Библейский справочник - Документальная теория: Жреческий Кодекс и Второзаконие
Зильберман Михаил Израйлевич. Исход евреев из Египта.

- Развитие культа Атона
.........- возвышение Амона
.........- объединение культов Ра и Атона
.........- курс на единобожие
.........- Амон - милосердный бог.........
.........- в конце веков мир исчезнет
..........- избегание загробной темы Эхнатоном. Атон - "бог живой"
.........- запрет Эхнатоном падать ниц перед фараоном. Можно только перед богом
.........- существует только бог Атон. Запрет изображения (он не имеет формы)
.........- социальная справедливость и порядок в учении Эхнатона.........
.........- иноземцы - такие же дети общего, единого, вселенского бога.
.........- перечень свойств бога Атона - образ "живого" божества
.........- общность воззрений эхнатонизма и доиудаистического ветхозаветного моизма
.........- сходство Иерусалимского храма с египетскими
.........- концепция Эхнатона в вопросе жертвоприношений. Пророк Иеремия.........
........

Книга IV. Исход евреев из Египта.

Содержание

Гл. 1. Некоторые обычаи египтян у ветхозаветных евреев.
Гл. 2. Литература и мифология Египта в Ветхом Завете
Гл. 3. Учение Эхнатона и Ветхий Завет
Гл. 4. Религиозная реформа Эхнатона
Гл. 5. Моисей
Гл. 6. Моисей и учение Эхнатона
Гл. 7. Моисей- царедворец Эхнатона
Гл. 8. Моисей и гора Синай
Гл. 9. Атрибуты культовой практики египтян у евреев
Гл. 10. Десять заповедей
Гл. 11. Левиты - каста служителей культа.
Гл. 12. Феномен "Золотой телец"
Гл. 13. Исход евреев из Египта
Гл. 14. Палестинские сирийцы
  
 
  
  
  

  3. Учение Эхнатона и Ветхий Завет.

   "Эхнатон - первый... религиозный гений в истории".
   Академик Тураев
  В конце XVI в. до н.э. фиванка Хатшепсут отказалась от прежней традиции фараонов именовать себя сынами бога Ра и объявила, что её отец - бог Амон. В эпоху XVIII династии бог Амон и приобретает статус главного национального божества Египта.
 
  Первоначально Амон ("сокрытый, потаённый") не являлся солярным божеством и был близок фиванскому богу войны Монту, считавшемуся при фараонах ХI династии одним из главных богов пантеона. Довольно часто Амон изображался в виде человека с головой барана, в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, заимствованными у Монту (49-1.с70). Основатель ХII династии, фиванец Аменемхет I, немало сделал для распространения культа нового государ- ственного бога Амона, возможно, бога-покровителя рода этого фараона. Не исключено, что помимо политических соображений, взлёт культа бога Амона связан с окончанием эпохи Тельца и с наступлением эры Овна (в 2330 г. до н.э.).
 
  Для придания большей значимости новому богу, Амона отождествили с прежним государственным богом - Ра, который слился с Амоном в образе "Амон-Ра-Монту". Его идентифицировали и с другими великими богами Египта и объявили древнейшим из богов обеих земель. В соответствии с этим и Фивы, город Амона ("Амон-Ра... глава Фив"), приобрёл статус древнейшего из городов, а его воды и суша - первозданными. Центром почитания Амона-Ра сделался грандиозный храм в Карнаке (ок. 2000 г. до н.э.), позволивший Фивам считаться новым Гелиополем: "О Ра, которому мы молимся в Карнаке, великий в Доме обелисков, гелиополи- танец... царь и владыка всех богов, сокол, глава всех людей, прячущий (сокрывающий)... своё истинное имя в имени Амон" (69.с12). Сотни жрецов обслуживали храм (храмы в Луксоре и в Карнаке соединялись аллеей сфинксов).
 
  Согласно Фиванского сказания о сотворении мира, Амон - "искони первый по бытию, он существовал изначально... Не было бога до него. Он - бог... создав- ший себя сам", ибо "сам Ра соединён с телом его"; "он - Атум... будучи одним те- лом с ним"; "тело его - Птах"; "его называют Та-Таненом-Амоном ("сокрытым" по имени; вероятно, сокровенное имя "Неб-ер-чер" сделалось запретным), вышедшим из (водного хаоса) Нун".
 
  Как отмечал известный египтолог начала ХХ века Уоллес Бадж: "С древнейших времён одна из сильнейших тенденций развития египетской религии была в направлении единобожия" (71.).

  "Я создал свои члены в своей славе... Начало существовать моё имя" (82.с31). Бог явился в облике прекрасного нильского гуся. И раздался среди безмолвия его голос, голос великого Гоготуна. И стал он дыханием жизни всего сущего. Ведь имя его - жизнь. Из уст его появились боги, а из глаз - люди.

 

Для бога Амона все люди равны: он внимает каждому, "кто взывает к нему", он - "слушающий бедного, который в утеснении; избавляющий боязливого от надменного; рассуждающий убогого с богатым" (94.). Его называли: "Визирь для бедных" (49.). "Для любящего его - Нил (благодати)".
 
  Итак, мудрый, всеведущий бог Амон-Ра, готовый протянуть руку помощи каждому, кто верует в него, традиционен, близок и понятен простому народу Египта.
 
