёт, как это установлено перед тобой" (Птаххотеп).
"Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою" (Прит.23.1).
 
 
 
    Отметим также в "Поучениях Птаххотепа" параллели к "Псалмам" и "Екклесиасту":
Поучения Птаххотепа
Притчи

"Если каждый последующий род будет хранить слово сие, то они не канут в лету" ("Поучения Птаххотепа").

 

 "Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям" (Псалтирь 77.5-6).

"Прими меры против порока жадности - это печальная болезнь без средств излечения от этого. Нет никаких средств, чтобы излечить это" ("Поучения Птаххотепа").
 "Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это - суета и тяжкий недуг!" (Еккле- сиаст 6.2).
"Если ты присутствуешь перед достойным человеком, который сидит в совете господ, то твоя тишина будет лучше, чем болтовня... Получи уважение к себе через мудрость" (Птаххотеп).
 "Намного лучше крика правителя глупцов, слова, спокойно сказанные человеком мудрым" (Екклесиаст 9.17).
  Близки по содержанию и стилю к "Притчам царя Соломона" и "Поучения Мерикара", составленные Гераклеопольским царём для своего преемника-сына Мерикара, правителей, живших в Первый переходный период (ок.2280 году до н.э.). Приведём отрывки из этого сочинения (82.с531) и Ветхого Завета.
Поучения Мерикара
Притчи
"Твори справедливость, пока обитаешь на земле. Утешай пла-чущего и не притесняй вдову. Не выгоняй сына из владений его отца. Не причи-няй вреда чиновникам... Остерегайся наказывать по ошибке" (Мерикар).
  Притчи. "Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда твоя рука в силе сделать его" (3.27). "Кто теснит бедного, тот хулит Творца его" (14.31). "Не за-мышляй против ближнего твоего зла..." (3.29).

"Боги-судьи (загробного царства), судящие (умершего) грешника,- ты знаешь, что их не смягчить в день суда над несчастным (ибо боги знают всё: "его дела нагромождаются перед ним"), в час исполнения их (судей) долга".   Боги Анубис и Тот взвешивают на Весах Истины грехи покойного. При этом противовесом грехам (сердцу) служит страусовое пёрышко Маат, богини правды (правая чаша). Если грехи не перевесят, то человек (его души) будет жить "и после смерти", обретя "вечное существование там" (в царстве Осириса, "Всевидящего"); а если нет, - то его души будут уничтожены навсегда (проглочены чудови- щем Аммат).
"Не поможет богатство в день гнева (суда Божия)... Правда (перо Маат для) непорочного (не обременённого грехами) уравнивает (уравновеши- вает на весах) путь (жизненный) его, а нечестивый падёт от нечестия (грехов) своего... беззаконники (грешники) будут уловлены (выявлены взвешиванием) беззаконием своим... Праведник спасётся от беды (гибели души)". "Праведность ве- дёт к жизни (посмертной), а стремящийся ко злу стремится к смерти своей (души)", (11.4-8).
 
   Приведённый текст притч убедительно свидетельствует о хорошей осведомлённости их составителя в содержании египетской концепции посмертного суда.
Поучения Мерикара
Притчи

"Душа идёт в то место, которое ты знаешь... Она идёт к тем, что дают ей воду" (Мерикар).

 

 

"Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет (её), тот и сам напоён будет" (11.25).

"Боги-судьи (загробного царства), судящие (умершего) грешника,- ты знаешь, что их не смягчить в день суда над несчастным (ибо боги знают всё: "его дела нагромождаются перед ним"), в час исполнения их (судей) долга".   Боги Анубис и Тот взвешивают на Весах Истины грехи покойного. При этом противовесом грехам (сердцу) служит страусовое пёрышко Маат, богини правды (правая чаша). Если грехи не перевесят, то человек (его души) будет жить "и после смерти", обретя "вечное существование там" (в царстве Осириса, "Всевидящего"); а если нет, - то его души будут уничтожены навсегда (проглочены чудови- щем Аммат).
"Не поможет богатство в день гнева (суда Божия)... Правда (перо Маат для) непорочного (не обременённого грехами) уравнивает (уравновеши- вает на весах) путь (жизненный) его, а нечестивый падёт от нечестия (грехов) своего... беззаконники (грешники) будут уловлены (выявлены взвешиванием) беззаконием своим... Праведник спасётся от беды (гибели души)". "Праведность ве- дёт к жизни (посмертной), а стремящийся ко злу стремится к смерти своей (души)", (11.4-8).
  
