-
Развитие культа Атона
.........-
возвышение Амона
.........-
объединение культов Ра и Атона
.........-
курс на единобожие
.........-
Амон - милосердный бог.........
.........-
в конце веков мир исчезнет
..........-
избегание загробной темы Эхнатоном. Атон - "бог живой"
.........-
запрет Эхнатоном падать ниц перед фараоном. Можно только перед
богом
.........-
существует только бог Атон. Запрет изображения (он не имеет формы)
.........-
социальная справедливость и порядок в учении Эхнатона.........
.........-
иноземцы - такие же дети общего, единого, вселенского бога.
.........-
перечень свойств бога Атона - образ "живого" божества
.........-
общность воззрений эхнатонизма и доиудаистического ветхозаветного
моизма
.........-
сходство Иерусалимского храма с египетскими
.........-
концепция Эхнатона в вопросе жертвоприношений. Пророк Иеремия.........
........
Книга IV. Исход евреев из Египта.
-
-
Содержание
-
- Гл. 1. Некоторые
обычаи египтян у ветхозаветных евреев.
Гл. 2. Литература
и мифология Египта в Ветхом Завете
Гл. 3. Учение
Эхнатона и Ветхий Завет
Гл. 4. Религиозная
реформа Эхнатона
Гл. 5. Моисей
Гл. 6. Моисей
и учение Эхнатона
Гл. 7. Моисей-
царедворец Эхнатона
Гл. 8. Моисей
и гора Синай
Гл. 9. Атрибуты
культовой практики египтян у евреев
Гл. 10. Десять
заповедей
Гл. 11. Левиты
- каста служителей культа.
Гл. 12. Феномен
"Золотой телец"
Гл. 13. Исход
евреев из Египта
Гл. 14. Палестинские
сирийцы
-
-
-
-
-
-
-
3.
Учение Эхнатона и Ветхий Завет.
- "Эхнатон - первый... религиозный гений в истории".
- Академик Тураев
- В конце XVI в. до н.э. фиванка Хатшепсут отказалась
от прежней традиции фараонов именовать себя сынами бога Ра и
объявила, что её отец - бог Амон. В эпоху XVIII династии бог
Амон и приобретает статус главного национального божества Египта.
-
- Первоначально Амон ("сокрытый, потаённый") не
являлся солярным божеством и был близок фиванскому богу войны
Монту, считавшемуся при фараонах ХI династии одним из главных
богов пантеона. Довольно часто Амон изображался в виде человека
с головой барана, в короне с двумя высокими перьями и солнечным
диском, заимствованными у Монту (49-1.с70). Основатель ХII династии,
фиванец Аменемхет I, немало сделал для распространения культа
нового государ- ственного бога Амона, возможно, бога-покровителя
рода этого фараона. Не исключено, что помимо политических соображений,
взлёт культа бога Амона связан с окончанием эпохи Тельца и с
наступлением эры Овна (в 2330 г. до н.э.).
-
- Для
придания большей значимости новому богу, Амона отождествили
с прежним государственным богом - Ра, который слился с Амоном
в образе "Амон-Ра-Монту". Его идентифицировали и с другими великими
богами Египта и объявили древнейшим из богов обеих земель. В
соответствии с этим и Фивы, город Амона ("Амон-Ра... глава Фив"),
приобрёл статус древнейшего из городов, а его воды и суша -
первозданными. Центром почитания Амона-Ра сделался грандиозный
храм в Карнаке (ок. 2000 г. до н.э.), позволивший Фивам считаться
новым Гелиополем: "О Ра, которому мы молимся в Карнаке, великий
в Доме обелисков, гелиополи- танец... царь и владыка всех богов,
сокол, глава всех людей, прячущий (сокрывающий)... своё истинное
имя в имени Амон" (69.с12). Сотни жрецов обслуживали храм (храмы
в Луксоре и в Карнаке соединялись аллеей сфинксов).
-
- Согласно Фиванского сказания о сотворении мира,
Амон - "искони первый по бытию, он существовал изначально...
Не было бога до него. Он - бог... создав- ший себя сам", ибо
"сам Ра соединён с телом его"; "он - Атум... будучи одним те-
лом с ним"; "тело его - Птах"; "его называют Та-Таненом-Амоном
("сокрытым" по имени; вероятно, сокровенное имя "Неб-ер-чер"
сделалось запретным), вышедшим из (водного хаоса) Нун".
-
- Как
отмечал известный египтолог начала ХХ века Уоллес Бадж: "С древнейших
времён одна из сильнейших тенденций развития египетской религии
была в направлении единобожия" (71.).
|
"Я создал свои члены в своей славе...
Начало существовать моё имя" (82.с31). Бог явился
в облике прекрасного нильского гуся. И раздался среди
безмолвия его голос, голос великого Гоготуна. И стал
он дыханием жизни всего сущего. Ведь имя его - жизнь.
Из уст его появились боги, а из глаз - люди.
|
|
- Для
бога Амона все люди равны: он внимает каждому, "кто взывает
к нему", он - "слушающий бедного, который в утеснении; избавляющий
боязливого от надменного; рассуждающий убогого с богатым" (94.).
Его называли: "Визирь для бедных" (49.). "Для любящего его -
Нил (благодати)".
-
- Итак, мудрый, всеведущий бог Амон-Ра, готовый
протянуть руку помощи каждому, кто верует в него, традиционен,
близок и понятен простому народу Египта.
-
- Учение фараона Аменхотепа1V Эхнатона (1375-1358
гг. до н.э.) запечатлелось в его речах и гимнах, а также в молитвах
его близких и сановников.