  Учение фараона Аменхотепа1V Эхнатона (1375-1358 гг. до н.э.) запечатлелось в его речах и гимнах, а также в молитвах его близких и сановников.
 
  В эпоху Эхнатона бог Атон изображался как дневной солнечный диск ("бог живой" Ра-Горахте) с исходящими от него двенадцатью световыми лучами-рука- ми (ипостась бога Шу), четыре из которых (небесное сакральное число) держали в ладонях анхи ("анх"- древнеегипетский крест,- символ божественного животворного дыхания, жизненной силы и возрождения).
 
  Условное древнеегипетское произношение термина "Атон" должно было звучать (2.с283) как "Итен", а в более глубокой древности - как "Йати, Йот". Этот термин, в буквальном переводе, означает "диск Солнца".
 
  Впервые Атон представлен в качестве "полного" бога Солнца в текстах эпохи Аменхотепа III (49-1.с122), отца Эхнатона, конфликтующего с Фиванским жречеством. Примечательно, что роскошная барка, в которой Аменхотеп III вместе с супругой Тийе совершал увеселительные прогулки, именовалась "Великолепие Атона (Сияние Йота)". В неизданных текстах гробницы Љ 46 в Фивах эпохи Аменхотепа III упоминается титул погребенного: "управляющий домом (дворцом) Йота" (96.c31.), т.е. при фараоне Аменхотепе III в Фивах функционировал храм бога Атона (Йота).
 
  Ранее же Атон - одна из древних гелиопольских форм существования богов Солнца: "Атум в своём Атоне (солнечном диске)", "тело Ра - Атон (диск Солнца)". Восприятие бога Атона египтянами в предамарнский период было обычным, общепринятым при обращении к богам (молитва художника при жертвоприношении умершему, "Камень Васали" (48.с328)): "да явится душа твоя, да живёт тело твоё, да ступает нога твоя".
 
  В эпоху Среднего Царства ("Тексты саркофагов") Атон мог являться и ипостасью верховного солнечного бога-демиурга (Хепри, Ра-Атума,): "Я, Атон, творец Старших богов, я дал жизнь Шу". Приведём весьма интересный диалог из "Книги Мёртвых" (Гл.175), в котором описывается, как убитый Сетхом Осирис, попав в безотрадную и угрюмую преисподнюю, оплакивает себя и взывает об участии к верховному богу (82.с32).
Книга мертвых , гл. 175

Осирис. О Атон! Что за пустынное место, в которое я попал? В нём нет воды, в нём нет воздуха, его глубину не измерить; оно черно как самая чёрная ночь (здесь Аменти похоже на Кур или Шеол).   Атон. Живи с миром в сердце, я позаботился об освещении (воздухе, воде, хлебе и пиве для Осириса)... Я не позволю тебе страдать.   Осирис. Но все другие боги имеют своё место в "Лодке миллионов лет".   Атон. Твоё место теперь принадлежит твоему сыну Гору (Хору).   Осирис. Но как долго буду я жить?   Атон. Ты будешь жить дольше миллионов лет... но в конце я уничтожу всё, что создал, земля снова станет частью изначального хаоса, как бездна вод в её исконном состоянии. Тогда я (Неб-ер-чер - Та-Танен) буду тем, кто останется.

 

 
Израильские тексты

 "И после того, как всё исчезнет, Он один будет царствовать" (Из еврейской молитвы (46.с7)). "Ты (Господь), чьи годы во веки веков. Некогда основал Ты землю и небеса... Они сгинут... Ты переменишь их... А Ты - тот же, и годы Твои не окончатся" (Пс.101/102.26-29)

 

 
Отметим, что в шумеро-аккадской мифологии подобные представления не обнаруживаются, хотя и изначальное состояние Вселенной - мрак и водный хаос (как и в Танахе).
 
  Синкретизирующая направленность религиозного мышления египтян обусловила слияние образа Ра с представлениями об иных небесных богах, и, в частности, с Хорахути (Горахте),- богом горизонтов запада и востока (со времён ХIII династии), богом утреннего, нарождающегося солнца (в первой половине II тыс. до н.э. Гор был объявлен "внуком Ра", "спутником Ра" и самим Ра, выросшим из Гора); а также и к слиянию с богом Шу ("пустота, воздух; ветер, животворное дыхание"), одной из форм бытия (ипостасью) которого считался солнечный свет. Шу (гелиопольский бог) отождествлялся (в обличье льва) и с одним из богов пары Рути, которым принадлежали утренняя и вечерняя солнечные ладьи.
 
   И все эти ипостаси "унаследовал" Атон, триединый бог, в образе которого сплавлены исходные божественные сущности: "Жив бог Ра-Горахте, ликующий на небосводе, в имени его имя Шу, он (Ра-Горахте-Шу) и есть Атон" (Из "Гимна богу Атону").
 