  Позволительно усмотреть "Поучения Мерикара" и в качестве прототипа следующих притч: "Во множестве народа - величие царя, а при малолюдстве народа беда государства" (14.28); "При недостатке попечений падает народ, а при многих советниках (чиновниках) - благоденствует" (11.14); "Милость и истина охраняют царя, милостью он поддерживает престол свой" (20.28).
  Считается, что библейский сюжет о конфликте между Иосифом Прекрасным и женой его хозяина Потифара, восходит к древней египетской "Сказке о двух братьях", в которой жена старшего брата, после неудавшегося обольщения кра- савца и богатыря Баты, брата младшего, оклеветала его и убедила своего мужа в вероломстве и подлости Баты, жившего в их доме (8.с53; 64.с153).
  
 
 
  
  2.2 Мифология
 
  
  
   В Древнем Египте, также как в Шумере и Ханаане, каждый город, каждый ном обладал своей развитой мифопоэтической системой, повествующей о жизни и деяниях богов местного пантеона.
  Рассмотрим фрагменты некоторых вариантов древнеегипетских космогонических циклов в свете их сходства с соответствующими текстами из Танаха.
 
  По одной из версий Гермопольской ("Гермополь", греч.) легенды о сотворении мира:
Гермопольский космогонический миф

"В начале были Хаос и Бездна, Беспредельный и Беспредельная, Мрак и Тьма, Воздух и Ветер - Огдоада (Нун и Наунет (водная стихия), Ху и Хаухет (бесконечность, беспредельность в пространстве), Кук и Каукет (мрак и тьма), Амон и Амаунет (сокрытие; вероятно,- позднейшая модификация, заместившая "Воздух и Ветер, Дуновение, Дух"), четыре супружеские пары; восемь божественных стихий (отсюда и название города - "Хемену", "Восемь"), из которых возник мир. Эти пары создали свет, возложили на "Изначальный Холм" - первозданную твердь, вызванную из хаоса Нуна, водной бездны, сотворённое ими яйцо. Из этого яйца и вылупился демиург, бог солнца Хепри (бог-скарабей, олицетворяет движение Солнца), - "молодой Ра".

 

  Первые строки I главы Книги Бытия, рассказывающие о состоянии Вселенной до начала творения, близки по содержанию к приведённой версии Гермопольского космогонического мифа:
Бытие, гл. 1

"В начале... земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух (Ветер) Божий носился над водою".

 

  Нашло отражение в еврейском космогоническом мифе и древнеегипетское представление о изначальной, всепорождающей субстанции "Нун". Так, создавая мир, Элоhим, помимо прочего, сотворил и некие "загадочные существа" "эт hа таниним hа гдолим" ("эти огромные, великие, порождения"). В данном выражении (Б.Берман.Библейские смыслы) слово "танин" (ед. число от "таниним")- производное от корня "нун" - "производить, порождать потомство".
 
  Существует мнение, что "эт hа таниним hа гдолим", которые на пятый день Творения сотворены ("бара") Богом (Элоhим) в "качестве мистической основы и энергетического источника" всего царства живых существ, - Зофасимины Санху- нйатона (однако Мут не извечен, как Нун, а произведён Духом, "возлюбившим свои собственные начала").
 
   Сходен по духу с библейским и Гераклеопольский (город "Хен-Несут") миф о сотворении мира (составляет часть сочинения "Поучения Мерикара", папирус с которым хранится в Эрмитаже). Главный бог Гераклеополя, столицы XX верхне-египетского нома, - Херишеф ("Находящийся над своим озером") почитался в период расцвета его культа (IХ-Х династии) как бог-творец и царь богов:
Гераклеопольский космогонический миф

"когда он восходит, озаряется вся земля; его правое око - солнце, левое - луна (параллели к Ра); его душа- свет; из носа его исходит дуновение (дыхание), которое всему даёт жизнь" (49-2.).

 

Херишеф (бронзовая статуэтка; 11,7 см; Эрмитаж) изображался в виде идущего человека с головой барана. На его голове надет полосатый платок и убор "атеф", увенчанный диском. В правой, опущенной, руке бог, по обычаю, держал знак жизни "анх", а в левой, протянутой вперед,- посох.
 
  В тексте II главы Книги Бытия творение мира описано в несколько ином порядке и по-другому, чем ранее. В этом повествовании и в Гераклеопольской космогонии выражены сходный характер, настроение и отношение Бога к цели творения человека, в которого Он вдохнул дыхание жизни, к его нуждам и потребностям.
 
  В Гераклеопольском мифе говорится:
Гераклеопольский космогонический миф

"когда он восходит, озаряется вся земля; его правое око - солнце, левое - луна (параллели к Ра); его душа- свет; из носа его исходит дуновение (дыхание), которое всему даёт жизнь" (49-2.).

 

"Охранены люди, стадо бога; он (Хери- шеф) создал небо и землю по их (людей) желанию; он уничтожил хаос воды; он создал воздух, чтобы жили их носы. Они (люди) - его подобия, вышедшие из его тела" (84.с84). Бог Херишеф, заботливый пастырь, учёл все нужды людей, "своего стада".
 
