Библейский справочник - Документальная теория: Жреческий Кодекс и Второзаконие

Зильберман Михаил Израйлевич. Исход евреев из Египта.

- Религиозная реформа Эхнатона
.........- уничтожение изображений Амона и других богов
.........- появляются изменения в правовой клятве
.........- имя Амона искореняется из надписей
.........- запрет магии
.........- культ Атона после смерти Эхнатона

Книга IV. Исход евреев из Египта.

Содержание

Гл. 1. Некоторые обычаи египтян у ветхозаветных евреев.
Гл. 2. Литература и мифология Египта в Ветхом Завете
Гл. 3. Учение Эхнатона и Ветхий Завет
Гл. 4. Религиозная реформа Эхнатона
Гл. 5. Моисей
Гл. 6. Моисей и учение Эхнатона
Гл. 7. Моисей- царедворец Эхнатона
Гл. 8. Моисей и гора Синай
Гл. 9. Атрибуты культовой практики египтян у евреев
Гл. 10. Десять заповедей
Гл. 11. Левиты - каста служителей культа.
Гл. 12. Феномен "Золотой телец"
Гл. 13. Исход евреев из Египта
Гл. 14. Палестинские сирийцы
  
 
  
   

  4. Религиозная реформа Эхнатона

  Фараон Аменхотеп IV Эхнатон в течение всего периода своего правления (17 лет) упорно и последовательно проводил в жизнь широко задуманную им религиозную реформу.
  Отменяя традиционные, привычные, устоявшиеся божественные законы и миропорядок, эта реформа, так же, как и во времена смены лунного культа на солярный, разрушала мир прежних верований и представлений.
  Создавая новый культ, царь Эхнатон объявил всех прежних богов ложными и незаконными, провозгласив единственным и истинным богом солнечного бога Атона. Он запретил даже изображать каких-либо богов, ибо, по его мнению, истинный бог не имеет формы.
Исх.20:3-5
  "Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим... Не поклоняйся им и не служи им" (Исх.20.3,5).
 
 
  Стремясь стереть даже саму память об именах прежних богов, Аменхотеп IV Эхнатон приказал повсеместно их уничтожить. Особенно тщательно стиралось и соскабливалось имя Амона, жрецов которого более всего ненавидел царь; причём, он не пощадил даже имени своего отца, в состав которого входило имя бога Амона. По приказу фараона Эхнатона соскабливались со стен храмов и памятников не только имена прежних богов, но и даже само слово "боги".
Исх.23.13
 "Имени других богов не упоминайте" (Исх.23.13).
- требует Господь Бог
 
  Египтолог Девис отмечал, что с годами Эхнатон становился всё более и более нетерпимым к любому упоминанию о низложенных богах.
 
  Изображения отвергнутого Амона и других богов повсеместно уничтожались, дабы, согласно представлений того времени, избавится от их невидимого присутствия. В Фивах были закрыты восемь огромных храмов Амона, а духовенство было выселено из города и лишено прежней щедрой государственной под- держки. Объявив жрецов лживыми учителями, не почитающими истинного бога Атона, Эхнатон закрыл все жреческие школы. И ему, практически, удалось почти полностью вытеснить древние пережитки культа животных и многобожия (63. с292).
 
  Есть факты, указывающие на столкновения между верховным жрецом Амона в Фифах и Аменхотепом IV ещё на первом году его правления (Ю.Перепёлкин).
 
  Уже через год после воцарения Аменхотеп IV добавил к своему тронному имени наименование Неферхепрура ("Единственный для Ра"). Он провозглашает бога Ра единственным источником истинной веры ("Ра-отец, пришедший как Атон") и объявляет себя самого проводником его откровений. Молодой фараон при- нял титул "Великого ясновидца", который носил и верховный жрец бога Ра в Гелиополе.
 
  Не позднее второго года местопребывание царского двора в Фивах получило название "Замок ликования на небосклоне". Новое божество не могло обходиться без святилища и Аменхотеп IV строит храм Атона в Фивах, в саду Амона между Луксором и Карнаком - величественное здание "Сияние Атона Великого". Однако никаких видимых признаков отрицания старых богов ещё незаметно, и в конце третьего года правления Аменхотепа IV Солнце (Атон) изображалось всё еще в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом - как Ра-Горахте Гелиополя.
  На четвёртом году своего правления Аменхотеп IV посылает сообщение верховному жрецу бога Амона: "Фараон приказывает возвести новый храм в честь "малого бога" (Атона), более великий, нежели чем уже построенные где-либо в Египте, на 400 жертвенных алтарей".
 
  В конце четвертого года правления отношение царя к Солнцу и старым богам резко изменилось. Солнечное имя стали писать в двух картушах, как и имя царя. Вслед за "воцарением" диска Солнца (прежде "царствовал" Амон) резко видоизменилось и его изображение: теперь это круг с уреем (священной змеей) спереди и устремленными вниз лучами с кистями человеческих рук на концах,- образ зримого Солнца - Атона. Перед словом "Атон" ставится знак жизни "анх", означающий "да живет". При богослужении, проводимом, под открытым небом, обраща- ются непосредственно к Солнцу.
 
  Амон утратил своё положения государственного бога вскоре после воцарения Солнца. И это, как отмечает Перепелкин Ю.Я., проявилось в "изменении правовой клятвы". Так, в сделке от "года царствования три" клянутся:
Египетские источники: правовая клятва
"(Как) благосостоит Амон, как благосостоит властитель (фараон)" .
  В приговоре от "года царствования четыре, месяца 2 половодья, числа 7" клянутся иначе:
Египетские источники: правовая клятва

"(Как) [благосостоит] властитель, (как) [благосостоит] властитель".

 

Следовательно, в конце четвёртого года правления Аменхотепа IV уже не клянутся богом Амоном, предпочитая подразумевать его под "властителем", хотя не клянутся и богом Атоном. Позднее клятва примет вид:
Египетские источники: правовая клятва

"(Как) благосостоит Атон (Йот), (как) благосостоит властитель" (Перепелкин Ю.Я. Кэйе и Семнех-ке-рэ. М.1979 c.39-41).