  Учение Эхнатона (эхнатонизм) по-видимому, не внесло никаких серьёзных корректив ни в восприятие загробного мира, ни в похоронную практику. Египтолог Вейнгаль по этому поводу писал (The Life and Times of Ikhnaton.1923, p.121), что Эхнатон ничего не хотел знать о преисподней, против ужасов которой нужно было защищаться посредством бесчисленных магических заклинаний. Он многие годы болел, и, будучи суеверным, как все люди Древнего мира, боялся смерти и не хотел вспоминать о ней.
  Даже упоминания об Осирисе не обнаружено в каких-либо текстах, касающихся Эхнатона. Возможно, сам по себе образ Осириса удовлетворял царя-реформатора, так как "его таинства никто не может видеть, никто не может объяснить, ибо никто не знает его (Осириса) формы, образа" (48.с301). Однако, поскольку Атон есть Ра-Горахте-Шу - "бог живой", а Осирис же - "бог мёртвый", Эхнатон, как религиозный теоретик, быть может, испытывал затруднения с включением образа Осириса в своё учение. И Осирис, весьма популярный бог среди египтян, "функционировал по умолчанию", ибо люди умирали, а традиционная похоронная практика соблюдалась всегда. На то, что вера в загробную жизнь осталась без измнений, указывает последняя фраза посвятительной надписи Эхнатона на посмертной скульптуре Нефертити: "Пусть живёт вечно". В гробнице, подготовленной для Эхнатона, найдены куски статуэток "ушебти" (слуг, обслуживающих умерше- го в загробном мире); однако, и на них, вместо цитат из магической Гл.6 "Книги мёртвых", начертана обращённая к Атону заупокойная формула (94.с305).
 
   Однажды (14.с416), в одной из своих публичных проповедей, Эхнатон произнес: "Пусть будем все мы едины перед смертью, которая одинакова для всех", и запретил народу падать пред ним, фараоном, на колени. Помимо этого, вместо слова "бог" в титулатуре Эхнатона стали употреблять повсеместно "властитель" или "владыка обеих земель", "добрый властитель".
 
   "Падать ниц" или становиться на колени евреям позволительно лишь перед Богом, в остальных же случаях (в том числе и перед своим царём) - возбраняется (так, несмотря на угрозу смерти, Мордехай отказался стать на колени перед Аманом).
 
  Концепцию своего учения Эхнатон неоднократно излагал перед народным собранием в Фивах (14.с416):
Проповедь единобожия Эхнатоном

"Мужи Фив! Наш народ служил многим богам и молился владыке над богами - Амону... Отвернитесь от культа (многих) богов... Существует только один бог, который стоит над всеми и который властвует над нашей судьбой. Наш бог - Атон! Бог - Солнце, само Солнце, которое всё создало".

 

 
  Солнечный диск с лучами - единственное визуальное воплощение образности "истинного бога" Эхнатона, в принципе отрицаемое его учением, согласно которому истинный бог не имеет формы: Эхнатон запретил даже изображать каких-либо богов.
Израильский текст: Второзаконие

"Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа" (Втор.4.12-16).

 

"Атон" - это не просто диск Солнца в прямом физическом смысле, но эмблема животворящей "силы, стоящей за ним", некой высшей субстанции, воплотившей в себя божественное бытиё и дееспособность. Солнечный диск с лучами-руками в представлении Эхнатона - "Атон живой... Владыка всего, что обегает диск Солнца... Ты сияешь, как солнечный диск" (Из гимна), т.е. это - метафора (дань традиции): Всевышний - "как солнечный диск" лишь по степени боже- ственного сияния и сравнительным визуальным небесным размерам; но который (диск Солнца) и сам-то движется по воле "Владыки всего". Подобно предтече Неб -ер-черу, не имеющему образа, Атон является невидимой всемогущей силой, за- полняющей всё мировое пространство. Он постоянно присутствует в каждом эле- менте природы, в каждом предмете и живом существе (49-1.с122). Солнечный (и не только) бог Атон - "един, единственен" как Неб-ер-чер, и также непознаваем.
 
  И лишь ему, Эхнатону, единственному и любимому сыну своему, бог Атон дал возможность познать себя и постигнуть предначертания и мощь свою: "Нет никого, кто знает тебя, кроме твоего сына Эхнатона,- ты посвятил его в свои пре- дначертания и в свою силу... Я (Эхнатон) - твой сын, угодный тебе, возносящий имя твоё... который явился прямо из твоего лимба... прямо от плоти твоей. Твоя сила и величие запечатлены в моём сердце". В панегирике Эхнатону один царедворец писал: "Ты принадлежишь вечности, как Атон; прекрасен, как Атон, который дал жизнь Неферкхеперуда (тронное имя Эхнатона) и человеческим поколениям". Надпись на саркофаге Эхнатона гласит (14.с420):
Надпись на саркофаге Эхнатона
Израильские тексты

"Властелин, единстенный избранник Ра, царь... живущий в правде... Прекрасное дитя живого Атона ("Ты - живое воплощение Атона"), имя которого будет жить всегда и вечно".

 

 

  "Он (Господь, "Шем") был (жил), и Он есть (жив), и Он будет (жить)..." (из еврейской молитвы (46.с7))
  Дань традиции неистребима: каждый фараон - сын того или иного бога. В том, что фараон действительно сын бога и бог, египтяне усматривали истину, которая постоянно подпитывалась различными предсказаниями, пророческими снами и легендами. Так, текст и изображение в Луксоре повествуют о том, как бог Амон, приняв образ фараона Тутмоса IV, проник в покои царицы, его супруги, ко- торая возликовала при виде неописуемой красоты бога и родила ему сына, буду- щего царя Аменхотепа III. Обычно египтянин, поклоняясь своему фараону, называл его, помимо "Пер-ао", также и "Неб-Нутер" - "Господин бог".
  Стержневой в учении Эхнатона была идея о "жизни по Маат" (жизнь по правде),- и не только в условиях божественно мудро упорядоченного устройства мира, но и при обязательном соблюдении людьми социальной справедливости и правопорядка.
Текст из египетской гробницы Эйе

"Владыка (Атон)... предписывающий... обязанности (сыну) своему, возлюбленному (Эхнатону), сердце которого удовлетворяется правдой и для которого мерзость - неправда" (текст из гробницы Эйе, царедворца Эхнатона (94. с304)).