  Библейский творец человека также позаботился и о пропитании для Адама (Быт.2.9), и об одежде, и о том, чтобы человек жил в прекрасных природных ус- ловиях (Быт. 2.8), и о том, чтобы Адам не страдал от одиночества (Быт.2.18), и о том, чтобы у него была помощница-жена. Господь (Пс.143/144.15) "Поставил его (человека) владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его".
  В тоже время, однако, благой Херишеф - "грозен он" по отношению к тем, кто злоумышляет против него, даже если это его собственные дети; беспощадно истребляет он врагов своих. В Ветхом Завете то же: "Я Господь... Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов... ненавидящих Меня" (Исх.20.5). В вопросах "страха божьего" Херишеф столь же принципиален, как и Господь Бог.
  И в Книге Бытия (версия II главы), и в Гераклеопольском мифе творения человек предстаёт как высшая цель в цепи задач, задуманных и реализованных Творцом (69.с9) на благо человека, но не как средство для облегчения участи измученных непосильным трудом богов или обработки земли (версия I главы Танаха).
 
  Примечательно, что именно в сказаниях Гераклеополя бог Сетх ("Светлейший") - герой, сподвижник бога Ра, каждодневно спасающий "солнечную барку" и мир от смертельной опасности вселенского Мрака и Хаоса.
 
  Возможно, что гиксосская пора в истории хаибири (а не только наследственные познания левитов) расширила и дополнила их шумеро-аккадские представления о сотворении человека.
  В Мемфисском ("Хат-ка-Птах") сказании, составленном ок. середины III тыс. до н.э., бог-демиург Птах (извечный, единый и единственный бог "Та-Танен, сотворивший себя сам в виде Птаха"), творил словом ("языком") и мыслью (задумывал "в сердце своём"). В мифе повествуется о том, что Создатель всего сущего "был удовлетворён, после того, как создал все вещи и все божественные слова",- т.е. Птах (Та-Танен) испытал в процессе творчества те же чувства, что и Господь Бог: "И увидел Бог, что это хорошо" (Быт.I).
 
  Гелиопольский (город "Иуну; Анну (со времён Усертасена I)", ("Обелиск"), библейский "Он") миф о сотворении мира - одна из древнейших египетских легенд подобного типа. Папирус Бреммер-Ринда с прекрасно написанным текстом этой замечательной легенды (История сотворения "А") хранится в Британском музее под номером Љ10188 (71.). Написание этого папируса датируется 311 г. до н.э., однако, его содержание восходит к "Текстам пирамид" (очевидно, что Гелиопольский миф не моложе Мемфисского сказания, см. ниже). Гелиопольская легенда о сотворении представлена в третьем из произведений, содержащихся в папирусе, и носит название "Книга познания развитий Ра и о низвержении Апопа".
 
  "Книга познания" описывает происхождение не только небес, земли и всего того, что на них, но также и самого божества - бога-творца Хепри (ипостаси "Неб -ер-чера", - перевод имени: "Владыка до самого крайнего предела"), от лица которого (Неб-ер-чера) и ведётся рассказ о творении. Характер изображения Неб-ер-чера предполагает, что он в действительности является Вечным Богом Вселенной.
 
  Примечательно, что древний Неб-ер-чер обладает всеми чертами, соотносимыми христианами, мусульманами и иудеями с современными представлениями о Всемогущем Господе (71.с14), и является предтечей монотеизма:
Книга познания

"Образ... единый, единственный, создавший всё сущее... изречением которого составились бо- ги... Ты был по бытию первым, когда ещё ничего не было" (Лейденский папирус (94.с351)).

 

Где и каким образом существовал Неб-ер-чер - не сказано. Бог представлялся невидимой, не имеющей образа; всемогущей силой, заполняющей всё пространство во все времена (Другое имя Неб-ер-чера - Та-Танен. В Мемфисском мифе - извечный, единый и единственный бог "Та-Танен сотворил себя сам в виде Птаха, а не Хепри). "Никто из богов не знает настоящего вида его... Он сокровенен... велик... непознаваем" (Лейденский папирус).
 
  Итак, в один прекрасный момент у Вездесущего Неб-ер-чера возникло желание создать мир и для этого он принял образ Хепри ("Возникший"), которому всегда в Древнем Египте, по преимуществу, отводилась роль творца. Для акта превращения Неб-ер-чер произнёс слово: "Хепри" (возникни), и "материализовался".
Книга познания

"Я произнёс устами моими имя своё, как слово власти, и тот час же я появился на свет в обличье бога Хепри... Я зародился из начальной материи" (История сотворения "В"; папирус Нес-Мену (71.))