 

Кардинально изменилось и изображение самого царя. Если раньше фараоны представали в образе бога с мощным телом, с торжественной осанкой, с идеали- зированными портретными чертами, то колоссальные статуи Аменхотепа IV (их было около ста, они когда-то обрамляли двор храма Атона) демонстрируют явный разрыв с тысячелетними канонами. Фараон здесь изображен необычно, традиционны лишь одеяние, головной убор, да скрещенные руки на груди с атрибутами власти - плетью и жезлом. Царь показан болезненным человеком с исхудавшим лицом, длинной тощей шеей, одутловатым животом. Тонкая талия резко контрастирует с пухлыми бедрами. Большой нос, полузакрытые веками глаза, крупный рот с отвислой нижней губой и слегка выступающей верхней - все это, не- сомненно, воспроизводило подлинные черты Аменхотепа IV, но было передано с явно подчеркнутой заостренностью, заключало в себе элементы шаржа. ("Череп у царя выдавался назад, лицо было узким, с большими раскосыми глазами, мягко очерченным тонким носом, пухлыми губами и острым, отвислым подбородком... Груди выступали, а грудная клетка была впалой. У невысокого ростом фараона был вздутый живот, бедра толстыми, руки и ноги тонкие" (Ю.А.Перепёлкин. Солнцепоклоннический переворот. История древнего Востока, т.2.М.1988)).
  Несомненно, что требование именно такого решения образа, предельно близкого к натуре, беспощадного в стремлении к искренности, исходило от самого Аменхотепа IV Эхнатона, "живущего правдой" - излюбленный эпитет к его имени. Ваятель Бек (Бакт) в своей надписи подтверждает, что он был лишь "подручным", которого обучил сам фараон.
 
  Рельефы стен храма Атона в Карнаке тоже производили впечатление злой карикатуры - та же болезненная фигура с хилыми руками и ногами, раздутым животом, исхудалой шеей, то же вытянутое лицо с характерным профилем.
 
  По мнению ряда специалистов-искусствоведов (М.Э.Матье и др.) введение нового стиля фараоном-реформатором было закономерным шагом на пути разрушения закостеневшего набора догм в религии и искусстве, как одной из форм выражения религиозных идей.
 
  Важно отметить, что в изображениях Эхнатона, Нефертити и приближенных фараона обязательно подчеркиваются милосердие и благость, мягкая красота и открытость души миру эмоций. Впервые в истории египетского искусства появи- лось изображение фараона в кругу семьи.
 
  На шестом же году царствования Аменхотеп1V ("Амон доволен") изменяет своё имя на "Эхнатон" ("Полезный Атону"; условное египетское произношение "Их-не-Итен"), входящее в полное (пятичленное) тронное имя фараона "Нефер-Хе-пер-Ра Уа-ен-ра-у Эхн-Атон". Новые личные имена получают члены его семьи и сановники (2.с284), если в состав их имён входило имя Амона или некоторых других богов (имена богов Луны не репрессировались, например, имя сына Эхнатона - "Тутанхамон"- "Тот-анх-Амон", ибо Луна - глаз бога Ра, а конкретно бог Тот - "сердце" бога Ра).
 
  В том же году фараон Эхнатон окончательно порывает со старым жречеством, в законодательном порядке запрещает поклонение другим богам и объявля- ет Атона единым государственным богом Египта.
 
  В надписи из Телль-Амарны говорится, что на шестом году правления произошло нечто еще худшее по сравнению с услышанным на первом и четвертом годах. Что же такое "услышал" фараон, что побудило его оставить Фивы и пойти на крайние меры? Существует мнение, что объяснение религиозного переворота Эхнатона лишь социально-политическими факторами не может исчерпывающим образом охарактеризовать весь драматизм ситуации. Некоторые учёные полагают, что египтяне должны были пережить какую-то глобальную природную катастрофу, чтобы не противиться религиозной революции, начатой "сверху" (последствия извержений на Санторине).
 
  В конце концов, Эхнатон вместе со своим двором покидает ненавистные и враждебные ему Фивы и переезжает в выстроенную им в невероятно короткий срок новую столицу царства - "Ахет-Атон (Ай-Йот)" ("Горизонт, небосвод, небосклон Атона"), расположенный на полпути между Фивами и Мемфисом на Ниле.
 
  "Сотворю я Ахет-Атон Атону, моему отцу, (в) этом месте... что возжелал он для себя сам, коим удовлетворился он... на вечность". Примечательно, что на плитах, отмечающих границы Ахет-Атона, упоминается ряд египетских божеств во главе с Амоном.
 
  Ахет-Атон был большим, красивым и величественным городом ("великий очарованием, приятный красотой для глаз") с садами, царскими дворцами и огро- мным храмом Атона, основное святилище которого находилось под открытым небом (рассчитано, что район храма располагался на площади 730 х275 м). Ахет-Атон прославлялся (надпись в гробнице) как "могущественный город лучезарного Атона, великий в своём очаровании... полный богатств, с (огромным) жертвен- ником Атона в центре него". "Он (Атон) опьяняет мой взгляд... его свет заливает землю... Всё оживает, когда он восходит в храме Атона в Ахет-Атоне". На одной из реставрированных стен города (длиной 3 м) был изображён восход Атона и пробуждение животного мира (иллюстрации к "Гимну").
 
  Длина главного дворца Эхнатона была около километра. У входа в него высилось сооружение, называвшееся "Восходит Солнце для Эхнатона". В результа- те раскопок (14.) обнаружены широкие главные улицы с домами для знати и узкие переулки с лачугами солдат и ремесленников в кварталах для бедноты, огром- ные продовольственные склады. В домах имелись кирпичные очаги, уборные и помещения для скота; и всё это было необычайно прогрессивно для того времени. Дома-дворцы "солнечного" жречества, занимавшие значительную часть террито- рии города, были украшены роскошными порталами. В этом районе, примыкав- шем к храмовому комплексу, с сотнями жертвенных алтарей под открытым не- бом, находились специальные "дороги процессий", молельни с колоннадой, ску- льптурами, рельефами и символами веры в вечного Атона.
 