 

Тот же подход наблюдается в Ветхом Завете, (Исх.8.13,19,23; Втор.25.16; Пс. 10;50; 88):
Израильские тексты

"Мерзок пред Господом Богом... всякий, делающий неправду", или "Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину", или "Правосудие и правота - основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом твоим"; и в Молитвеннике (46.с5), например: "И обручу тебя Мне в правду и в правосудие".

 

  Почти в полной сохранности дошёл до нашего времени "Большой гимн богу солнца Атону", найденный при раскопках Ахет-Атона (Телль-Эль-Амарна). Гимн носит общечеловеческий характер (94.): в нём нет ничего специфически египетского, и даже при перечислении стран, созданных богом, Египет поставлен на последнее место. Согласно гимну, иноземцы - не люди низшего сорта (согласно египетской традиции), но такие же дети общего, единого, вселенского бога, несходные с египтянами лишь языком и цветом кожи по его воле. Приведём отрывки из этого гимна (8.с68).
Большой гимн богу солнца Атону

  "Прославляем бога по имени его... Да живёт он во веки веков... Владыка неба и Владыка земли... Ты сияешь на склоне (горизонте) неба, диск живой, начало жизни!.. Ты прекрасен, велик, светозарен!.. Лучи твои объемлют все страны до пределов того, что создано тобою... Ты - Ра, ты достигаешь пределов... Ты далёк, но лучи твои на земле... Ты сияешь, как солнечный диск... Обе Земли (Верхний и Нижний Египет) просыпаются, ликуя... Ты разбудил их... (Радуется всё живое)... Ты сотворяешь семя в мужчине, ты даёшь жизнь сыну во чреве матери... ты питаешь его... ты даруешь дыхание тому, что сотворил... бог единственный, нет друго- го, кроме тебя! Ты был один - и сотворил землю по желанию сердца твоего, зем- лю с людьми, скотом и всем живым... Чужеземные страны, Сирия, Куш, Египет - каждому человеку отведено тобою место его... Языки людей различаются меж собою, не схожи и образы их, и цвет кожи их, ибо отличил ты одну страну от дру- гой... Ты даровал им (людям) жизнь, сотворив их для себя, о всеобщий Владыка, утомлённый трудами своими... Владыка всех земель (стран), восходящий ради них, диск Солнца дневного ("живого"), великий, почитаемый! Все чужеземные, далёкие страны созданы тобою и живут милостью твоею... Ты даровал небесам их Нил, чтобы падал он наземь (в виде дождя, который) напоит поле каждого в мес- тности его... Лучи твои кормят все пашни... Как прекрасны предначертания твои, Владыка вечности!.. Ты установил ход времени, чтобы вновь и вновь рождалось сотворённое тобою... Ты единственный, ты восходишь в образе своём, Атон жи-вой, сияющий... далёкий и близкий! Из себя единого творишь ты миллионы образов своих".

 

 
  При изучении "Гимна Атону" обнаруживаются близкие эмоциональные и текстуальные совпадения некоторых его стихов с рядом Псалмов. Многие учёные предполагают, что этот гимн послужил им прототипом.
Израильские тексты

  "Истомилась душа моя... сердце моё и плоть моя восторгаются к Богу живо- му... Господь Бог есть солнце (и щит)" (Пс.83). "Элоhим!.. у тебя источник жизни, в свете Твоём мы видим свет. Устреми же милость Твою к знающим Тебя (подобно Эхнатону каждый иудей - истинный сын своего Господа) и правду Твою к тем, кто правдив сердцем" (из молитвы (46.с4)). Выражение "Бог живой" ("Эло- hим חי" - "Жив Элоhим") встречается в Ветхом Завете и Молитвеннике ("царь живой"(46.)) множество раз, например, в (Иис.Н.3.10): "среди вас есть Бог жи- вой". Господь Бог также поименован как "Владыка вечности" (49-1.с507)

 

 
 
Гимн Атону
Псалмы Израиля

Ты заходишь и земля во мраке... Лев выходит из своего логова... Озаряется земля, когда ты восходишь... обе земли просыпаются, поднима- ются на ноги... И трудятся они, выполняя свои работы... О сколь многочисленно творимое тобою... Скот радуется на лугах своих, деревья и травы зеленеют... Все животные... всё крылатое... все оживают, когда озаришь ты их сиянием своим. Корабли плывут... все пути открыты, когда ты сияешь. Рыбы в реке резвятся... Ты создаёшь всё, что потребно им. У каждого своя пища, и каждому отмерено время жизни его.