-
- В эпоху Эхнатона бог Атон изображался как дневной
солнечный диск ("бог живой" Ра-Горахте) с исходящими от него
двенадцатью световыми лучами-рука- ми (ипостась бога Шу), четыре
из которых (небесное сакральное число) держали в ладонях анхи
("анх"- древнеегипетский крест,- символ божественного животворного
дыхания, жизненной силы и возрождения).
-
- Условное древнеегипетское произношение термина
"Атон" должно было звучать (2.с283) как "Итен", а в более глубокой
древности - как "Йати, Йот". Этот термин, в буквальном переводе,
означает "диск Солнца".
-
- Впервые Атон представлен в качестве "полного"
бога Солнца в текстах эпохи Аменхотепа III (49-1.с122), отца
Эхнатона, конфликтующего с Фиванским жречеством. Примечательно,
что роскошная барка, в которой Аменхотеп III вместе с супругой
Тийе совершал увеселительные прогулки, именовалась "Великолепие
Атона (Сияние Йота)". В неизданных текстах гробницы Љ 46
в Фивах эпохи Аменхотепа III упоминается титул погребенного:
"управляющий домом (дворцом) Йота" (96.c31.), т.е. при фараоне
Аменхотепе III в Фивах функционировал храм бога Атона (Йота).
-
- Ранее же Атон - одна из древних гелиопольских
форм существования богов Солнца: "Атум в своём Атоне (солнечном
диске)", "тело Ра - Атон (диск Солнца)". Восприятие бога Атона
египтянами в предамарнский период было обычным, общепринятым
при обращении к богам (молитва художника при жертвоприношении
умершему, "Камень Васали" (48.с328)): "да явится душа твоя,
да живёт тело твоё, да ступает нога твоя".
-
- В
эпоху Среднего Царства ("Тексты саркофагов") Атон мог являться
и ипостасью верховного солнечного бога-демиурга (Хепри, Ра-Атума,):
"Я, Атон, творец Старших богов, я дал жизнь Шу". Приведём
весьма интересный диалог из "Книги Мёртвых" (Гл.175), в котором
описывается, как убитый Сетхом Осирис, попав в безотрадную и
угрюмую преисподнюю, оплакивает себя и взывает об участии к
верховному богу (82.с32).
|
Осирис. О Атон! Что за пустынное место,
в которое я попал? В нём нет воды, в нём нет воздуха,
его глубину не измерить; оно черно как самая чёрная
ночь (здесь Аменти похоже на Кур или Шеол). Атон.
Живи с миром в сердце, я позаботился об освещении (воздухе,
воде, хлебе и пиве для Осириса)... Я не позволю тебе
страдать. Осирис. Но все другие боги имеют
своё место в "Лодке миллионов лет". Атон.
Твоё место теперь принадлежит твоему сыну Гору (Хору).
Осирис. Но как долго буду я жить? Атон.
Ты будешь жить дольше миллионов лет... но в конце я
уничтожу всё, что создал, земля снова станет частью
изначального хаоса, как бездна вод в её исконном состоянии.
Тогда я (Неб-ер-чер - Та-Танен) буду тем, кто останется.
|
|
-
-
|
"И после того, как всё исчезнет,
Он один будет царствовать" (Из еврейской молитвы (46.с7)).
"Ты (Господь), чьи годы во веки веков. Некогда основал
Ты землю и небеса... Они сгинут... Ты переменишь их...
А Ты - тот же, и годы Твои не окончатся" (Пс.101/102.26-29)
|
|
- Отметим, что в шумеро-аккадской мифологии подобные представления
не обнаруживаются, хотя и изначальное состояние Вселенной -
мрак и водный хаос (как и в Танахе).
-
- Синкретизирующая
направленность религиозного мышления египтян обусловила слияние
образа Ра с представлениями об иных небесных богах, и, в частности,
с Хорахути (Горахте),- богом горизонтов запада и востока (со
времён ХIII династии), богом утреннего, нарождающегося солнца
(в первой половине II тыс. до н.э. Гор был объявлен "внуком
Ра", "спутником Ра" и самим Ра, выросшим из Гора); а также и
к слиянию с богом Шу ("пустота, воздух; ветер, животворное дыхание"),
одной из форм бытия (ипостасью) которого считался солнечный
свет. Шу (гелиопольский бог) отождествлялся (в обличье льва)
и с одним из богов пары Рути, которым принадлежали утренняя
и вечерняя солнечные ладьи.
-
- И все эти ипостаси "унаследовал" Атон, триединый
бог, в образе которого сплавлены исходные божественные сущности:
"Жив бог Ра-Горахте, ликующий на небосводе, в имени его имя
Шу, он (Ра-Горахте-Шу) и есть Атон" (Из "Гимна богу Атону").
-
- Учение
Эхнатона (эхнатонизм) по-видимому, не внесло никаких серьёзных
корректив ни в восприятие загробного мира, ни в похоронную практику.
Египтолог Вейнгаль по этому поводу писал (The Life and Times
of Ikhnaton.1923, p.121), что Эхнатон ничего не хотел знать
о преисподней, против ужасов которой нужно было защищаться посредством
бесчисленных магических заклинаний. Он многие годы болел, и,
будучи суеверным, как все люди Древнего мира, боялся смерти
и не хотел вспоминать о ней.