  В близлежащих горах найдены 24 каменные усыпальницы с прекрасными рельефами, фресками и надписями; многие из них остались недостроенными. Баре- льефы и гробницы украшены в необычном (реалистичном), не традиционном для египтян стиле, на что и обратил внимание глава прусской экспедиции Ричард Лепсиус, в 1842 году путешествовавший в долине Нила.
 
  Новый общегосударственный бог Атон, культ которого тщательно продуман и декларирован с высоты царского престола, был объявлен богом не только Египта, но также и соседних стран (Куш, Ханаан, Сирия).
 
  В мифологии Египта известен прецедент: бог Осирис, воцарившись, тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов. Далее, Осирис, проповедуя, понёс свет истины и про- сведения жителям других стран (легенда в изложении Плутарха (72.с306)). Осирис никогда не навязывал свои законы варварам, предпочитая убеждение.
 
  Содержание культа единого бога Солнца было, как полагал выдающийся религиозный мыслитель Эхнатон, логично, просто и в достаточной степени образ- но, и поэтому понятно и доступно разноязычным и разноплемённым массам. Фа- раон не только построил храмы богу Солнца во всех крупнейших городах Египта, но внедрил его культ и в Эфиопии (Куш, Нубия), и кое-где в Ханаане (город Тунип). Сохранился барельеф (94.) с изображением сцены, в которой все народы мира слились в порыве религиозного экстаза, взывая в молении к лучезарному богу Атону, причём, службу совершает сам Эхнатон.
 
  "Как блажен воспринявший твоё учение жизни... Да услышу я твой сладостный голос в храме, где ты совершаешь угодные обряды твоему отцу, Атону живому" (надпись в гробнице (94.с305)). По-видимому, Эхнатон лично занимался постановкой обрядности отправления культа Атона, но в дальнейшем передал функции верховного жреца храма в Ахет-Атоне, главного жреца государства, своему самому восприимчивому ученику и сподвижнику Мери-Ра ("Любимец Ра"), который в этом качестве получил должность "Верховный созерцатель солнечного диска (Атона) в храме Солнца города Ахет-Атона", гелиопольский жреческий сан (48.;94.) По этому поводу сохранилось напутствие Эхнатона: "Да будешь ты таковым согласно желанию твоему, ибо ты был слугой моим, который был послушен учению (моему) во всём, что было говорено... Никто кроме тебя сего не сделал. Поэтому даю тебе это высокое звание" (48.с 330).
 
  На девятом году царствования Эхнатона начинается энергичное уничтожение из надписей наименования "Амон".
 
  На двенадцатом году царствования Эхнатон вообще запретил не только термин "боги", но даже и "бог". И бог Атон был объявлен "владыкой", богом-фараоном (при декларировании небытия иных богов). Таким образом, произошло логически неизбежное: великая гордыня страдающего от неизлечимой болезни религиозного фанатика-фараона нашла выход, проявилась, в его учении в виде положения о том, что он не просто сын Солнца, не просто заместитель бога Атона на земле, "плоть" и от плоти его, и от разума, как это утверждалось им ранее, но сам бог Атон; а фараон бог Атон - это и есть он, фараон Эхнатон. Образы бога-от-ца и бога-сына слились.
 
  По этому поводу Ю.Я.Перепелкин (Переворот Аменхотепа IV. М.1967-1984) писал: "как царь, так и само Солнце перестали считаться богами. Отныне оба они строго последовательно назывались только царями. Себя и свое Солнце Эхнатон противопоставил старым "богам" как царей. Таким образом, старых богов отвергли полностью, вплоть до отказа от слова "бог" и от знаков письма, зрительно или мысленно представлявших их. Одновременно получило завершение представле- ние о Солнце как о фараоне. В своем окончательном виде Солнце в образе царя представляло необыкновенное, очень своеобразное, единственное в своем роде явление среди всех прочих видов почитания природы. Неслыханное новшество, впрочем, никак не затрагивало ни представлений о Солнце (Атоне) как создателе и покровителе мира, ни храмовой службы. Какими они были в предшествующие годы, такими и остались".
 
  По-видимому, такое новшество не слишком понравилось сторонникам Эхнатона, и они восприняли его чисто символически. В Танахе гордыня многократно порицается, например (Иер. 50.31,32): "Я - на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Цаваот... и споткнётся гордыня, и упадёт, и никто не поднимет его (её)".
 
  Могущество старинного фиванского жречества Амона-Ра ("жрец" - "раб бога", егип.), тесно связанного родственными отношениями со старой потомствен- ной знатью и со жречеством местных, провинциальных культов, было огромным. Считается (2.с282), что видимая сторона борьбы между фиванским жречеством и фараоном, принявшая в тогдашних условиях неизбежную религиозную окраску, и проявилась в реформе Эхнатона.
 
  Законное царское наследственное право в Древнем Египте, по обычаю, осуществлялось по женской линии (так наз. "утробное право"). Если законный фараон не был женат на старшей дочери царствовавшего до него фараона, принцессе, то дети от этого брака были урезаны в правах наследования престола (48.с107). Отец Эхнатона фараон Аменхотеп III, сорокалетнее правление которого было "весьма счастливым периодом Египта" (48.с323), был женат, видимо, по любви на девушке жреческого звания Тийе (главная жена, царица), ставшей матерью Эхнатона и трёх дочерей (всего же Аменхотеп III имел шестнадцать дочерей и несколько сыновей). Фараон Аменхотеп III счел целесообразным подтвердить права своей главной жены, поставив ее имя рядом со своим на некоторых надписях.
 
  В Долине царей найдена гробница отца (Иуйя) и матери (Туйя) царицы Тийе. Иуйя был жрецом храма бога Мина в городке Ахмиме и стал придворным лишь тогда, когда его дочь сделалась супругой Аменхотепа III. Родителей Тийе пог- ребли с беспрецедентной роскошью и похоронили в царском некрополе (в разное время). Мумия Иуйя прекрасно сохранилась, лучше, чем любая другая из тех, что были найдены в Долине царей. Черты лица не искажены, сильное и величест- венное лицо пожилого мужчины поражает своей невероятной жизненностью.
 