 

 

Псалом Господу. Ты простираешь тьму, и наступает ночь, бродят тогда все звери лесные. Львы рычат о добыче... Взойдёт солнце - выходит человек для тру-да своего и для работы своей,- до вечера. Как многочисленны дела Твои, Гос- поди! Ты полна, земля, созданиями Твоими. Вот море - великое и обширное, там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые и большие; там корабли плывут, левиафан... резвится в нём. Все они на тебя надеются, что дашь им пищу во время своё (Пс.103/104).   

Псалом Господу. Да веселятся небеса, и да торжествует земля; да шумит море.. Да радуется поле и всё, что на нём; и да ликуют все дерева дубравные пред лицом Господа... О имени твоём радуются весь день (Пс.88.17).

 
 
  Приведём отрывок (49.с331) из молитвы царицы Нефертити, главной жены фараона Аменхотепа1V Эхнатона:
отрывок из молитвы царицы Нефертити
Израильские тексты: Псалмы

"О Атон, о ты, живой бог! Нет другого, кроме тебя!.. Восходишь ты... чтобы изливать жизнь всему, что ты сотворил: людям, четвероногим, птицам и всем (пресмыкающимся) на земле, где они живут".

 

 

Псалом Господу. Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя (Пс.35.6-11)
  .
 
  Как писал священник Александр Мень (65.с43): "И всё же Эхнатон не может не быть нам дорог как человек... ощутивший живое дыхание Единого".
 
  Итак, Всевышний (Атон, представляющий собой синкретический сплав богов Ра, Горахте и Шу в единый образ триединого бога) учения Эхнатона являет собой следующий образ "живого" божества:
  •   1. "Бог единый, единственный... нет другого, кроме тебя".
  •   2. Бог "далёкий и близкий". Вездесущ; образа не имеет (хотя Атон и сопоставлялся (сравнивался) с диском Солнца с руками-лучами).
  •   3. Владыка вечности; существовал изначально.
  •   4. Бог-демиург, творил словом "по желанию своему".
  •   5. Творец Вселенной, богов, земли и неба, установивший ход времён.
  •   6. Устроитель миропорядка во Вселенной и на земле (в том числе социальн- ых законов для всех народов и стран, "что обегает диск солнца").
  •   7. Творец и благодетель всего живого, "дарует дыхание тому, что сотворил", заботится о продолжении рода всех и каждого (творит жизнь непрерывно и пос- тоянно), отмеряет время жизни.
  •   8. Всеобщий Владыка (и царь), носитель высшей справедливости и правопо- рядка.
  •   9. Милосерден и милостив, воплощение доброты (не суров, но строг).
  •   10. Отправление культа разработано хорошо.
  •   Черты единого, вселенского, вневременного и абстрактного космического божества, каким являлся Неб-ер-чер до его превращения в Хепри, и которые лишь проступали в догматике Ра-Горахте или Амона, были, практически, реставрированы Эхнатоном и вновь достигли полного выражения в культе нового синкретического бога Атона.
     
      Сопоставление приведённого перечня с "Тринадцатью основами веры" ("Игдаль") евреев (46.с6) выявляет общность воззрений эхнатонизма и доиудаистического ветхозаветного монотеизма (мозаизма) по многим концептуальным позициям.
     
      Яркий свет на истоки и сущность некоторых аспектов учения пророка Моисея (мозаизма) проливает сравнение "Гимна богу Атону" с фрагментом текста отлучения Баруха Спинозы (1547 год, Венеция), проклинающего его (Спинозу) "именем Сандальфона, слившегося с творцом Вселенной... именем таинственного Шем hа-Мефореша ("Его светлое (ясное) имя", ивр.), начертанного на скрижалях; именем божьей колесницы, святых зверей" (29.с29). Имя "Шем-Га-мфорогп" (Шем-ha-М(е)фор(огп)), как имя Божие, приведено (произнесено) и в древнееврейском мифе о падшем ангеле Шемхазее.
     
      При сопоставлении текстов выявляется почти дословное совпадение в той ча- сти формулировок, где упоминается о Божьем имени.
    Гимн богу Атону
    Текст отлучения Спинозы

    "В имени его имя Шу", где "имя Шу", егип., буквально оз- начает - "имя - свет".

     

     

     

     

    "Имя таинственного... Шем hа-Мефореш",

    где "Шем", ивр.- "имя", а "Мефореш"- может означать "свет".

     
      И тогда Шем hа-Мефореш ("Имя - свет")- бог света, животворного дыхания, воздуха и ветра, крылатый бог Шу (Господь Бог "и понёсся на крыльях ветра" (Пс.17.11) или "делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра (Пс.103.3)).
     
      С точки зрения учения Эхнатона, творец Вселенной - бог Ра. Бог Сандальфон (Сандальтон,- имя (словосочетание) явно египетское), "слившийся с творцом Вселенной" богом Ра (в единое имя Ра-Горахте)- бог Гор.
     
      Совершенно очевидно, что в монотеистическом (иудейском) тексте отлучения Спинозы определённо говорится о триедином боге (имя которого начертано на скрижалях), но не о трёх различных именах Бога. На это указывает "Сефер Ецира" ("Книга Создания", приписываемая праотцу Аврааму.
     