- Даже упоминания об Осирисе не обнаружено в каких-либо
текстах, касающихся Эхнатона. Возможно, сам по себе образ Осириса
удовлетворял царя-реформатора, так как "его таинства никто не
может видеть, никто не может объяснить, ибо никто не знает его
(Осириса) формы, образа" (48.с301). Однако, поскольку Атон есть
Ра-Горахте-Шу - "бог живой", а Осирис же - "бог мёртвый", Эхнатон,
как религиозный теоретик, быть может, испытывал затруднения
с включением образа Осириса в своё учение. И Осирис, весьма
популярный бог среди египтян, "функционировал по умолчанию",
ибо люди умирали, а традиционная похоронная практика соблюдалась
всегда. На то, что вера в загробную жизнь осталась без измнений,
указывает последняя фраза посвятительной надписи Эхнатона на
посмертной скульптуре Нефертити: "Пусть живёт вечно". В гробнице,
подготовленной для Эхнатона, найдены куски статуэток "ушебти"
(слуг, обслуживающих умерше- го в загробном мире); однако, и
на них, вместо цитат из магической Гл.6 "Книги мёртвых", начертана
обращённая к Атону заупокойная формула (94.с305).
-
-
Однажды (14.с416), в одной из своих публичных проповедей, Эхнатон
произнес: "Пусть будем все мы едины перед смертью, которая одинакова
для всех", и запретил народу падать пред ним, фараоном, на колени.
Помимо этого, вместо слова "бог" в титулатуре Эхнатона стали
употреблять повсеместно "властитель" или "владыка обеих земель",
"добрый властитель".
-
- "Падать ниц" или становиться на колени евреям
позволительно лишь перед Богом, в остальных же случаях (в том
числе и перед своим царём) - возбраняется (так, несмотря на
угрозу смерти, Мордехай отказался стать на колени перед Аманом).
-
- Концепцию
своего учения Эхнатон неоднократно излагал перед народным собранием
в Фивах (14.с416):
|
Проповедь
единобожия Эхнатоном
|
|
"Мужи Фив! Наш народ служил многим богам
и молился владыке над богами - Амону... Отвернитесь
от культа (многих) богов... Существует только один бог,
который стоит над всеми и который властвует над нашей
судьбой. Наш бог - Атон! Бог - Солнце, само Солнце,
которое всё создало".
|
|
-
- Солнечный диск с лучами - единственное визуальное
воплощение образности "истинного бога" Эхнатона, в принципе
отрицаемое его учением, согласно которому истинный бог не имеет
формы: Эхнатон запретил даже изображать каких-либо богов.
|
Израильский
текст: Второзаконие
|
|
"Твёрдо держите в душах ваших, что вы
не видели никакого образа" (Втор.4.12-16).
|
|
"Атон" - это не просто диск Солнца в прямом физическом смысле,
но эмблема животворящей "силы, стоящей за ним", некой высшей
субстанции, воплотившей в себя божественное бытиё и дееспособность.
Солнечный диск с лучами-руками в представлении Эхнатона - "Атон
живой... Владыка всего, что обегает диск Солнца... Ты сияешь,
как солнечный диск" (Из гимна), т.е. это - метафора (дань традиции):
Всевышний - "как солнечный диск" лишь по степени боже- ственного
сияния и сравнительным визуальным небесным размерам; но который
(диск Солнца) и сам-то движется по воле "Владыки всего". Подобно
предтече Неб -ер-черу, не имеющему образа, Атон является невидимой
всемогущей силой, за- полняющей всё мировое пространство. Он
постоянно присутствует в каждом эле- менте природы, в каждом
предмете и живом существе (49-1.с122). Солнечный (и не только)
бог Атон - "един, единственен" как Неб-ер-чер, и также непознаваем.
-
- И лишь ему, Эхнатону, единственному и любимому
сыну своему, бог Атон дал возможность познать себя и постигнуть
предначертания и мощь свою: "Нет никого, кто знает тебя,
кроме твоего сына Эхнатона,- ты посвятил его в свои пре- дначертания
и в свою силу... Я (Эхнатон) - твой сын, угодный тебе, возносящий
имя твоё... который явился прямо из твоего лимба... прямо от
плоти твоей. Твоя сила и величие запечатлены в моём сердце".
В панегирике Эхнатону один царедворец писал: "Ты принадлежишь
вечности, как Атон; прекрасен, как Атон, который дал жизнь Неферкхеперуда
(тронное имя Эхнатона) и человеческим поколениям". Надпись
на саркофаге Эхнатона гласит (14.с420):
Надпись
на саркофаге Эхнатона
|
Израильские
тексты
|
|
"Властелин, единстенный избранник Ра, царь...
живущий в правде... Прекрасное дитя живого Атона
("Ты - живое воплощение Атона"), имя которого
будет жить всегда и вечно".
|
"Он
(Господь, "Шем") был (жил), и Он есть
(жив), и Он будет (жить)..." (из еврейской молитвы
(46.с7)) |
|
- Дань традиции неистребима: каждый фараон - сын
того или иного бога. В том, что фараон действительно сын бога
и бог, египтяне усматривали истину, которая постоянно подпитывалась
различными предсказаниями, пророческими снами и легендами. Так,
текст и изображение в Луксоре повествуют о том, как бог Амон,
приняв образ фараона Тутмоса IV, проник в покои царицы, его
супруги, ко- торая возликовала при виде неописуемой красоты
бога и родила ему сына, буду- щего царя Аменхотепа III. Обычно
египтянин, поклоняясь своему фараону, называл его, помимо "Пер-ао",
также и "Неб-Нутер" - "Господин бог".