  По-видимому, фиванское жречество, ревниво следившее за соблюдением "утробного права", с самого начала оспаривало законность престолонаследия будущим Аменхотепом IV Эхнатоном, сыном Тийе; и по этой причине Эхнатон, воз- можно, внук хурритки, провёл юность в Митанни. Существует достаточно свидетельств, говорящих о том, что в конце жизни Аменхотеп III отошёл от дел правления, а делами государства заправляла его жена Тийе. Она-то, видимо, погасив сопротивление оппозиционного фиванского жречества, ослабленного религиозной политикой, проводимой Аменхотепом III (брат Тийе был верховным жрецом Атум-Ра в Гелиополе ещё при её муже (94.с303)), и посадила на трон своего сына. На это указывает обожествление Эхнатоном своей матери ещё при её жизни: она носила под громоздким париком царицы головной убор богини (см. скульптуру Тийе). Бытует мнение, основанное на письмах царя Митанни Тушратты и царя хеттов Суппилулиумы I (Амарнский архив (86.с449)), что Эхнатон взошёл на престол только после смерти своего отца, без обычного периода соправления (Суппи- лулиумас поздравил Эхнатона с взошествием на престол).
 
  Известно, что в начале своего царствования Эхнатон стремился наладить хорошие отношения с фиванским жречеством, однако, все его постройки в честь великого Амона в Фивах не смогли устранить сильную неприязнь "святых отцов" и всех их приверженцев. Как и его отец, Эхнатон, в нарушение вековой традиции, также женился не на старшей дочери предшествовавшего фараона. Таким образом, молодой царь был вынужден противостоять фиванскому жречеству: необходимо было вначале ослабить, а затем и уничтожить влияние старой, потомственной, служилой знати. И фараон окружил себя своими "выдвиженцами", новой служилой знатью из числа простых, незнатных, людей. Новая знать с готовностью принимала учение Эхнатона и всячески поддерживала религиозную реформу.
Египетские источники
"Я поведаю вам о благодеяниях, оказанных мне государем... Я был простолюдин и по отцу, и по матери... человеком без имущества... Он возвеличил и моих братьев... И когда я сделался господином города, он присоединил меня к князьям и (своим) друзьям, хотя я и занимал (ранее) последнее место... и просил хлеба... Он- бог, подающий жизнь" (надпись из гробницы вельможи, "носителя опахала" (94. с305)).
 
  B социальной структуре египетского общества появилась прослойка людей незнатного происхождения, называвших себя "немху" - "сироты", которые полу- чали от государственной администрации небольшое имущество, в том числе и ра- бов. Выходцы из "немху" занимали в аппарате фараона низшие и средние долж- ности, а наиболее одаренные и замеченные царём взлетали на вершину пирамиды власти и занимали высшие посты в столице. В окружении Эхнатона выявлено много выходцев из "немху", вознесенных царем и осыпанных благодеяниями: это и военачальник Маи, и казначей Панехси, и стольник Переннефер, и вельможа Туту - все они оставили подобострастные надписи в своих гробницах. Приведём пример одной из таких надписей (Перепелкин Ю.Я. "Переворот Аменхотепа IV").
Египетские источники
 "[Слу]шайте, что я скажу, всякое око (т. е. все, кто прочтет надпись), большие, как и малые! Я расскажу вам о благодеяниях, оказанных мне властителем, и вы скажете: "Как велико сотворенное этому сироте!", и [в]ы пожела[ете] ему (т. е. царю) вековечность в тридцатилетних празднованиях, вечно (быть) владыкою обеих земель (т.е. Верхнего и Нижнего Египта), и он сделает вам [подобное] сде- ланному мне богом, дающим жизнь. Я - сирота об отце (и) матери. Создал меня властитель. Он дал стать (?) мне (кем-то), (после того как) обо[гатил] меня своим питанием, (а) я был неимущим. Он дал стать для меня моим людям... (чем-то). Он дал умножиться моим братьям. Он велел заботиться (?) обо мне всем моим лю- дям, (когда) я стал владыкою селения. Он дал смешаться мне с сановниками (и) друзьями (царя, т. е. придворными), (а) я был тем, кто позади".
 
 
  В Египте право на гробницу получали только чиновники, особо приближённые к фараону и получившие титул "имахи", что являлось венцом карьеры. Этот титул указывал (94.с204) на особые отношения между царедворцем и царём, та- кие, например, как между сыном и отцом или жрецом ("рабом бога") и его богом.
 
  Отступников среди пригретых им "немху" Эхнатон карал жестоко. Так, царский гнев обрушился на двух видных сановников - стольника Переннефера и царского писца, военачальника Маи: имена их изглажены, жизнеописания в гробницах замазаны. Надпись в гробнице вельможи Туту говорит о гибели таких ослушников на плахе и сожжении их тел (лишение загробной жизни - ужасная кара для египтянина) - "творит он (фараон) силу против не знающего (по)учения его, жа- лованье его знающему его; противник всякий царя (обречен) мраку... он подпадает под меч, огонь поедает его плоть".
 
  Однако подчеркнем, что рассмотрение реформы Эхнатона лишь в качестве орудия борьбы с Фиванским жречеством, это (96.с31) - "вульгарная социологизация истории". В настоящее время такая точка зрения, как правило, не рассматривается.
 
  По-видимому, при всём своём благородстве, кажущейся простоте и прогрессивности, эхнатонизм не смог снискать одобрения или поддержки ни у кого, кроме выдвинутой фараоном новой служилой знати и их людей. "Нет ничего удивительного в том (82.с34), что столь созерцательная и интеллектуальная доктрина оказалась непонятной простому народу, который либо игнорировал, либо ненавидел её". Сыграло свою негативную роль и низведение бога-творца до уровня фараона, и двойственное отношение эхнатонизма к учению о загробной жизни (96.): "Верующий в загробную жизнь египтянин оказался дезориентированным, а их (таких) было большинство, и все они были в лагере противников Атона (Йота)".
 