 

. В дальнейшем, когда Неб-ер-черу что-либо требовалось, он творил словом, называя это по имени. Всемогущему Неб-ер-черу, принявшему облик Хепри, ещё предстояло создать небо и землю; однако первозданный водный Хаос, персонифицированный богом Нуном, в котором и произошла "материализация" Неб-ер-чера, уже существовал (как об этом и говорится в Гермопольском мифе или в I главе Книги Бытия).
 
  После перехода в другое качество, Неб-ер-чер (Та-Танен) вышел из пассивного, инертного, созерцательного состояния и превратился в активного творца, бога-демиурга.
Книга познания

"Я есть творец всего того, что появилось на свет; вещей же, что я сотворил, и что вышло из моего рта после того, как я сам появился на свет ("материализовался"), было великое множество. В то время ещё не было создано небо, не существовала земля и дети земли... ещё не были сотворены. Я сам поднял их из Нуна" (История сотворения "А"). "Я положил начало (вещам) в своём собственном сердце (в своём разуме)... Я обратился с заклинанием к сердцу своему... и я создал всё, что имеет форму... Я соединился со своей сжатой ладонью и заключил в объятия свою тень как жену, и я влил семя в свои уста и дал от себя начало потомству (Хепри - двуполое божество: "Я - великий Он-Она") в образе богов Шу ("Пустота, воздух; ветер; животворное дыхание) и Тефнут ("Влага")... которые породили Геба ("Земля") и Нут ("Небо"), а (те) произвели на свет Осириса, Гора Слепого, Сетха, Исиду (Эннеада - гелиопольская девятка изначальных богов) и Нефтиду ("Небт-Хат"- "Госпожа дома") в одних родах друг за другом". "Из слёз, пролившихся из моего Ока, зародились мужчины и женщины... Я сотворил ползающих созданий всякого рода (и четвероногих), и всякое создание, появившееся на свет от них (творил потомство)", (История сотворения "А").

 

Египетские источники
Библия

"Я тот, кто содеял то, что казалось мне хорошим.

Я обрёл пространство в своей воле" ("Тексты саркофагов").

 

"И увидел Бог (Элоhим), что хорошо" (Быт.1)
  В иврите многие первостепенно важные священные слова начинаются с буквы "א" ("алеф"), например: Элоhим (Бог), Адонай (Господь), отец и мать. Многие учёные и теологи полагают (88.с249), что и первый стих Книги Бытия ("Берешит" - "В начале"), текст о начале начал, должен начинаться с первой буквы алфавита "א" ("алеф"), означающей одновременно и число "один" (Ис.44.6): "Я первый, и Я последний" (аналогия с представлениями о Неб-ер-чере (Та-Танене)). И тогда при подстановке в обсуждаемом тексте перед буквой "бет" буквы "алеф" ("אבראשית" - "Ав-решит"), стих "В начале сотворил Элоhим (Бог) небо и землю" (Быт.1.1), обретает иное содержание (88.): "Отец Изначальный ("Ав-решит") сотворил Элоhим (богов), небо и землю", а это хорошо коррелируется с Гелиопольским мифом творения.
 
  Приведём мнение знатока Торы Б.Бермана, преподавателя Еврейского Университета Бар-Илан (Израиль), по поводу традиционного начала ("Берешит" - "В начале...") Книги Бытия: "Берешит поставлено в начале Книги... (поскольку) словом "Берешит" нам указано на абсолютное Начало Мира, на то, что Мир изнача- лен (имеет начало), и у него есть Творец... Слово "Берешит" указывает на существование изначального Плана, который есть действующая сила Творения" (Библейские смыслы.1997).
 
  Прежде, чем что-либо сотворить, "заложить начало (образ творения) в сердце" своём, Хепри-Неб-ер-чер советовался с богиней Маат, олицетворяющей мудрость, истину и порядок: "Я положил начало вещам по Маат",- рассказывает он.
 
  Древнеегипетское слово "маат" выражает сложное, комплексное, представление, включающее "правду" и "истину", "справедливость" и "правопорядок", "этические нормы" и "божественные установления" (31.с123), божественную мудрость и в природе, и в обществе. Маат "спустилась на землю в их (великих богов) время и сблизилась с ними". Распространение культа богини Маат относится к началу Древнего царства. В ту пору жрецами богини часто являлись судьи, брави- ровавшие своей справедливостью (54.с50). "Твори истину, и ты будешь жить долго на земле",- поучает сына Гераклеопольский царь. Все фараоны Египта стремились жить "по Маат" (в правде и мудрости).
 