- Стержневой
в учении Эхнатона была идея о "жизни по Маат" (жизнь по правде),-
и не только в условиях божественно мудро упорядоченного устройства
мира, но и при обязательном соблюдении людьми социальной справедливости
и правопорядка.
|
Текст
из египетской гробницы Эйе
|
|
"Владыка (Атон)... предписывающий... обязанности
(сыну) своему, возлюбленному (Эхнатону), сердце которого
удовлетворяется правдой и для которого мерзость - неправда"
(текст из гробницы Эйе, царедворца Эхнатона (94. с304)).
|
|
- Тот же подход наблюдается в Ветхом Завете, (Исх.8.13,19,23;
Втор.25.16; Пс. 10;50; 88):
|
"Мерзок пред Господом Богом... всякий,
делающий неправду", или "Я Господь, изрекающий правду,
открывающий истину", или "Правосудие и правота - основание
престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом
твоим"; и в Молитвеннике (46.с5), например: "И обручу
тебя Мне в правду и в правосудие".
|
|
- Почти
в полной сохранности дошёл до нашего времени "Большой гимн богу
солнца Атону", найденный при раскопках Ахет-Атона (Телль-Эль-Амарна).
Гимн носит общечеловеческий характер (94.): в нём нет ничего
специфически египетского, и даже при перечислении стран, созданных
богом, Египет поставлен на последнее место. Согласно гимну,
иноземцы - не люди низшего сорта (согласно египетской традиции),
но такие же дети общего, единого, вселенского бога, несходные
с египтянами лишь языком и цветом кожи по его воле. Приведём
отрывки из этого гимна (8.с68).
|
Большой
гимн богу солнца Атону
|
|
"Прославляем бога по имени
его... Да живёт он во веки веков... Владыка неба и Владыка
земли... Ты сияешь на склоне (горизонте) неба, диск
живой, начало жизни!.. Ты прекрасен, велик, светозарен!..
Лучи твои объемлют все страны до пределов того, что
создано тобою... Ты - Ра, ты достигаешь пределов...
Ты далёк, но лучи твои на земле... Ты сияешь, как солнечный
диск... Обе Земли (Верхний и Нижний Египет) просыпаются,
ликуя... Ты разбудил их... (Радуется всё живое)... Ты
сотворяешь семя в мужчине, ты даёшь жизнь сыну во чреве
матери... ты питаешь его... ты даруешь дыхание тому,
что сотворил... бог единственный, нет друго- го, кроме
тебя! Ты был один - и сотворил землю по желанию сердца
твоего, зем- лю с людьми, скотом и всем живым... Чужеземные
страны, Сирия, Куш, Египет - каждому человеку отведено
тобою место его... Языки людей различаются меж собою,
не схожи и образы их, и цвет кожи их, ибо отличил ты
одну страну от дру- гой... Ты даровал им (людям) жизнь,
сотворив их для себя, о всеобщий Владыка, утомлённый
трудами своими... Владыка всех земель (стран), восходящий
ради них, диск Солнца дневного ("живого"), великий,
почитаемый! Все чужеземные, далёкие страны созданы тобою
и живут милостью твоею... Ты даровал небесам их Нил,
чтобы падал он наземь (в виде дождя, который) напоит
поле каждого в мес- тности его... Лучи твои кормят все
пашни... Как прекрасны предначертания твои, Владыка
вечности!.. Ты установил ход времени, чтобы вновь и
вновь рождалось сотворённое тобою... Ты единственный,
ты восходишь в образе своём, Атон жи-вой, сияющий...
далёкий и близкий! Из себя единого творишь ты миллионы
образов своих".
|
|
-
- При изучении "Гимна Атону" обнаруживаются близкие
эмоциональные и текстуальные совпадения некоторых его стихов
с рядом Псалмов. Многие учёные предполагают, что этот гимн послужил
им прототипом.
|
"Истомилась душа моя... сердце
моё и плоть моя восторгаются к Богу живо- му... Господь
Бог есть солнце (и щит)" (Пс.83). "Элоhим!.. у тебя
источник жизни, в свете Твоём мы видим свет. Устреми
же милость Твою к знающим Тебя (подобно Эхнатону каждый
иудей - истинный сын своего Господа) и правду Твою к
тем, кто правдив сердцем" (из молитвы (46.с4)). Выражение
"Бог живой" ("Эло- hим חי" - "Жив
Элоhим") встречается в Ветхом Завете и Молитвеннике
("царь живой"(46.)) множество раз, например, в (Иис.Н.3.10):
"среди вас есть Бог жи- вой". Господь Бог также поименован
как "Владыка вечности" (49-1.с507)
|
|
-
-
Гимн
Атону
|
Псалмы
Израиля
|
|
Ты заходишь и земля во мраке... Лев выходит из своего
логова... Озаряется земля, когда ты восходишь... обе
земли просыпаются, поднима- ются на ноги... И трудятся
они, выполняя свои работы... О сколь многочисленно
творимое тобою... Скот радуется на лугах своих, деревья
и травы зеленеют... Все животные... всё крылатое...
все оживают, когда озаришь ты их сиянием своим. Корабли
плывут... все пути открыты, когда ты сияешь. Рыбы
в реке резвятся... Ты создаёшь всё, что потребно им.
У каждого своя пища, и каждому отмерено время жизни
его.
|
Псалом Господу. Ты простираешь тьму, и наступает ночь,
бродят тогда все звери лесные. Львы рычат о добыче...
Взойдёт солнце - выходит человек для тру-да своего и
для работы своей,- до вечера. Как многочисленны дела
Твои, Гос- поди! Ты полна, земля, созданиями Твоими.
Вот море - великое и обширное, там пресмыкающиеся, которым
нет числа, животные малые и большие; там корабли плывут,
левиафан... резвится в нём. Все они на тебя надеются,
что дашь им пищу во время своё (Пс.103/104).