      В "Книге Создания" повествуется: и "избрал (сам Бог Цаваот; ч.1,миш.1) три простые буквы тайной... Алеф, Мем, Шин. Утвердил их в Его великом имени" (ч1,миш.13). Таким образом, великое имя Всевышнего, начертанное на скрижа- лях, сокрыто (зашифровано) буквами: "א-ש-מ" ("Три праматери: "Мем" молчащая, "Шин" свистящая, "Алеф"- воздух, дух, (а также закон; ч.10, миш.2), склоняющийся между ними").
     
      Очевидно, что имени - "Творец Вселенной" (первоначально бог Ра) вполне может быть поставлена в соответствие буква "Алеф" (телец), отвечающая цифре 1 (первый), как символизирующая имя "Йаhуе" Всевышнего (об этом имени зашифрованно говорится далее по тексту той же мишны; "יהו"- часть этого наиме- нования). И если букве "Мем" отвечает имя "Мефореш" (бог Шу); то букве "Шин, син", - имя "Сандальфон" (бог Горахте).
     
      "Божья колесница" это, видимо,- солнечная ладья бога Ра, а "святые звери"- боги-охранители Ра - Сетх в обличье осла; и Шу в ипостаси бога-воителя Инхара и в обличье льва, спутники Ра (керубы Ковчега завета; см. ниже).
     
      По мнению некоторых историков, и в частности, У.Олбрайта, можно проследить влияние религиозно-культовых тенденций времён Эхнатона на монотеистические идеи Моисея (70-3.с69). Возможно, З.Фрейд (85.с933) был первым, кто высказал гипотезу о "зависимости еврейского монотеизма от монотеистического эпизода египетской истории". И действительно, при сравнении Ветхого Завета с эзотерическими египетскими текстами, обнаруживается не просто знакомство, но глубокое знание не только учения Эхнатона, но и многих других египетских религиозных концепций и воззрений.
     
      Отправление культа в Египте, как и везде на Древнем Востоке, состояло из жертвоприношений, молитв, жертвенных трапез и религиозных процессий. И в египетском храме само здание, его двор и ограда, окружающая здание, имели священное значение. Однако у египтян в храме никогда не проводилось общественного богослужения, а в его дворе никогда не собирался народ для молитвы и процессий. В храм (дом бога) не допускался никто, кроме жрецов и царей с их свитой (47.с42).
     
      Богослужение у ханаанеев проводилось внутри храма (в переднем отделении), которое, могло вмещать до 50 тысяч человек, тогда как служение у израильтян проходило вне храма.
     
      При строительстве египетских храмов, по большей части, преобладала прямоугольная планировка. Так, главная ось храма бога Амона-Ра в Карнаке, повторяя движение солнца, была направлена с востока на запад, перпендикулярная ей ось - с юга на север. Отметим, что и Иерусалимский храм был в плане прямоугольным и тоже сориентирован по сторонам света: с востока на запад он имел большую длину, чем с севера на юг.
     
      О характере жертвоприношений в Египте существует достаточно достоверных древних свидетельств. Так, надпись царя Ханну (Х1 династия) рассказывает: "И я совершил великое жертвоприношение быков, коров и коз". Во времена Х1Х династии в Мемфисе, в храме Птаха, были принесены в жертву тельцы (быки) и "запах тука их доходит до неба". Фараон Пианки (ХХ династия), прежде, чем вой- ти самому в храм бога Ра в Гелиополе, "принёс великое жертвоприношение пред лицом восходящего утреннего солнца (Атум-Ра); и жертва состояла из белых бы- ков, молока, бальзама, ладана и других благоухающих деревьев" (48.с135,143, 402). Геродот (2.41,42) писал: "Чистых быков и телят египтяне приносят в жертву повсюду"; а в Фиванском номе, например, "не едят баранины (символ Амона), но приносят в жертву коз... Напротив, египтяне, принадлежащие к храмовому округу Мендеса, не употребляют в пищу козьего мяса, но приносят в жертву овец". В жертву Осирису и Исиде приносились свиньи. Практиковались и хлебные жертвы. Жертвоприношения могли заканчиваться жертвенными трапезами.
     
      Однако сохранились и примеры жертвоприношений совершенно иного рода. Так, Фараон Тутмос 1V, на холме (высоте) близ храма Сокара, принёс в жертву богу Хормаху (Гор в световом круге,- солнце, стоящее в зените) цветочные семена (48.с312). На одной из картин на храмовой стене изображён царь, совершаю- щий жертвоприношение, которое состояло из плодов, цветов и разных предметов (и эмблем), (48.с43).
     
      Концепция Эхнатона в вопросе жертвоприношений изложена им в одной из его проповедей (14.с416): "Мужи Фив!.. Я объясню вам, что не существует бога, который хотел бы, чтобы его прославляли кровью и жертвами (животных). Отвернитесь от культа (таких) богов". Этот догмат веры проиллюстрирован Ветхим Заветом (Иер.7.22):
    Израильские тексты: пророк Иеремия

    "отцам вашим Я... не давал заповеди в тот день, в который Я вывел их (из Египта)... о всесожжении (жертвенного животного) и жертве (избранных частей животных и их крови)". (Иер.7.22)

     

     
      В храме Атона в Ахет-Атоне, на его открытых дворах, высились огневые жертвенники (столбы пламени) в честь бога Солнца. Громадные алтари и сосуды для жертвоприношений Атону заполнялись лишь цветами и фруктами (14.).
     