   Судя по весьма эмоциональному высказыванию пророка Исайи (40.13,14) о делах Господних, он ещё что-то помнил, знал, о Гелиопольской Маат (Мудрости и Правде), советнице демиурга Хепри-Неб-ер-чера: "Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его, и наставляет на путь Правды, и учит его знанию, и указывает Ему путь Мудрости?" (Исайя 40:13).
  Буквальное толкование текста Книги Бытия (2.18): "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (в образе Нашем, как подобие Наше)", допускает предположение о чьём-то соучастии в творческом процессе творения (совет Бога с кем-то (49-1.с41)). Кроме того, слово "вайомер" в выражении "Вайомер Элоhим" (И сказал Бог) всегда означает на языке Торы, что Бог "сказал кому-то" (Б.Берман). Этот вопрос широко обсуждается в книге "Берешит рабба", где высказано мнение о существовании небесного совета ангелов, с которым Господь и советуется.
 
  В главе VIII "Книги притчей царя Соломона" конкретно говорится о том, кто помогал Господу "закладывать начало" творения мира. Рассказ, по египетской традиции, ведётся от лица самой "Мудрости и Правды" (Маат):
Библия. Притчи Соломона

"Господь имел меня началом пути Своего, прежде сотворений Своих, искони. От века я помаза- на, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовали безд- ны, когда ещё не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда Он утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав... когда пола- гал основания земли,- тогда я была при Нём художницею, и была радостью вся- кий день" (8.22-30).

 

  Этот текст Танаха о Маат является прекрасным дополнением (явно имеющим египетский прототип) к Гелиопольскому мифу творения. Как известно, священные эзотерические мифы всегда и везде являлись сокровенным жреческим знани- ем, доступным лишь для посвящённых. Столь обширные и глубокие египетские сакральные познания, вошедшие в Ветхий Завет, могли быть записаны исключи- тельно людьми, получившими специальное жреческое образование (либо их обученными прямыми потомками).
 
  В одном из еврейских мифов (99.с59) описан диалог между Господом и Правдой (Справедливостью). "Бог спросил Справедливость, которая стала Его советчицей:
  - А что, если Мне создать ещё один мир (по-видимому, уничтожив прежний, отягощённый грехами)?
  - Владыка Вселенной,- спросила она в свою очередь,- если у царя нет ни армии, ни стана, кем же он правит? И если никто не восхваляет Его, откуда Ему будет почёт?
  Бог слушал и соглашался".
 
  В "Книге притчей царя Соломона" целая глава посвящена во славу Мудрости: "Не Премудрость (Маат) ли взывает?.. Она становится на возвышенных местах, при дороге, не распутиях... у ворот... Слушайте (меня), ибо истину произнесёт язык мой (уста Маат)... все слова из уст моих справедливы... Мною начальствуют правители... все судьи земли" (Прит.8.1-30).
 
  Согласно Агаде (49-2.с460), царь Соломон, попросив руки Премудрости (Маат), дочери царя небесного (Ра-Горахте у египтян), получил в приданое весь мир (Соломон Мудрый сделался мудр, как египетский бог мудрости Тот, муж Маат).
 
  Два больших бронзовых столба восточного притвора Храма Соломона были округлены наподобие колонн Рамессеума в Фивах, с капителью, обнесённой ре- шёткой, и имели вид пучка лотосов и гранат (92.с211). Считается (91.с227), что прототипом им послужили два древнеегипетских столба, один из которых нахо-дился в Фивах ("Ивну шема", южный столб), и второй - в Гелиополисе ("Ионну"). Столбы символизировали концепцию единства в "Маат"- "равенство и справедли- вость" перед Богом.
  Позднее в Гелиопольской космогонии бог Хепри (Неб-ер-чер) отождествлялся с Атумом ("Атум" - "полный, завершённый" - заходящее, "умирающее", солн- це) и являлся его воплощением как утреннее, "рождающееся", солнце. Единый бог Атум-Хепри возглавлял гелиопольскую Эннеаду, и поэтому в некоторых Ге- лиопольских версиях творения рассказ ведётся о боге Атуме, а не о Хепри. Пер- вая твердь, которую создал Атум из хаоса Нуна - холм Бен-Бен, на котором вырос белый лотос. Бутон цветка раскрылся и из лотоса появился ребёнок - бог днев- ного, "живого", светила - великий Ра ("бог живой"). Увидев Атума и его детей, богов Эннеады, Ра заплакал от радости, его слёзы упали на землю и превратились в людей (как у Хепри).
 