Псалом Господу. Да веселятся небеса, и да торжествует
земля; да шумит море.. Да радуется поле и всё, что на
нём; и да ликуют все дерева дубравные пред лицом Господа...
О имени твоём радуются весь день (Пс.88.17).
|
-
-
- Приведём отрывок (49.с331) из молитвы царицы Нефертити,
главной жены фараона Аменхотепа1V Эхнатона:
отрывок
из молитвы царицы Нефертити
|
Израильские
тексты: Псалмы
|
|
"О Атон, о ты, живой бог! Нет другого, кроме
тебя!.. Восходишь ты... чтобы изливать жизнь
всему, что ты сотворил: людям, четвероногим,
птицам и всем (пресмыкающимся) на земле, где
они живут".
|
Псалом
Господу. Господи! милость Твоя до небес, истина
Твоя до облаков! Правда Твоя, как горы Божии, и
судьбы Твои - бездна великая! Человеков и скотов
хранишь Ты, Господи! Как драгоценна милость Твоя,
Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны:
насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей
Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни;
во свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою
к знающим Тебя (Пс.35.6-11) |
|
- .
-
- Как писал священник Александр Мень (65.с43): "И
всё же Эхнатон не может не быть нам дорог как человек... ощутивший
живое дыхание Единого".
-
- Итак,
Всевышний (Атон, представляющий собой синкретический сплав богов
Ра, Горахте и Шу в единый образ триединого бога) учения Эхнатона
являет собой следующий образ "живого" божества:
-
- 1. "Бог единый, единственный... нет другого,
кроме тебя".
-
- 2. Бог "далёкий и близкий". Вездесущ; образа
не имеет (хотя Атон и сопоставлялся (сравнивался) с диском
Солнца с руками-лучами).
-
- 3. Владыка вечности; существовал изначально.
-
- 4. Бог-демиург, творил словом "по желанию своему".
-
- 5. Творец Вселенной, богов, земли и неба, установивший
ход времён.
-
- 6. Устроитель миропорядка во Вселенной и на
земле (в том числе социальн- ых законов для всех народов и
стран, "что обегает диск солнца").
-
- 7. Творец и благодетель всего живого, "дарует
дыхание тому, что сотворил", заботится о продолжении рода
всех и каждого (творит жизнь непрерывно и пос- тоянно), отмеряет
время жизни.
-
- 8. Всеобщий Владыка (и царь), носитель высшей
справедливости и правопо- рядка.
-
- 9. Милосерден и милостив, воплощение доброты
(не суров, но строг).
-
- 10. Отправление культа разработано хорошо.
- Черты единого, вселенского, вневременного и абстрактного
космического божества, каким являлся Неб-ер-чер до его превращения
в Хепри, и которые лишь проступали в догматике Ра-Горахте или
Амона, были, практически, реставрированы Эхнатоном и вновь достигли
полного выражения в культе нового синкретического бога Атона.
-
- Сопоставление
приведённого перечня с "Тринадцатью основами веры" ("Игдаль")
евреев (46.с6) выявляет общность воззрений эхнатонизма и доиудаистического
ветхозаветного монотеизма (мозаизма) по многим концептуальным
позициям.
-
- Яркий свет на истоки и сущность некоторых аспектов
учения пророка Моисея (мозаизма) проливает сравнение "Гимна
богу Атону" с фрагментом текста отлучения Баруха Спинозы (1547
год, Венеция), проклинающего его (Спинозу) "именем Сандальфона,
слившегося с творцом Вселенной... именем таинственного Шем hа-Мефореша
("Его светлое (ясное) имя", ивр.), начертанного на скрижалях;
именем божьей колесницы, святых зверей" (29.с29). Имя "Шем-Га-мфорогп"
(Шем-ha-М(е)фор(огп)), как имя Божие, приведено (произнесено)
и в древнееврейском мифе о падшем ангеле Шемхазее.
-
- При сопоставлении текстов выявляется почти дословное
совпадение в той ча- сти формулировок, где упоминается о Божьем
имени.
Гимн
богу Атону
|
Текст
отлучения Спинозы
|
|
"В имени его имя Шу", где "имя Шу", егип., буквально
оз- начает - "имя - свет".
|
"Имя таинственного... Шем hа-Мефореш",
где "Шем", ивр.- "имя", а "Мефореш"-
может означать "свет".
|
-
- И тогда Шем hа-Мефореш ("Имя - свет")- бог света,
животворного дыхания, воздуха и ветра, крылатый бог Шу (Господь
Бог "и понёсся на крыльях ветра" (Пс.17.11) или "делаешь облака
Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра (Пс.103.3)).
-
- С точки зрения учения Эхнатона, творец Вселенной
- бог Ра. Бог Сандальфон (Сандальтон,- имя (словосочетание)
явно египетское), "слившийся с творцом Вселенной" богом Ра (в
единое имя Ра-Горахте)- бог Гор.
-
- Совершенно очевидно, что в монотеистическом (иудейском)
тексте отлучения Спинозы определённо говорится о триедином боге
(имя которого начертано на скрижалях), но не о трёх различных
именах Бога. На это указывает "Сефер Ецира" ("Книга
Создания", приписываемая праотцу Аврааму.
-
- В "Книге Создания" повествуется: и "избрал
(сам Бог Цаваот; ч.1,миш.1) три простые буквы тайной... Алеф,
Мем, Шин. Утвердил их в Его великом имени" (ч1,миш.13).