      Эхнатон, в нарушение всяких традиций, издал указ, разрешающий женщинам быть жрицами. Жрицами стали Нефертити (есть свидетельства, что Нефертити руководила вечерней службой в храме Атона в Ахет-Атоне) и, видимо, Мери-та-Атон (Мери-Атон (48.)), старшая дочь фараона. Эхнатон сам ездил по всему Египту на золотой, солнечной, колеснице и проповедовал своё учение.
     
      Существует мнение (например, (71.)), что Эхнатон жил до воцарения какое-то время у своих хурритских родственников в Митанни, где и познакомился с культурой и обычаями митаннийцев.
      Как известно, дед Эхнатона Тутмос1V был женат на митаннийской принцес- се, дочери Артадамы I. Одной из жён отца Эхнатона - Аменхотепа III, была хур- ритка Гилухена, дочь царя Митанни Сатарны (27.с64; 94.с289). В свою очередь, Тушратта, сын Сатарны, отдал свою дочь Эхнатону.
     
      Установлено (2.с186;54.с384), что многие цари Митанни носили индоарийские имена наряду со вторыми, хурритскими, и поклонялись в числе прочих таким ведическим богам, как Индра или Варуна.
     
      Уоллес Бадж, сравнивая гимны Эхнатона с Ведами, пришёл к выводу о связи происхождения образа Атона, - Солнца с руками-лучами, со сходной идеей в изо- бражении ведического бога Солнца Савитара (Сурьи) с длинными золотыми рука- ми. "Золотой" Савитар - "широкорукий", он "простирает руки и даёт свет" (49-2. с395;100.). В "Махабхарате" и "Пуранах" Савитар изображён одноруким. Индий- ская традиция рассматривает Савитара как образ бога восходящего и заходящего солнца (аналогия с Атум-Хепри). В "Ригведе" Савитару посвящено одиннадцать гимнов, сопоставление которых с гимнами Эхнатона выявляет дополнительный ряд элементов сходства образов божеств. Так, "мудрейший из мудрых", Савитар ("Порождающий") - может принимать любые формы и образы. Он - "господин творения и господин мира". Савитар заполняет собой всё воздушное пространство и мир, членит время. Ему подчиняются Солнце и Ветер, он удерживает Небо и указывает путь водам. Савитар пробуждает по утрам весь мир и богов. Солнечный бог охраняет людей, даёт им силу, определяет (назначает) жизненный срок, забирает грехи и изгоняет болезни.
      Весьма возможно, что Эхнатон-поэт, будучи юношей, испытал глубокое впечатление от богатства и красочности образов древнеиндийской литературы и мифологии.
      Отметим также, что среди воспитателей будущего фараона был и критянин.

    Следущая страница.

      