  В последствии почитание Атума-Хепри было вытеснено поклонением "живому богу"- Ра, и более древний гелиопольский демиург слился с богом Ра в синкретический образ (традиционная египетская триада) "Ра-Атум-Хепри" ("Я утром - Хепри (молодой Ра), Ра - в полдень, и Атум - вечером"; (94.с180)), который и стал во главе Эннеады богов. "Ра соединён с телом его" (с телом Хепри-Неб-ер-чера), (Лейденский папирус), и отсюда Ра - бог-демиург: "он породил всё, он дал всем жизнь". Ра, уничтожив хаос и мрак, создал в мире порядок, основанный на мудро- сти, истине и справедливости ("Слава тебе, Ра, владыка правды"), воплощавшихся в его дочери Маат, постоянно находящейся в его небесной ладье ("Маат - сердце (разум) бога Ра").
 
  Для древних египтян Ра, плывущий в солнечной, ладье по небесному Нилу, в эзотерическом, глубоко таинственном, значении - есть форма божественного бытия в широком смысле (48.с86): "жив бог Ра-Горахти", "он есть", он - "бог живой", "он существует" везде и всегда; он есть и "в данную минуту", он - "бог сущий" (подобная терминология прочно связана и с Господом Богом евреев).
  Имя бога Ра в виде его эмблемы - знака (сокол (кобчик) с двойной короной), обозначающего: "Солнечный Гор" (Ра-Гор горизонта, "Сокол горизонта"; он - бог Ра-Горахти (Гархути)), стало непременно входить в титулатуру, тронные имена всех царей Египта уже при последнем фараоне III династии (48.с105). Главным богом пантеона Ра становится с возвышением V династии Древнего царства, происходящей из Гелиополя (49-2.с359). С этого времени солярный культ бога Ра обретает общеегипетский характер.
 
 
  Отправление солярного культа в Египте - явление относительно более позднее, нежели поклонение Луне, столь широко распространённое в мире в эпоху неолита. Как уже упоминалось, в религии Древнего Египта существовало предостаточно атавизмов раннеземледельческого культа великих Бога-отца и Богини-матери эры Тельца. Не только во времена первых двух династий Древнего Царст- ва царь именовался "великим тельцом" (94.с171) или носит титулы: "посвящённый быку", "могучий бык", "сын Осириса" (бога преисподней), но и при Рамсесе II (94.с352) отдавалась дань архаичной традиции: бог"Амон-Ра - телец гелиопольский... прекрасный телец Эннеады", а всеобъемлющий Ра - даже "господин новолуния" (у Ра один глаз - Солнце, а другой - Луна); в тронном имени Тутмоса III значилось: "Гор - бык могучий, воссиявший в Фивах".
 
  Фараон считался не только земным представителем лунного бога (14.с395), но его воплощением на земле. В отличие от богов Месопотамии, носивших бычьи рога на голове как признак божественности ("рога сияния"), фараоны, "земные" боги Египта, прикрепляли к своему царскому облачению бычий хвост (предполо- жительно, позднее заменённый на львиный), а на лбу (на короне) укрепляли голову кобры (бык и змея - символика Бога-отца в ипостаси неолитического бога Луны).
  В Египте, с середины III тыс. до н.э., были в ходу один государственный солнечный календарь и два религиозных - лунных (87.с193). Надписи на стенах пирамиды Сенусерта III говорят о существовании в тот период целого ряда праздников в честь Луны (14.с403). Отметим также, что число заповедей Гл.125 "Книги мёртвых", приписываемой богу Луны Тоту (42), как и количество номов в Египте (42),- явно связано с лунной символикой: 42 - это три и три раза по семь ("номы"- греческое название отдельных областей) .
 
  В пантеонах различных номов были свои лунные божества. Так, в Карнаке находился центр культа фиванского бога Луны Хонсу (Неферхотепа), сына Амона и Мут, который изображался в виде человека с головой ибиса, украшенной лунным диском. В Фивах почитался и другой бог Луны - Йах, изображаемый в виде человека с лунным диском и серпом на голове (все боги Луны отождествля- лись). Однако, в фокусе великого множества египетских преданий, восходящих к самому далёкому прошлому, заре египетской цивилизации, стоит бог Тот. Этот бог почитался во всём Египте как истинное лунное божество Джехути, отождествлявшееся в некоторых своих проявлениях с самой Луной (Тот - "владыка Луны"). В качестве божественной регулирующей силы, Тот, "владыка времени", на- блюдал за порядком астрального цикла. Он измерял время, разделяя его на меся- цы (первый из египетских месяцев носит имя "Тот"), следил за гармонией (49-2.с 521;71.с284;72.с296). Тот (Джехути) - бог мудрости (супруг Маат), изобретатель письменности и счёта, создатель магических книг и наук.
  Центр культа бога Тота - город Гермополь. По одной из древнейших версий Гермопольского мифа творения (вероятно, до времён заимствования солярного демиурга Хепри из Гелиопольского космогонического мифа) бог Луны Тот - творец, бог-демиург, создавший мир: "Сам мир возник по слову, произнесённому Тотом". На Львиных воротах древнегреческого города Микены имелась такая над-пись: "Мицмор (Мисмор), от которого произошли египтяне, был сыном Тота... Именно Тот и построил первый храм в городе Саисе" (87.с173). "Отец Тот" - форма обращения к богу в течение многих веков. Позднее Тот считался "сердцем" бога Ра и "языком" бога Птаха (сходство с Амоном).
  По свидетельству археологии и письменным источникам, религиозная революция (замена лунного культа на солнечный) была навязана народу и сопровождалась резкими проявлениями недовольства среди египтян.
 