Таким образом, великое имя Всевышнего, начертанное на скрижа-
лях, сокрыто (зашифровано) буквами: "א-ש-מ"
("Три праматери: "Мем" молчащая, "Шин"
свистящая, "Алеф"- воздух, дух, (а также закон; ч.10,
миш.2), склоняющийся между ними").
-
- Очевидно, что имени - "Творец Вселенной"
(первоначально бог Ра) вполне может быть поставлена в соответствие
буква "Алеф" (телец), отвечающая цифре 1 (первый),
как символизирующая имя "Йаhуе" Всевышнего (об этом
имени зашифрованно говорится далее по тексту той же мишны; "יהו"-
часть этого наиме- нования). И если букве "Мем" отвечает
имя "Мефореш" (бог Шу); то букве "Шин, син",
- имя "Сандальфон" (бог Горахте).
-
- "Божья колесница" это, видимо,- солнечная ладья
бога Ра, а "святые звери"- боги-охранители Ра - Сетх в обличье
осла; и Шу в ипостаси бога-воителя Инхара и в обличье льва,
спутники Ра (керубы Ковчега завета; см. ниже).
-
- По мнению некоторых историков, и в частности,
У.Олбрайта, можно проследить влияние религиозно-культовых тенденций
времён Эхнатона на монотеистические идеи Моисея (70-3.с69).
Возможно, З.Фрейд (85.с933) был первым, кто высказал гипотезу
о "зависимости еврейского монотеизма от монотеистического
эпизода египетской истории". И действительно, при сравнении
Ветхого Завета с эзотерическими египетскими текстами, обнаруживается
не просто знакомство, но глубокое знание не только учения Эхнатона,
но и многих других египетских религиозных концепций и воззрений.
-
- Отправление
культа в Египте, как и везде на Древнем Востоке, состояло из
жертвоприношений, молитв, жертвенных трапез и религиозных процессий.
И в египетском храме само здание, его двор и ограда, окружающая
здание, имели священное значение. Однако у египтян в храме никогда
не проводилось общественного богослужения, а в его дворе никогда
не собирался народ для молитвы и процессий. В храм (дом бога)
не допускался никто, кроме жрецов и царей с их свитой (47.с42).
-
- Богослужение у ханаанеев проводилось внутри храма
(в переднем отделении), которое, могло вмещать до 50 тысяч человек,
тогда как служение у израильтян проходило вне храма.
-
- При строительстве египетских храмов, по большей
части, преобладала прямоугольная планировка. Так, главная ось
храма бога Амона-Ра в Карнаке, повторяя движение солнца, была
направлена с востока на запад, перпендикулярная ей ось - с юга
на север. Отметим, что и Иерусалимский храм был в плане прямоугольным
и тоже сориентирован по сторонам света: с востока на запад он
имел большую длину, чем с севера на юг.
-
- О
характере жертвоприношений в Египте существует достаточно достоверных
древних свидетельств. Так, надпись царя Ханну (Х1 династия)
рассказывает: "И я совершил великое жертвоприношение быков,
коров и коз". Во времена Х1Х династии в Мемфисе, в храме Птаха,
были принесены в жертву тельцы (быки) и "запах тука их доходит
до неба". Фараон Пианки (ХХ династия), прежде, чем вой- ти самому
в храм бога Ра в Гелиополе, "принёс великое жертвоприношение
пред лицом восходящего утреннего солнца (Атум-Ра); и жертва
состояла из белых бы- ков, молока, бальзама, ладана и других
благоухающих деревьев" (48.с135,143, 402). Геродот (2.41,42)
писал: "Чистых быков и телят египтяне приносят в жертву повсюду";
а в Фиванском номе, например, "не едят баранины (символ Амона),
но приносят в жертву коз... Напротив, египтяне, принадлежащие
к храмовому округу Мендеса, не употребляют в пищу козьего мяса,
но приносят в жертву овец". В жертву Осирису и Исиде приносились
свиньи. Практиковались и хлебные жертвы. Жертвоприношения могли
заканчиваться жертвенными трапезами.
-
- Однако сохранились и примеры жертвоприношений
совершенно иного рода. Так, Фараон Тутмос 1V, на холме (высоте)
близ храма Сокара, принёс в жертву богу Хормаху (Гор в световом
круге,- солнце, стоящее в зените) цветочные семена (48.с312).
На одной из картин на храмовой стене изображён царь, совершаю-
щий жертвоприношение, которое состояло из плодов, цветов и разных
предметов (и эмблем), (48.с43).
-
- Концепция Эхнатона в вопросе жертвоприношений
изложена им в одной из его проповедей (14.с416): "Мужи Фив!..
Я объясню вам, что не существует бога, который хотел бы, чтобы
его прославляли кровью и жертвами (животных). Отвернитесь от
культа (таких) богов". Этот догмат веры проиллюстрирован Ветхим
Заветом (Иер.7.22):
|
Израильские
тексты: пророк Иеремия
|
|
"отцам вашим Я... не давал заповеди в тот день, в
который Я вывел их (из Египта)... о всесожжении (жертвенного
животного) и жертве (избранных частей животных и их
крови)". (Иер.7.22)
|
|
-
- В храме Атона в Ахет-Атоне, на его открытых дворах,
высились огневые жертвенники (столбы пламени) в честь бога Солнца.
Громадные алтари и сосуды для жертвоприношений Атону заполнялись
лишь цветами и фруктами (14.).
-
- Эхнатон, в нарушение всяких традиций, издал указ,
разрешающий женщинам быть жрицами. Жрицами стали Нефертити (есть
свидетельства, что Нефертити руководила вечерней службой в храме
Атона в Ахет-Атоне) и, видимо, Мери-та-Атон (Мери-Атон (48.)),
старшая дочь фараона. Эхнатон сам ездил по всему Египту на золотой,
солнечной, колеснице и проповедовал своё учение.