  Некоторые жители даже Ахет-Атона тайно продолжали поклоняться привычным и близким, охватывающим все стороны жизни, старым богам: в городе най- дена статуэтка (урна) бога Бэса, божества, охраняющего человека от бедствий. Бог Атон не смог заменить египтянам сонм великих и малых богов, всевозмож- ных духов, "общение" с которыми было насущной, повседневной потребностью.
 
 Различные виды магии при фараоне Эхнатоне, вероятно, также были запрещены и преследовались. Так, "доктором считался лишь тот, кто мог оперировать, принимать тяжелые роды или лечить лекарствами" (Черносвитова М. В царстве пламенного Ра (статья)).
  Египет не сохранил учения Эхнатона о едином солнечном боге Атоне. Монотеизм в чистом виде оказался чуждым и неприемлемым для египтян, хотя и оказал сильное влияние на дальнейшее развитие образа бога Амона, в представление о котором, как о едином боге, воплотились все боги Эннеады и Огдоады ("Я- один, ставший двумя; я - два, ставший четырьмя; я - четыре, ставший восемью; и всё-таки один" (94.с352), Гимны).
 
  Жрецы полагали, что страна переживала болезнь (её царь-бог постоянно болел) и была этим осквернена. Поэтому "боги отвернулись от этой (нечистой) стра- ны, и когда (египтяне) возносили моления богам, чтобы получить предзнамено- вание, то боги молчали" (надпись из Карнака (14.с424)). "Страна была больна и боги повернулись спинами к этой земле... если человек хотел о чём-нибудь поп- росить бога, бог вообще не появлялся" (Надпись на обелиске Тутанхамона в Фиванском храме (63.с255; 86.с510).). "Если посылались войска в Азию расширить границы Египта, не было успеха у них никакого... Неудачи этих военных походов были знаком гнева богов" (54.с211).
 
  Достоверно известно, что царь-еретик был проклят фиванским жречеством сразу же после своей смерти (либо отречения от престола по состоянию здоровья: Эхнатон, как считается, страдал прогрессирующей липодистрофией с 25 лет, а к концу своего правления ослеп). Солнечный город, прекрасный, светлый Ахет-Ат- он, был объявлен обиталищем демонов, покинут его жителями, специально разру- шен и в последствии использовался только как каменоломня.
 
  Как известно, одной из главных причин возникновения липодистрофии являются сильные или длительные стрессы, что в свою очередь указывает на то, что борьба с фиванским жречеством, введение новой религиозной доктрины, не легко давались тонко чувствующему, миролюбивому, доброму по натуре Эхнатону, и стоили ему больших переживаний и нервов, в результате чего он сделался воинствующим фанатиком.
 
  Месть притесняемых фараоном Аменхотепом1V Эхнатоном жрецов Амона "обрушилась на память о нём" (З.Фрейд (85.)). Даже имя его было запрещено произносить. В пространном списке фараонов в храме Абидоса, составленном два века спустя, имя Аменхотепа1V уже не значилось. И если в каких-либо документах он всё же упоминался, то непременно как "враг Эхнатон" (земельные документы эпохи Рамсеса II (94.с344)) либо "отступник (или враг) из Ахет-Атона" ((94.с308) Х1Х династия).
 
Известно также (14.), что даже мумия матери Эхнатона (царица Тийе умерла в возрасте 50 лет) была выброшена из саркофага, а гранитный сарко- фаг второй дочери фараона-еретика был варварски разбит. Имя супруги Эхнатона, царицы Нефертити, активно участвовавшей в религиозных реформах мужа, жрицы бога Атона, принявшей имя "Нефернеферуатон", было тщательно выскоблено на всех памятниках, а её статуи разрушены. Могила Нефертити до сих пор не найдена.
 
  У исследователей не вызывает сомнений тот факт, что Нефертити была близкой родственницей Эхнатона, но она не дочь Аменхотепа III и Тийе. Облик мужа и жены говорит об их близком сходстве - у обоих утонченные худощавые лица с тяжелыми веками и нежно очерченными носами, длинные тонкие шеи, черепа с выступающими затылками. Считается, что Нефертити - египтянка, ее имя, широко распространенное в стране, означало "Прекрасная пришла".
 
  Оказалось, что прекрасная царица тоже пережила муки ревности отвергнутой супруги. Последние годы жизни, начиная с тринадцатого года правления Эхнато- на, Нефертити, мать шести дочерей (она так и не смогла родить наследника), провела вдали от мужа, будучи в опале. Она умерла своей смертью (по предположению египтолога Искендера, в возрасте 35 лет) и погребена в Ахет-Атоне с почестями, как царица, но не как изгнанница. Об этом свидетельствует надпись на её посмертной скульптуре: "Великой царице, заслужившей восхищение Эхнатона, супруге властелина, Нефертити. Пусть живёт вечно".
 
  В 1922 г. раскопками Ахет-Атона руководил английский ученый Л.Вулли. На южной окраине города он обнаружил великолепную усадьбу с садами и прудами, с небольшими сооружениями. Вначале эта усадьба принадлежала Нефертити и ее старшей дочери Мери-та-Атон. Но в поздние годы царствования Эхнатона владе- лица усадьбы сменилась: ею стала побочная жены царя - "шапсе" (честная) Кие (Мери-Кие, дочь хурритки Гилухены, третьей жены Аменхотепа III). По сведени-ям Л. Гарднера (91.с275), архивы указывают на то, что в конце правления Эхнатона Нефертити была вытеснена Мери-Кией, которая стала главной царицей под именем Мери-Атон. (У Эхнатона, как и у Мери-Кие, были большие, слегка раскосые глаза, что может указывать на примесь хурритской крови в его жилах).
 