  Заметим, что "Всемирный" потоп в Египте был инициирован богом Тотом, как Всевышним; а из всевозможных мотиваций потопов различных мифов, к библейскому наиболее близки причины, изложенные в Гл.125 "Книги мёртвых" Тота. Как писал Платон Афинский со слов египетских жрецов: "боги, творя над Землёй очищение, затопляют её водами".
 
  Отметим также, что у древних египтян обнаружен миф, подобный еврейской легенде о том, что камень, на котором стояло святилище Иерусалимского храма,- первая вещь, сотворённая Богом (99.с57).
 
  В другом мифе (99.с57) говорится, что Господь, творя мир, обнаружил Верхние Воды (мужа) и Нижние Воды (жену), слитыми в страстном объятии, и разделил их (как бог воздуха Шу разделил супругов Нут (небо) и Геба (землю)), сказав: "пусть одна половина поднимется, а другая - опустится".
  
  
Следующая страница.
  

  Список литературы

 
  1. Мифологический словарь. Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М.1991.
  2. История Древнего мира. ч1. Под ред. И.М.Дьяконова. М.1989.
  3. Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. М.1974.
  4. История Древнего Востока.ч1.Месопотамия. Под ред. И.М.Дьяконова. М.
   1993.
  5. Бибби Жд. В поисках Дильмуна. М.1984.
  6. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М.1965.
  7. Азимов Айзек. В Начале. М.1989.
  8. Поэзия и проза Древнего Востока. Общ. ред. И. Брагинского. М. 1973.
  9. Крамер Самюэль. Шумеры. М.2002.
  10. История эстетической мысли. Сб. т1. Древний мир. Средние века.
  11. Ллойд Сетон. Археология Месопотамии. М.1984.
  12. Фрезер Д.Д. Фольклёр в Ветхом Завете. М.1989.
  13. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М.1990.
  14. Церен Э. Библейские холмы. М.1966.
  15. Изакс Я. Наш народ. Бруклин.1976.
  16. Хрестоматия по истории Древнего мира. ч1. Ред. М.А.Коростовцева.
   М.1980.
  17. Рот С. История евреев с древнейших времён по шестидневную войну.
   Ж-л "Век", 3.с41. Рига.1989.
  18. Кандель Ф. Кто мы..Ж-л "Век", 3-4.с33. Рига. 1989.
  19. Мифы народов мира. т1. Под ред. С.А.Токорева. М.1987.
  20. Штайн Лотар. В чёрных шатрах бедуинов. М.1981.
  21. История лингвистических учений. Древний мир. М.1989.
  22. Источниковедение. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищева.
   М.1984.
  23. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищева. М.1988.
  24. Замаровський Войтех. Спочатку був Шумер. Киев. 1983.
  25. Эсхил. Орестея. Агамемнон. М.1961.
  26. Кленгель-Брант Эвелин. Вавилонская башня. М.1991.
  27. Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем
   Востоке. Отв. ред. И.А.Стучевский. М.1987.
  28. История Древнего Востока. Материалы по историографии. Под ред. В.И. Кузищева. М.1991.
  29. Критика иудейской религии. Отв. ред. М.М.Персиц. М.1962.
  30. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. М.1983.
  31. Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М.1986.
  32. Афанасьева В.К. Одна шумерская песня о Гильгамеше и её
   иллюстрации в глиптике. ВДИ. 1. 1961.
  33. Kramer S.N. From the Tablets of Ur. Indianapolis, Colorado. 1965, p290.
  34. Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. М.
   1981.
  35. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.1989.
  36. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.1983.
  37. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй Древнего Дву-
   речья. М.1959, с206.
  38. Лирическая поэзия Древнего Востока. М.1984, с37-38.
  39. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М.1990.
  40. Кауфман И. и др. Еврейская история и религия. Израиль. 1990.
  41. Очерки истории еврейского народа. ч1. Под ред. Ш.Эттингера. Израиль. 1990.
  42. Еврейские праздники и даты. Пурим. Под ред. рава Й.Мазора. Израиль.
   1992.
  43. Флавий Иосиф. Иудейские древности. М.1994.
  44. Библиотека Флавиана. Вып.3. М.1994. Иосиф Флавий. Против Апиона.