      Список литературы

     
      1. Мифологический словарь. Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М.1991.
      2. История Древнего мира. ч1. Под ред. И.М.Дьяконова. М.1989.
      3. Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. М.1974.
      4. История Древнего Востока.ч1.Месопотамия. Под ред. И.М.Дьяконова. М.
       1993.
      5. Бибби Жд. В поисках Дильмуна. М.1984.
      6. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М.1965.
      7. Азимов Айзек. В Начале. М.1989.
      8. Поэзия и проза Древнего Востока. Общ. ред. И. Брагинского. М. 1973.
      9. Крамер Самюэль. Шумеры. М.2002.
      10. История эстетической мысли. Сб. т1. Древний мир. Средние века.
      11. Ллойд Сетон. Археология Месопотамии. М.1984.
      12. Фрезер Д.Д. Фольклёр в Ветхом Завете. М.1989.
      13. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М.1990.
      14. Церен Э. Библейские холмы. М.1966.
      15. Изакс Я. Наш народ. Бруклин.1976.
      16. Хрестоматия по истории Древнего мира. ч1. Ред. М.А.Коростовцева.
       М.1980.
      17. Рот С. История евреев с древнейших времён по шестидневную войну.
       Ж-л "Век", 3.с41. Рига.1989.
      18. Кандель Ф. Кто мы..Ж-л "Век", 3-4.с33. Рига. 1989.
      19. Мифы народов мира. т1. Под ред. С.А.Токорева. М.1987.
      20. Штайн Лотар. В чёрных шатрах бедуинов. М.1981.
      21. История лингвистических учений. Древний мир. М.1989.
      22. Источниковедение. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищева.
       М.1984.
      23. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищева. М.1988.
      24. Замаровський Войтех. Спочатку був Шумер. Киев. 1983.
      25. Эсхил. Орестея. Агамемнон. М.1961.
      26. Кленгель-Брант Эвелин. Вавилонская башня. М.1991.
      27. Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем
       Востоке. Отв. ред. И.А.Стучевский. М.1987.
      28. История Древнего Востока. Материалы по историографии. Под ред. В.И. Кузищева. М.1991.
      29. Критика иудейской религии. Отв. ред. М.М.Персиц. М.1962.
      30. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. М.1983.
      31. Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М.1986.
      32. Афанасьева В.К. Одна шумерская песня о Гильгамеше и её
       иллюстрации в глиптике. ВДИ. 1. 1961.
      33. Kramer S.N. From the Tablets of Ur. Indianapolis, Colorado. 1965, p290.
      34. Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. М.
       1981.
      35. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.1989.
      36. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.1983.
      37. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй Древнего Дву-
       речья. М.1959, с206.
      38. Лирическая поэзия Древнего Востока. М.1984, с37-38.
      39. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М.1990.
      40. Кауфман И. и др. Еврейская история и религия. Израиль. 1990.
      41. Очерки истории еврейского народа. ч1. Под ред. Ш.Эттингера. Израиль. 1990.
      42. Еврейские праздники и даты. Пурим. Под ред. рава Й.Мазора. Израиль.
       1992.
      43. Флавий Иосиф. Иудейские древности. М.1994.
      44. Библиотека Флавиана. Вып.3. М.1994. Иосиф Флавий. Против Апиона.
      45. Библиотека Флавиана. Вып.3.М.1994. С.Лурье. Антисемитизм в Древнем мире.
      46. Шомрей Эмуна. Молитвенник. Израиль. 1990.
      47. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.1992.
      48. Бругш Г. Всё о Египте. М.2000.
      49. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.1998.
      50. Финикийская мифология. Под ред. Ю.С. Довженко. С-П.1999.
      51. От начала начал. Антология. Под ред. В.К. Афанасьевой. С-П.1997.
      52. Ларичев В.Е. Мудрость змеи. Новосибирск. 1989.
      53. Дьяконов И.М. Люди города Ура. М.1990.
      54. История Древнего мира. Древний Восток. Минск.1999.
      55. Грант Майкл. История Древнего Израиля. М.1998.
      56. James E.O. The Free of Life. Leiden.1966.
      57. Голан Ариэль. Миф и символ. Иер.-М.1994.
      58. Falkenstein A.,Festschrift J. Friedrich. Heidelberg. 1959.
      59. Falkenstein A.Sumerische und akkadische Humnen und Gebete. Zurich.1953.
      60. Раввин Менахем Акоэн. Еврейские праздники. Тель-А.1975.
      61. Энциклопедия иудаизма. Меир Натив. Иер.-Тель.1983.
      62. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М.2000.
      63. Авдиев В.И. История Древнего Востока. Л.1953.
      64. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир
       Танаха.Минск.1998.
      65. Мень А. История религии. М.1994.
      66. Ранович А.Б. Очерки истории древнееврейской религии. М.1937.
      67. Gadd G.J. The Fall of Nineveh. London.1923.
      68. Kramer S.N. Sumerian mythology. Ph.1994.
      69. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.1994.
      70. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. 1976/1992.
      71. Бадж Уоллис. Легенды о египетских богах. М.1997.
      72. Хенкок Г. Ковчег Завета. М.1999.
      73. Бацалёв В., Варакин А. Тайны археологии. М.1999.
      74. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.1971.
      75. Мишна. Трактат Мегила. Иерусалим. 1994.
      76. Герасимов М.М. Палеонтологическая стоянка Мальта. С.Э. 1958, 3.
      77. Султанович Зеев. Живая связь. Еврейская история, традиции и культура.
       Тель-А.1997.
      78. Любимов Лев. Искусство Древнего мира. М.1980.
      79. Пальмов М. Идолопоклонство древних евреев. С-П. 1897.
      80. Монтэ Пьер. Египет Рамсесов. Смоленск.2000.
      81.Новомирова В. Гиксосы. Киев. 1998.
      82. Элиаде Мирче. Священные тексты народов мира. М.1998.
      83. Рак И. Легенды и мифы Древнего Египта. С-П. 1998.
      84. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М-Л.1956.
      85. Фрейд Зигмунд. Сб. "Я и Оно". Человек по имени Моисей и монотеист-
       ическая религия. М.1999.
      86. Великовский Эммануил. Эдип и Эхнатон. Ростов. 1996.
      87. Войцеховский А.И. Тайны Атлантиды. М. 2000.
      88. Конелис В.Ю. Сошедшие с небес и сотворившие людей. М.2001.
      89. Кьера Э. Они писали на глине. 1994.
      90. Элфорд Алан. Боги нового тысячелетия. М.1999.
      91. Гарднер Лоренс. Цари Грааля и потомки Адама и Евы. М.2001.
      92. Ренан Эрнест. История израильского народа. М.2001.
      93. Валлон. Рабство в Древней Греции и Риме. М-Л. 1949.
      94. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Минск. 2002.
      95. Циркин Ю.Б. От Ханаана до Карфагена. М.2001.
      96. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М. 1976.
      97. Харден Дональд. Финикийцы. М. 2002.
      98. Ситчин Захария. Война богов и людей. М.2000.
      99. Грейвс Роберт. Иудейские мифы. М.2002.
      100. Тёмкин Э.Н. Мифы Древней Индии. М.1985.
      101. Уайт Елена. Патриархи и пророки. И-во "Источник жизни". 1994.
      102. Зильберман Михаил. Гнев Энлиля. Израйль. 1999.
      103. Зильберман Михаэль. Отцы Авраама. Тель-Авив. 1996.
      104. Мерперт Николай. Очерки археологии библейских стран. М.2000.
      105. Зубов А.Б. История редигий. Кн.1. М.1997.
      106. Циркин Ю.Б. Мифы Угарита и Финикии. М.2003.
      107. Грей Джон. Ханаанцы. М.2003.

     

    Обсудить на форуме

    Адрес почты редактора: s t o p a n g i n @ r а m b l e r . r u  

    Счетчик установлен 17 марта 2008

    Используются технологии uCoz