  И настал час, когда "шапсе" вознеслась выше Нефертити: Мери-Кие стала венценосным сотоварищем Эхнатона, главной царицей под именем Мери-Атон; ей он отдал свой синий венец, царский скипетр и царское облачение (изображения и надписи с именем "Кие переделали на "Мери-Атон"). Страстная натура Мери-Кие живет в ее молитве, обращенной к своему царственному возлюбленному: "Буду обонять я дыхание сладостное, выходящее из уст твоих. Буду видеть я красоту твою постоянно, мое желание. Буду слышать я голос твой сладостнее северного ветра. Будет молодеть плоть моя в жизни от любви твоей. Будешь да- вать ты мне руки твои с питанием твоим, буду принимать я его, живущий прав- дою. Будешь взывать ты во имя мое вековечно, не надо будет искать его. В устах твоих, мой владыка, будешь ты со мною вековечно".
 
  В последние годы правления Эхнатона его сын (или младший брат) Семнех-Ка-Ра (перевод имени "Приносит благодеяния душе (Ка) Ра"), после женитьбы (на тринадцатом году царствования Эхнатона) на своей сестре Мери-та-Атон, старшей дочери, официально был объявлен соправителем фараона. После Эхнатона Семнех-Ка-Ра процарствовал всего два года и умер (либо был убит), а его жена была вынуждена, как и прочие дети фараона-еретика, переменить своё пре-жнее имя на другое - "Мерит-Амон", угодное Фивам.
 
  Согласно интерпретации некоторых изображений, найденных в гробнице Тутанхамона, Эхнатон все же пережил Семнех-Ка-Ра и сам успел назначить себе нового преемника.
 
  Следующим фараоном, царствовавшим десять лет, стал в девятилетнем возрасте Тутанхамон (ранее - Тутанхатон), младший сын Эхнатона (выявлено, что отец и сын страдали одним и тем же редким заболеванием) женатый на Анхесен- паатон ("Живет она Атоном"), третьей его дочери, также принужденной изменить своё имя. Анхесенпаамон (была старше своего мужа на два года) и Тутанхамон ("Живое подобие Амона") были очень любящей парой. Они были сводными братом и сестрой и знали друг друга с детства.
 
  По-видимому, некоторое время культы обоих богов (Атона и Амона) сосуществовали. На стеле, хранящейся ныне в Берлинском музее, Тутанхатон приносит моления Амону, хотя называет себя по-прежнему. В Ахет-Атоне при раскопках обнаружены два кольца с надписями, где фараон уже именует себя Тутанхамоном. В гробнице Тутанхамона найдено изображение царя и его жены Анхесенпаамон, сидящих в одном из залов дворца (возможно, еще Ахет-Атона). Падающие сверху лучи солнца озаряют супругов. При этом солнечный диск изображен так, как его изображали при Эхнатоне: отходящие от диска лучи переходят в челове- ческие ладони, но имя Атона уничтожено и заменено именем Амона. Такая же замена имён произведена и на обнаруженном в гробнице ковчежце с барельефом, передающим различные эпизоды семейного быта Тутанхамона. На кресле, полу чившем название "жреческий трон", упоминаются оба наименования фараона: Тутанхатон и Тутанхамон.
 
  Примечателен запас вин, обнаруженный в гробнице Тутанхамона. Надписи на амфорах позволяют установить, где находились виноградники фараона, кто снабжал его вином, и как долго оно выдерживалось. Большая часть партии вин из гробницы была доставлена из виноградников бога Атона, и обозначена урожаями от 3-го до 21-го года его правления.
 
  Отсюда сделан важный вывод: почитание этого бога длилось не менее 21-го года, т.е. и после смерти Эхнатона. Существует мнение, основанное на артефак- тах, что законспирированные секты Атона просуществовали вплоть до XIII в. до н.э.
  После трёх лет царствования, Тутанхамон оставил Ахет-Атон и вернулся в Фивы, старую столицу. При фараоне Тутанхамоне культ бога Атона перестал быть государственным, заброшенные храмы иных богов ("их молельни развалились, священных ларей не было, а двор, где они когда-то стояли, стал (площадью) для прогулок") от Элефантины на юге и до Дельты на севере начали восстанавливаться, а египтяне вернулись к прежней религии (24.с438). Тутанхамон наз- начал в эти храмы жрецов из местной потомственной знати (54.с211). Жрецам бога Амона Тутанхамон вернул все их права и достояние. Роскошь, с которой был похоронен внезапно умерший Тутанхамон, "воск" в руках жрецов, была выраже- нием благодарности фиванского жречества богу Амону за окончательный триумф древней религиозной традиции. В настоящее время доказано, что фараон Тутанхамон не был убит. Череп ему случайно повредили при вскрытии саркофага. Причиной же его ранней смерти в 19 лет стала инфекция, занесенная в организм после перелома ноги (Тутанхамон был ещё продолжавшим расти юношей неспортивного типа, ростом 168 см).
 
  Далее царствовали сановники Эхнатона, отрёкшиеся от своих прежних офи-циальных религиозных убеждений: Эйе (Айя) - четыре года, и Хоремхеб (тронное имя Сер-Хепри-Ра Ми-Амон), первый фараон XIX династии, - более тридцати лет.
 
  Когда фараон умирал, его, готовя к загробной жизни, отождествляли с богом Осирисом. Для этого совершались сложные церемонии, среди которых одной из важнейших был обряд "отверзания уст". Данное магическое действо должен был осуществить ближайший наследник фараона - его старший сын. Но Тутанхамон умер бездетным. Поэтому "отверзание уст" вынужден был совершить наиболее влиятельный, первый вельможа государства (Эйе (Айя) фактически правил дер- жавой при Тутанхамоне: он стал "главным военачальником" и "главным домопра- вителем", водил войска в походы), который по возрасту годился ему в деды. Сцена эта изображена на одной из фресок в погребальном покое Тутанхамона.
 
  Заметим, что бесспорные права на трон имела лишь вдовствующая царица, юная Анхесенпаамон, и только брак с нею мог легитимизировать нового царя.
 
  Айя (Эйе), захватив престол, показал себя достойным и вполне полезным для страны монархом (48.с336). Эйе нигде, ни одним словом, не упоминает о "новом учении", напротив, он приносит жертвы Амону и другим божествам, делает бога-тые приношения храмам, воздавая должное старым традициям. Считается, что при нем имя бога Атона гонениям не подвергалось. Примечательно, что именно в усыпальнице, приготовленной для Эйе в Ахет-Атоне, и был обнаружен выграви- рованный на стене "Большой гимн богу солнца Атону".
 