  45. Библиотека Флавиана. Вып.3.М.1994. С.Лурье. Антисемитизм в Древнем мире.
  46. Шомрей Эмуна. Молитвенник. Израиль. 1990.
  47. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.1992.
  48. Бругш Г. Всё о Египте. М.2000.
  49. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.1998.
  50. Финикийская мифология. Под ред. Ю.С. Довженко. С-П.1999.
  51. От начала начал. Антология. Под ред. В.К. Афанасьевой. С-П.1997.
  52. Ларичев В.Е. Мудрость змеи. Новосибирск. 1989.
  53. Дьяконов И.М. Люди города Ура. М.1990.
  54. История Древнего мира. Древний Восток. Минск.1999.
  55. Грант Майкл. История Древнего Израиля. М.1998.
  56. James E.O. The Free of Life. Leiden.1966.
  57. Голан Ариэль. Миф и символ. Иер.-М.1994.
  58. Falkenstein A.,Festschrift J. Friedrich. Heidelberg. 1959.
  59. Falkenstein A.Sumerische und akkadische Humnen und Gebete. Zurich.1953.
  60. Раввин Менахем Акоэн. Еврейские праздники. Тель-А.1975.
  61. Энциклопедия иудаизма. Меир Натив. Иер.-Тель.1983.
  62. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М.2000.
  63. Авдиев В.И. История Древнего Востока. Л.1953.
  64. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир
   Танаха.Минск.1998.
  65. Мень А. История религии. М.1994.
  66. Ранович А.Б. Очерки истории древнееврейской религии. М.1937.
  67. Gadd G.J. The Fall of Nineveh. London.1923.
  68. Kramer S.N. Sumerian mythology. Ph.1994.
  69. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.1994.
  70. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. 1976/1992.
  71. Бадж Уоллис. Легенды о египетских богах. М.1997.
  72. Хенкок Г. Ковчег Завета. М.1999.
  73. Бацалёв В., Варакин А. Тайны археологии. М.1999.
  74. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.1971.
  75. Мишна. Трактат Мегила. Иерусалим. 1994.
  76. Герасимов М.М. Палеонтологическая стоянка Мальта. С.Э. 1958, 3.
  77. Султанович Зеев. Живая связь. Еврейская история, традиции и культура.
   Тель-А.1997.
  78. Любимов Лев. Искусство Древнего мира. М.1980.
  79. Пальмов М. Идолопоклонство древних евреев. С-П. 1897.
  80. Монтэ Пьер. Египет Рамсесов. Смоленск.2000.
  81.Новомирова В. Гиксосы. Киев. 1998.
  82. Элиаде Мирче. Священные тексты народов мира. М.1998.
  83. Рак И. Легенды и мифы Древнего Египта. С-П. 1998.
  84. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М-Л.1956.
  85. Фрейд Зигмунд. Сб. "Я и Оно". Человек по имени Моисей и монотеист-
   ическая религия. М.1999.
  86. Великовский Эммануил. Эдип и Эхнатон. Ростов. 1996.
  87. Войцеховский А.И. Тайны Атлантиды. М. 2000.
  88. Конелис В.Ю. Сошедшие с небес и сотворившие людей. М.2001.
  89. Кьера Э. Они писали на глине. 1994.
  90. Элфорд Алан. Боги нового тысячелетия. М.1999.
  91. Гарднер Лоренс. Цари Грааля и потомки Адама и Евы. М.2001.
  92. Ренан Эрнест. История израильского народа. М.2001.
  93. Валлон. Рабство в Древней Греции и Риме. М-Л. 1949.
  94. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Минск. 2002.
  95. Циркин Ю.Б. От Ханаана до Карфагена. М.2001.
  96. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М. 1976.
  97. Харден Дональд. Финикийцы. М. 2002.
  98. Ситчин Захария. Война богов и людей. М.2000.
  99. Грейвс Роберт. Иудейские мифы. М.2002.
  100. Тёмкин Э.Н. Мифы Древней Индии. М.1985.
  101. Уайт Елена. Патриархи и пророки. И-во "Источник жизни". 1994.
  102. Зильберман Михаил. Гнев Энлиля. Израйль. 1999.
  103. Зильберман Михаэль. Отцы Авраама. Тель-Авив. 1996.
  104. Мерперт Николай. Очерки археологии библейских стран. М.2000.
  105. Зубов А.Б. История редигий. Кн.1. М.1997.
  106. Циркин Ю.Б. Мифы Угарита и Финикии. М.2003.
  107. Грей Джон. Ханаанцы. М.2003.

 

 

  
 

 

Обсудить на форуме

Адрес почты редактора: s t o p a n g i n @ r а m b l e r . r u  

Счетчик установлен 17 марта 2008

Используются технологии uCoz