-
- Существует мнение (например, (71.)), что Эхнатон
жил до воцарения какое-то время у своих хурритских родственников
в Митанни, где и познакомился с культурой и обычаями митаннийцев.
- Как известно, дед Эхнатона Тутмос1V был женат
на митаннийской принцес- се, дочери Артадамы I. Одной из жён
отца Эхнатона - Аменхотепа III, была хур- ритка Гилухена, дочь
царя Митанни Сатарны (27.с64; 94.с289). В свою очередь, Тушратта,
сын Сатарны, отдал свою дочь Эхнатону.
-
- Установлено (2.с186;54.с384), что многие цари
Митанни носили индоарийские имена наряду со вторыми, хурритскими,
и поклонялись в числе прочих таким ведическим богам, как Индра
или Варуна.
-
- Уоллес Бадж, сравнивая гимны Эхнатона с Ведами,
пришёл к выводу о связи происхождения образа Атона, - Солнца
с руками-лучами, со сходной идеей в изо- бражении ведического
бога Солнца Савитара (Сурьи) с длинными золотыми рука- ми. "Золотой"
Савитар - "широкорукий", он "простирает руки и даёт свет" (49-2.
с395;100.). В "Махабхарате" и "Пуранах" Савитар изображён одноруким.
Индий- ская традиция рассматривает Савитара как образ бога восходящего
и заходящего солнца (аналогия с Атум-Хепри). В "Ригведе" Савитару
посвящено одиннадцать гимнов, сопоставление которых с гимнами
Эхнатона выявляет дополнительный ряд элементов сходства образов
божеств. Так, "мудрейший из мудрых", Савитар ("Порождающий")
- может принимать любые формы и образы. Он - "господин творения
и господин мира". Савитар заполняет собой всё воздушное пространство
и мир, членит время. Ему подчиняются Солнце и Ветер, он удерживает
Небо и указывает путь водам. Савитар пробуждает по утрам весь
мир и богов. Солнечный бог охраняет людей, даёт им силу, определяет
(назначает) жизненный срок, забирает грехи и изгоняет болезни.
- Весьма возможно, что Эхнатон-поэт, будучи юношей,
испытал глубокое впечатление от богатства и красочности образов
древнеиндийской литературы и мифологии.
- Отметим также, что среди воспитателей будущего
фараона был и критянин.
Следущая страница.
-
Список литературы
-
- 1. Мифологический словарь. Гл. ред. Е.М.Мелетинский.
М.1991.
- 2. История Древнего мира. ч1. Под ред. И.М.Дьяконова.
М.1989.
- 3. Никольский Н.М. Избранные произведения по
истории религии. М.1974.
- 4. История Древнего Востока.ч1.Месопотамия.
Под ред. И.М.Дьяконова. М.
- 1993.
- 5. Бибби Жд. В поисках Дильмуна. М.1984.
- 6. Крамер С.Н. История начинается в Шумере.
М.1965.
- 7. Азимов Айзек. В Начале. М.1989.
- 8. Поэзия и проза Древнего Востока. Общ. ред.
И. Брагинского. М. 1973.
- 9. Крамер Самюэль. Шумеры. М.2002.
- 10. История эстетической мысли. Сб. т1. Древний
мир. Средние века.
- 11. Ллойд Сетон. Археология Месопотамии. М.1984.
- 12. Фрезер Д.Д. Фольклёр в Ветхом Завете. М.1989.
- 13. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М.1990.
- 14. Церен Э. Библейские холмы. М.1966.
- 15. Изакс Я. Наш народ. Бруклин.1976.
- 16. Хрестоматия по истории Древнего мира. ч1.
Ред. М.А.Коростовцева.
- М.1980.
- 17. Рот С. История евреев с древнейших времён
по шестидневную войну.
- Ж-л "Век", 3.с41. Рига.1989.
- 18. Кандель Ф. Кто мы..Ж-л "Век", 3-4.с33. Рига.
1989.
- 19. Мифы народов мира. т1. Под ред. С.А.Токорева.
М.1987.
- 20. Штайн Лотар. В чёрных шатрах бедуинов. М.1981.
- 21. История лингвистических учений. Древний
мир. М.1989.
- 22. Источниковедение. История Древнего Востока.
Под ред. В.И. Кузищева.
- М.1984.
- 23. История Древнего Востока. Под ред. В.И.
Кузищева. М.1988.
- 24. Замаровський Войтех. Спочатку був Шумер.
Киев. 1983.
- 25. Эсхил. Орестея. Агамемнон. М.1961.
- 26. Кленгель-Брант Эвелин. Вавилонская башня.
М.1991.
- 27. Межгосударственные отношения и дипломатия
на Древнем
- Востоке. Отв. ред. И.А.Стучевский. М.1987.
- 28. История Древнего Востока. Материалы по историографии.
Под ред. В.И. Кузищева. М.1991.
- 29. Критика иудейской религии. Отв. ред. М.М.Персиц.
М.1962.
- 30. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии.
М.1983.
- 31. Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего
Ближнего Востока. М.1986.
- 32. Афанасьева В.К. Одна шумерская песня о Гильгамеше
и её
- иллюстрации в глиптике. ВДИ. 1. 1961.
- 33. Kramer S.N. From the Tablets of Ur. Indianapolis,
Colorado. 1965, p290.
- 34. Я открою тебе сокровенное слово. Литература
Вавилонии и Ассирии. М.
- 1981.
- 35. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.1989.