  Когда фараон Эйе умер, вероятно, от чумы (гробница в Баб-эль-Молуке, на западе от Фив), на некоторое время страну охватила анархия и "Фивы стали добы- чей разбойничьих банд, которые устремились к царским могилам". Для подавления бунта черни фиванское жречество, по-видимому, обратилось к князю Хорем- хебу, в это время (48.с337) приватно жившему в своём городе Ха-Сутене (война с хеттами из-за чумы прекратилась), как к наиболее опытному военачальнику. Пос- ле того, как Хоремхеб жестоко расправился с бунтовщиками и восстановил поря- док, жрецы, от имени бога Амона, видимо, предложили ему, представителю старой номовой аристократии, зарекомендовавшему себя как "человек хорошей ре-путации" ещё при Аменхотепе III, занять пустующий престол. Чтобы узаконить свой приход к власти, Хоремхеб женился на Мутнеджнет (Нотем-Мут), младшей сестре Нефертити, принцессе царской линии (либо был женат на ней ранее). В по- следствии лишь Хоремхеб официально признавался первым законным фараоном после Аменхотепа III. И, тем не менее, кое-какие противоречия между царской властью и жречеством не были улажены: фараон Хоремхеб не остался в Фивах, а через два месяца отплыл на север в Мемфис.
 
  Став царём, Хоремхеб проявил себя (94.с318) как проницательный, мудрый и гуманный правитель, борец со злоупотреблениями чиновничества. Он учредил в каждом городе судебные палаты из жрецов и знати. По отношению к эхнатоновским чиновникам репрессии и акты произвола запрещались специальным его ука- зом. Более того, Хоремхеб, по сути, продолжил политику Эхнатона по выдвиже- нию на государственную службу многих представителей средних слоев. Подобно Эхнатону "Его величество (Хоремхеб) советовался со своим сердцем... чтобы прогнать зло и уничтожить неправду" (из указа, начертанного на южной стороне Карнака). Основные усилия Хоремхеб направлял на внутреннюю консолидацию страны (2.с287), при нём началось военно-политическое возрождение Египта. Хо- ремхеб ежегодно лично объезжал страну.
 
  Жестоким преследованиям подверглись исключительно идейные сторонники учения Эхнатона, бывшие служители культа Атона, которым пришлось скрываться либо бежать из страны (таким, как жрец Мери-Ра). Выполняя волю фиванского жречества, Хоремхеб завершил ликвидацию реформы Эхнатона. Он приказал восстановить все разрушенные при Эхнатоне "дома богов", изваять все их изображения, какими они были прежде, и поставить на прежние места в храмах: "Он восстановил храмы от болот Дельты до вод Нубии". По приказу Хоремхеба был разрушен Ахет-Атон. При нём были снесены все храмы Атона, а материал их употреблён на реставрацию святилищ других богов. Хоремхеб безжалостно унич- тожил не только все, что было связано с Эхнатоном и с культом Атона, но и со своими двумя непосредственными предшественниками - Тутанхамоном и Эйе. Он присвоил все их сооружения и статуи, стерев прежние имена и поставив взамен свое.
 
   В одной из надписей того времени говорится (63.с258): "Горе тому, кто нападёт на тебя, (Амон)! Твой город (Фивы) существует, а напавший на тебя низвергнут. Проклятие на того, кто грешит против тебя, где бы то ни было... Святилище того, кто напал на тебя, лежит разрушенным во мраке".
  Следовательно, с точки зрения ортодоксального фиванского жречества, еретик царь Эхнатон был болен и лишился власти по воле бога Амона, будучи про- клят им за вероотступничество. Проклятие Амона, величайшего египетского бога того времени, лишало человека ритуальной чистоты в глазах его окружения; общение же с таким человеком оскверняло и вызывало "божьи кары". Отсюда и ассоциативное отождествление (Манефоном и Апионом) духовной "нечистоты" последователей учения Эхнатона с телесной, физической "нечистотой" больных различными кожными заболеваниями (Мойсей и Осарсиф).

Следующая страница.

 

 

  

  Список литературы

 
  1. Мифологический словарь. Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М.1991.
  2. История Древнего мира. ч1. Под ред. И.М.Дьяконова. М.1989.
  3. Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. М.1974.
  4. История Древнего Востока.ч1.Месопотамия. Под ред. И.М.Дьяконова. М.
   1993.
  5. Бибби Жд. В поисках Дильмуна. М.1984.
  6. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М.1965.
  7. Азимов Айзек. В Начале. М.1989.
  8. Поэзия и проза Древнего Востока. Общ. ред. И. Брагинского. М. 1973.
  9. Крамер Самюэль. Шумеры. М.2002.
  10. История эстетической мысли. Сб. т1. Древний мир. Средние века.
  11. Ллойд Сетон. Археология Месопотамии. М.1984.
  12. Фрезер Д.Д. Фольклёр в Ветхом Завете. М.1989.
  13. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М.1990.
  14. Церен Э. Библейские холмы. М.1966.
  15. Изакс Я. Наш народ. Бруклин.1976.
  16. Хрестоматия по истории Древнего мира. ч1. Ред. М.А.Коростовцева.
   М.1980.
  17. Рот С. История евреев с древнейших времён по шестидневную войну.
   Ж-л "Век", 3.с41. Рига.1989.
  18. Кандель Ф. Кто мы..Ж-л "Век", 3-4.с33. Рига. 1989.
  19. Мифы народов мира. т1. Под ред. С.А.Токорева. М.1987.
  20. Штайн Лотар. В чёрных шатрах бедуинов. М.1981.
  21. История лингвистических учений. Древний мир. М.1989.
  22. Источниковедение. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищева.
   М.1984.
  23. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищева. М.1988.
  24. Замаровський Войтех. Спочатку був Шумер. Киев. 1983.
  25. Эсхил. Орестея. Агамемнон. М.1961.
  26. Кленгель-Брант Эвелин. Вавилонская башня. М.1991.
  27. Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем
   Востоке. Отв. ред. И.А.Стучевский. М.1987.
  28. История Древнего Востока. Материалы по историографии. Под ред. В.И. Кузищева. М.1991.
  29. Критика иудейской религии. Отв. ред. М.М.Персиц. М.1962.
  30. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. М.1983.
  31. Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М.1986.
  32. Афанасьева В.К. Одна шумерская песня о Гильгамеше и её
   иллюстрации в глиптике. ВДИ. 1. 1961.
  33. Kramer S.N. From the Tablets of Ur. Indianapolis, Colorado. 1965, p290.
  34. Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. М.
   1981.
  35. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.1989.
  36. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.1983.
  37. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй Древнего Дву-
   речья. М.1959, с206.
  38. Лирическая поэзия Древнего Востока. М.1984, с37-38.
  39. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М.1990.
  40. Кауфман И. и др. Еврейская история и религия. Израиль. 1990.
  41. Очерки истории еврейского народа. ч1. Под ред. Ш.Эттингера. Израиль. 1990.
  42. Еврейские праздники и даты. Пурим. Под ред. рава Й.Мазора. Израиль.
   1992.
  43. Флавий Иосиф. Иудейские древности. М.1994.
  44. Библиотека Флавиана. Вып.3. М.1994. Иосиф Флавий. Против Апиона.
  45. Библиотека Флавиана. Вып.3.М.1994. С.Лурье. Антисемитизм в Древнем мире.
  46. Шомрей Эмуна. Молитвенник. Израиль. 1990.
  47. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.1992.
  48. Бругш Г. Всё о Египте. М.2000.
  49. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.1998.
  50. Финикийская мифология. Под ред. Ю.С. Довженко. С-П.1999.
  51. От начала начал. Антология. Под ред. В.К. Афанасьевой. С-П.1997.
  52. Ларичев В.Е. Мудрость змеи. Новосибирск. 1989.
  53. Дьяконов И.М. Люди города Ура. М.1990.
  54. История Древнего мира. Древний Восток. Минск.1999.
  55. Грант Майкл. История Древнего Израиля. М.1998.
  56. James E.O. The Free of Life. Leiden.1966.
  57. Голан Ариэль. Миф и символ. Иер.-М.1994.
  58. Falkenstein A.,Festschrift J. Friedrich. Heidelberg. 1959.
  59. Falkenstein A.Sumerische und akkadische Humnen und Gebete. Zurich.1953.
  60. Раввин Менахем Акоэн. Еврейские праздники. Тель-А.1975.
  61. Энциклопедия иудаизма. Меир Натив. Иер.-Тель.1983.
  62. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М.2000.
  63. Авдиев В.И. История Древнего Востока. Л.1953.
  64. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир
   Танаха.Минск.1998.
  65. Мень А. История религии. М.1994.
  66. Ранович А.Б. Очерки истории древнееврейской религии. М.1937.
  67. Gadd G.J. The Fall of Nineveh. London.1923.
  68. Kramer S.N. Sumerian mythology. Ph.1994.
  69. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.1994.
  70. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. 1976/1992.
  71. Бадж Уоллис. Легенды о египетских богах. М.1997.
  72. Хенкок Г. Ковчег Завета. М.1999.
  73. Бацалёв В., Варакин А. Тайны археологии. М.1999.
  74. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.1971.
  75. Мишна. Трактат Мегила. Иерусалим. 1994.
  76. Герасимов М.М. Палеонтологическая стоянка Мальта. С.Э. 1958, 3.
  77. Султанович Зеев. Живая связь. Еврейская история, традиции и культура.
   Тель-А.1997.
  78. Любимов Лев. Искусство Древнего мира. М.1980.
  79. Пальмов М. Идолопоклонство древних евреев. С-П. 1897.
  80. Монтэ Пьер. Египет Рамсесов. Смоленск.2000.
  81.Новомирова В. Гиксосы. Киев. 1998.
  82. Элиаде Мирче. Священные тексты народов мира. М.1998.
  83. Рак И. Легенды и мифы Древнего Египта. С-П. 1998.
  84. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М-Л.1956.
  85. Фрейд Зигмунд. Сб. "Я и Оно". Человек по имени Моисей и монотеист-
   ическая религия. М.1999.
  86. Великовский Эммануил. Эдип и Эхнатон. Ростов. 1996.
  87. Войцеховский А.И. Тайны Атлантиды. М. 2000.
  88. Конелис В.Ю. Сошедшие с небес и сотворившие людей. М.2001.
  89. Кьера Э. Они писали на глине. 1994.
  90. Элфорд Алан. Боги нового тысячелетия. М.1999.
  91. Гарднер Лоренс. Цари Грааля и потомки Адама и Евы. М.2001.
  92. Ренан Эрнест. История израильского народа. М.2001.
  93. Валлон. Рабство в Древней Греции и Риме. М-Л. 1949.
  94. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Минск. 2002.
  95. Циркин Ю.Б. От Ханаана до Карфагена. М.2001.
  96. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М. 1976.
  97. Харден Дональд. Финикийцы. М. 2002.
  98. Ситчин Захария. Война богов и людей. М.2000.
  99. Грейвс Роберт. Иудейские мифы. М.2002.
  100. Тёмкин Э.Н. Мифы Древней Индии. М.1985.
  101. Уайт Елена. Патриархи и пророки. И-во "Источник жизни". 1994.
  102. Зильберман Михаил. Гнев Энлиля. Израйль. 1999.
  103. Зильберман Михаэль. Отцы Авраама. Тель-Авив. 1996.
  104. Мерперт Николай. Очерки археологии библейских стран. М.2000.
  105. Зубов А.Б. История редигий. Кн.1. М.1997.
  106. Циркин Ю.Б. Мифы Угарита и Финикии. М.2003.
  107. Грей Джон. Ханаанцы. М.2003.

 

Обсудить на форуме

Адрес почты редактора: s t o p a n g i n @ r а m b l e r . r u  

Счетчик установлен 17 марта 2008

Используются технологии uCoz