- 36. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.1983.
- 37. Дьяконов И.М. Общественный и государственный
строй Древнего Дву-
- речья. М.1959, с206.
- 38. Лирическая поэзия Древнего Востока. М.1984,
с37-38.
- 39. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии.
М.1990.
- 40. Кауфман И. и др. Еврейская история и религия.
Израиль. 1990.
- 41. Очерки истории еврейского народа. ч1. Под
ред. Ш.Эттингера. Израиль. 1990.
- 42. Еврейские праздники и даты. Пурим. Под ред.
рава Й.Мазора. Израиль.
- 1992.
- 43. Флавий Иосиф. Иудейские древности. М.1994.
- 44. Библиотека Флавиана. Вып.3. М.1994. Иосиф
Флавий. Против Апиона.
- 45. Библиотека Флавиана. Вып.3.М.1994. С.Лурье.
Антисемитизм в Древнем мире.
- 46. Шомрей Эмуна. Молитвенник. Израиль. 1990.
- 47. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.1992.
- 48. Бругш Г. Всё о Египте. М.2000.
- 49. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.1998.
- 50. Финикийская мифология. Под ред. Ю.С. Довженко.
С-П.1999.
- 51. От начала начал. Антология. Под ред. В.К.
Афанасьевой. С-П.1997.
- 52. Ларичев В.Е. Мудрость змеи. Новосибирск.
1989.
- 53. Дьяконов И.М. Люди города Ура. М.1990.
- 54. История Древнего мира. Древний Восток. Минск.1999.
- 55. Грант Майкл. История Древнего Израиля. М.1998.
- 56. James E.O. The Free of Life. Leiden.1966.
- 57. Голан Ариэль. Миф и символ. Иер.-М.1994.
- 58. Falkenstein A.,Festschrift J. Friedrich.
Heidelberg. 1959.
- 59. Falkenstein A.Sumerische und akkadische
Humnen und Gebete. Zurich.1953.
- 60. Раввин Менахем Акоэн. Еврейские праздники.
Тель-А.1975.
- 61. Энциклопедия иудаизма. Меир Натив. Иер.-Тель.1983.
- 62. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М.2000.
- 63. Авдиев В.И. История Древнего Востока. Л.1953.
- 64. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего
Востока и мир
- Танаха.Минск.1998.
- 65. Мень А. История религии. М.1994.
- 66. Ранович А.Б. Очерки истории древнееврейской
религии. М.1937.
- 67. Gadd G.J. The Fall of Nineveh. London.1923.
- 68. Kramer S.N. Sumerian mythology. Ph.1994.
- 69. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего
Востока. М.1994.
- 70. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим.
1976/1992.
- 71. Бадж Уоллис. Легенды о египетских богах.
М.1997.
- 72. Хенкок Г. Ковчег Завета. М.1999.
- 73. Бацалёв В., Варакин А. Тайны археологии.
М.1999.
- 74. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы.
Л.1971.
- 75. Мишна. Трактат Мегила. Иерусалим. 1994.
- 76. Герасимов М.М. Палеонтологическая стоянка
Мальта. С.Э. 1958, 3.
- 77. Султанович Зеев. Живая связь. Еврейская
история, традиции и культура.
- Тель-А.1997.
- 78. Любимов Лев. Искусство Древнего мира. М.1980.
- 79. Пальмов М. Идолопоклонство древних евреев.
С-П. 1897.
- 80. Монтэ Пьер. Египет Рамсесов. Смоленск.2000.
- 81.Новомирова В. Гиксосы. Киев. 1998.
- 82. Элиаде Мирче. Священные тексты народов мира.
М.1998.
- 83. Рак И. Легенды и мифы Древнего Египта. С-П.
1998.
- 84. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М-Л.1956.
- 85. Фрейд Зигмунд. Сб. "Я и Оно". Человек по
имени Моисей и монотеист-
- ическая религия. М.1999.
- 86. Великовский Эммануил. Эдип и Эхнатон. Ростов.
1996.
- 87. Войцеховский А.И. Тайны Атлантиды. М. 2000.
- 88. Конелис В.Ю. Сошедшие с небес и сотворившие
людей. М.2001.
- 89. Кьера Э. Они писали на глине. 1994.
- 90. Элфорд Алан. Боги нового тысячелетия. М.1999.
- 91. Гарднер Лоренс. Цари Грааля и потомки Адама
и Евы. М.2001.
- 92. Ренан Эрнест. История израильского народа.
М.2001.
- 93. Валлон. Рабство в Древней Греции и Риме.
М-Л. 1949.
- 94. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Минск.
2002.
- 95. Циркин Ю.Б. От Ханаана до Карфагена. М.2001.
- 96. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта.
М. 1976.
- 97. Харден Дональд. Финикийцы. М. 2002.
- 98. Ситчин Захария. Война богов и людей. М.2000.
- 99. Грейвс Роберт. Иудейские мифы. М.2002.
- 100. Тёмкин Э.Н. Мифы Древней Индии. М.1985.
- 101. Уайт Елена. Патриархи и пророки. И-во "Источник
жизни". 1994.
- 102. Зильберман Михаил. Гнев Энлиля. Израйль.
1999.
- 103. Зильберман Михаэль. Отцы Авраама. Тель-Авив.
1996.
- 104. Мерперт Николай. Очерки археологии библейских
стран. М.2000.
- 105. Зубов А.Б. История редигий. Кн.1. М.1997.
- 106. Циркин Ю.Б. Мифы Угарита и Финикии. М.2003.
- 107. Грей Джон. Ханаанцы. М.2003.
Обсудить
на форуме
|